Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности применение элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба) в воспитании физических качеств быстроты и силы у учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования: элементы техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба), как средство развития физических качеств быстроты и сил
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы развития физических качеств у учащихся в процессе занятия греко-римской борьбой подростка…………………………5
1.1.Основные задачи физического воспитания школьников………...……….5
1.2. Выявление физических качеств и способностей………………...……….7
1.3.Техническая подготовка подростка…………………………………...….22
1.4. Специализированные подвижные игры с элементами греко-римской борьбы как фактор формирования физических качеств…………………….23
1.5. Методика применения специализированных подвижных игр при развитии физических качеств………………………...……………………26
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию физических качеств быстроты и силы в процессе овладения элементами греко-римской борьбы…………………………………………………………………………..29
2.1. Выявление уровня сформированности физических качеств (силы, быстроты)……………………………………………………………………….29
2.2. Формирующий этап. Содержание специализированных подвижных игр с элементами Греко-римской борьбы при развитии физических качеств……………………………….……………………………………….35
2.3. Результаты эксперимента. Контрольный этап.....................................45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литература………………...……………………..……………………48
Приложение…………..……………
Точность воспроизведения мышечных усилий при выполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с 8-летнего возраста. При этом способность оценивать вес предметов развивается в основном с 8 до 10 лет, а способность воспроизводить задаваемую» величину мышечного усилия — после 11 лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, где вес предметов строго дозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метание спортивных снарядов на разное расстояние, что обусловливает приложение различных мышечных усилий. Для развития данной способности у младших школьников используют упражнения с предметами, схожими по форме, но разными по весу. Сначала ученику предлагают опробовать все предметы, расположенные в последовательности возрастания их веса. Затем последовательность расположения предметов меняют, и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой (например, в два раза тяжелее). Закрепление приобретенной способности осуществляется при усложнении заданий (например, выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организуют методику развития точности мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений. Вначале ученику предлагают выполнить прыжок (например, в длину) с максимальным результатом. После этого устанавливают ориентиры, соответствующие 25—50—75% от максимального результата, и школьники выполняют прыжки по заданию учителя на заданное расстояние). Затем прыжки по заданию выполняют без ориентиров, и, наконец, школьники выполняют прыжки на самостоятельно выбранное расстояние, сообщая свой результат учителю. Для развития точности усилий мышц плечевого пояса эффективными являются упражнения в метании спортивных снарядов. (Матвеев Л.П 1991)
В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности — точность пространственных, силовых и временных параметров — развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Осуществляя такое воздействие, необходимо помнить, что данные способности наиболее эффективно развиваются у школьников в фазе повышенной работоспособности. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. (Коц Л.М. 1986)
Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Статическое равновесие развивают посредством усложнения структуры упражнения и изменения психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или с закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Чувство равновесия развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом — за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений. Например, при развитии статического равновесия сначала выполняют упражнения из исходного положения основной стойки, затем — стоя на носках или стоя на гимнастической скамейке. Упражнения могут быть усложнены за счет вариативности их выполнения (например, стоя поочередно на правой и левой и т. д.). Выполнение этих упражнений вызывает необходимость сохранения заданной позы (например, и. п. — о. с, руки в стороны — держать на три счета, подняться на носки — держать на три счета и т. д.).
Динамическое равновесие характеризуется удержанием тела в пространстве при выполнении двигательных действий. Здесь используют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнении необходимо точное воспроизведение амплитуды движений, сохранение направленности двигательных действий. (Матвеев Л.П 1991)
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного Внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученности движениям), а с другой — наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.
Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения представляет собой сенсорную реакцию. (Коц Л.М. 1986)
Гибкость — это способность проявлять наибольшую подвижность суставов и сочленений, дающая возможность выполнять движения с большей амплитудой.
Гибкость зависит от анатомо-физиологических особенностей суставных поверхностей и окружающих суставы мягких тканей, а также от функционального состояния центральной нервной системы, регулирующей тонус мышц.
Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости в среднем на 19—20%, а пассивной — на 10—11%. В то же время использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости в среднем на 13%, а пассивной —-на 20%, Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на уроке (серии уроков), а 20% —на выполнение статических упражнений.
Например, на развитие гибкости на уроке отводят 10 мин: из них 4 мин ученики выполняют активные движения (махи, наклоны, приседания), следующие 4 мин — упражнения с отягощением (те же наклоны, но с удержанием набивного мяча на прямых руках) и оставшиеся 2 мин — удержание поз в упражнениях, требующих высокой подвижности в суставах (стойки на лопатках, «мост», «шпагат» и т. д.).
Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости.
Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками упражнения на развитие гибкости нужно включать постоянной в большом объеме. Эти упражнения применяют также в комплексах утренней гимнастики, в играх на переменах и т. д. (Коц Л.М. 1986)
1.3. Формирование двигательных умений и навыков.
Техническая подготовка учащегося — процесс формирования техники выполнения специальных упражнений, приемов и их различных комбинаций, применяемых в физической культуре.
Следует различать общую и специальную техническую подготовку.
Общая техническая подготовка — это формирование разнообразных двигательных умений и навыков, охватывающих различные варианты технического решения спортивно-педагогических задач в соответствии с наиболее полным использованием возможностей занимающихся. Общая физическая подготовка предполагает, что умения и навыки формируются на базе большой двигательной подготовленности занимающихся, т. е. умения бегать, прыгать, плавать, участвовать в различных спортивных играх и т. д. В отличие от нее, общая техническая подготовка не направлена непосредственно на достижение спортивного результата, а имеет целью изучение наиболее широкого круга технических действий и формирование навыков выполнения необходимых в движений, различных по направлению, амплитуде и другим характеристикам.
Специальная техническая подготовка — это формирование навыков выполнения технических действий в различных условиях спортивной деятельности в соответствии с особенностями каждого занимающегося.
В отличие от общей технической подготовки, специальная подготовка труднее поддается планированию. Избрание основной техники для каждого занимающегося иногда происходит случайно, в процессе учебных занятий на основе анализа деятельности занимающегося.
Формирование двигательной деятельности учащихся происходит под непосредственным руководством преподавателя, который дает необходимые указания по исправлению неточностей и ошибок.
1.4. Специализированные подвижные игры с элементами греко-римской борьбы как фактор формирования физических качеств.
Игры - это естественные локомоции ребенка. Они вытекают из сущности его. Через естественные движения, оформленные в виде игры мы подводим ребенка к занятиям греко-римской борьбой. Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в развитии физических качеств у учащихся общеобразовательных школ. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения, в которой подвижные игры занимают большую место (Долганов О.В., Раппопорт Л.А. 2003.).
Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества (Ашмарин Б.А. 1978, Бальсевич В.К. 1993, Грошенков С.С. 1969).
Используя игры, преподаватель может заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя последовательно обучение, как технике, так и тактике, в данном случае, Греко- римской борьбы.
Интересны рассуждения В. Всеволодского-Генгросса во введении книги «Игры народов СССР» (В. Всеволодского 1983), где прослеживается взаимовлияние подвижных и сюжетно-ролевых игр. Так, он пишет: «Возьмем первый попавшийся пример: скажем, игру в ловитки. Начнем с простейших ловиток, в которых один ловит другого. Но вот рядом игра, в которой ловимый имеет «дом», где он может укрываться от преследования, или игра, в которой ловящий скачет на одной ноге или ловит с руками, завязанными на спине. Далее - то же, но с превращением пойманных в подручных ловцов. Далее ловитки партиями с очередными двумя городами, взятием пленных, их высвобождением и т.д. И наконец, игра в войну, в центре которой очень часто те же ловитки. Перед нами, несомненно, ряд родственных игр: на плечах стоят с одной стороны простые ловитки, с другой - игра в войну, а посередине постепенно осложняемый или, наоборот, если идти от войны к ловиткам, упрощенный ряд». Идея с генетическим усложнением игры, наблюдаемая в жизни, является плодотворной для игрового метода обучения, линия усложнения должна решать дидактическую задачу, и тогда игры приобретают педагогическое значение.
Этот пример близок к специализированным играм Греко-римской направленности, в которых идут простые игры, где нужно применять элементарные приемы борьбы к играм, в которых наблюдается развитие тактических замыслов. Так, в специализированных играх можно соединить подвижную игру с тактической игрой.
Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Игра создается в целях обучения и развития физических качеств. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
«Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей» (В. Всеволодского 1983).
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед учащимися, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений между учащимися.
Усвоенные правила игры становятся «точкой опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакции, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.
Следует учитывать, что игровые правила, не всегда предъявляются в прямой форме указаний; многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регламентирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.
Специализированные подвижные игры для борьбы, используемые в нашей работе, соединили черты подвижных и дидактических игр.
1.5. Методика применения специализированных подвижных игр при развитии физических качеств.
Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей,
Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у учащихся необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых физических качеств (Бальсевич В.К. 1993).
Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение учащихся во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.