Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности применение элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба) в воспитании физических качеств быстроты и силы у учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования: элементы техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба), как средство развития физических качеств быстроты и сил
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы развития физических качеств у учащихся в процессе занятия греко-римской борьбой подростка…………………………5
1.1.Основные задачи физического воспитания школьников………...……….5
1.2. Выявление физических качеств и способностей………………...……….7
1.3.Техническая подготовка подростка…………………………………...….22
1.4. Специализированные подвижные игры с элементами греко-римской борьбы как фактор формирования физических качеств…………………….23
1.5. Методика применения специализированных подвижных игр при развитии физических качеств………………………...……………………26
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию физических качеств быстроты и силы в процессе овладения элементами греко-римской борьбы…………………………………………………………………………..29
2.1. Выявление уровня сформированности физических качеств (силы, быстроты)……………………………………………………………………….29
2.2. Формирующий этап. Содержание специализированных подвижных игр с элементами Греко-римской борьбы при развитии физических качеств……………………………….……………………………………….35
2.3. Результаты эксперимента. Контрольный этап.....................................45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литература………………...……………………..……………………48
Приложение…………..……………
Жембровский Игорь Васильевич
Название темы
Развитие физических качеств у подростков в процессе занятий греко-римской борьбой.
Научный руководитель:
Табукашвили Т.Г.
кандидат педагогических наук
Ростов –на- Дону
2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы развития физических качеств у учащихся в процессе занятия греко-римской борьбой подростка…………………………5
1.1.Основные задачи физического воспитания школьников………...……….5
1.2. Выявление физических качеств и способностей………………...……….7
1.3.Техническая подготовка подростка…………………………………...….22
1.4. Специализированные подвижные игры с элементами греко-римской борьбы как фактор формирования физических качеств…………………….23
1.5. Методика применения специализированных подвижных игр при развитии физических качеств………………………...……………………26
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию физических качеств быстроты и силы в процессе овладения элементами греко-римской борьбы………………………………………………………………
2.1. Выявление уровня сформированности физических качеств (силы, быстроты)………………………………………………………
2.2. Формирующий этап. Содержание специализированных подвижных игр с элементами Греко-римской борьбы при развитии физических качеств……………………………….…………………………
2.3. Результаты эксперимента. Контрольный этап..........................
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литература………………...……………………..…
Приложение…………..……………………………………
Введение.
Актуальность. В «Федеральной программе развития образования РФ» большое внимание уделяется работе по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни. В принятом постановлении «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской федерации на долгосрочную перспективу» (2000 – 2010 г.г.) определена стратегия реформирования физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортной сферы как средства оздоровления нации и поддержания высокой трудоспособности для достижения эффективных показателей общественного производства. Эффективное использование средств физической культуры и спорта способствуют предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактики правонарушений, преодолению наркомании, вредных привычек, реализация обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, воспитания здорового образа жизни. Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека. Наиболее эффективным временем для формирования физических качеств является школьный период. Весомое значение для привлекательности физических нагрузок имеет их эмоциональная составляющая. Поэтому так необходимо разрабатывать новые методики развития физических качеств.
Гипотеза исследования: процесс развития физических качеств быстроты и силы в школьном возрасте, будет наиболее оптимизирован при учебных занятиях с элементами единоборств (Греко-римская борьба).
Цель исследования: изучить возможности применение элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба) в воспитании физических качеств быстроты и силы у учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования: элементы техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба), как средство развития физических качеств быстроты и силы.
Объект исследования: процесс развития физических качеств быстроты и силы, в школьном возрасте.
Цель, предмет и объект позволили сформулировать задачи исследования:
1. Определить теоретические аспекты формирования физических качеств быстроты и силы у учащихся.
2. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу развития физических качеств быстроты и силы в школьном возрасте, посредством применения элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба).
3. Разработать методику развития физических качеств быстроты и силы на основе использования элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба).
4. Определить эффективность применения разработанной методики на развитие физических качеств быстроты и силы у учащихся путём контрольного тестирования.
Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
Глава I
Теоретические основы развития физических качеств у учащихся в процессе занятия греко-римской борьбой.
1.1.Основные задачи физического воспитания школьников.
Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Определяются следующие задачи физического воспитания школьников. (Шипелов А.А., Климин В.П. 1979)
Оздоровительные задачи определяют направленность педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности. Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физических качеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление центрального и совершенствование периферического звена нервной системы, активизацию обменных процессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма. Подготовка к нагрузкам, в процессе учебы связана с поддержанием оптимального функционального Состояния организма, высокого уровня его работоспособности в течение учебного дня, недели, месяца, года.
В младшем школьном возрасте особое значение имеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактике плоскостопия, формирования правильных изгибов, позвоночника и т. д. Оздоровительные задачи предусматривают также повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям. (Муравьев В.А. 2004)
Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми в разнообразных условиях жизни. Здесь выделяются задачи, связанные с приобретением знаний о режиме дня, правилах личной гигиены и закаливании, способах (технике) выполнения двигательных действий, а также знания и умения по организации и проведению ежедневных домашних занятий физическими упражнениями.
В младшем школьном возрасте наиболее ответственной образовательной задачей является также создание так называемой школы движений, включающей формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании различных предметов, лазанье и перелазанье, передвижении на лыжах, плавании. В младшем школьном возрасте запас двигательных действий у детей весьма ограничен, что определяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствие разнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленному воздействию на те или иные органы и структуры организма, не позволяет целеустремленно управлять их активностью, а следовательно, добиваться положительных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежать этого негативного явления, осуществляют совершенствование двигательных навыков и умений, приобретенных в дошкольном возрасте, а также обучают новым двигательным действиям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладного характера, но являются необходимыми для всестороннего развития физических способностей. Эти двигательные действия представлены в Комплексной программе физического воспитания учащихся.
Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенции школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях. Содержание учебного процесса в начальной школе должно быть увязано с воспитанием дисциплинированности, воли, коллективных действий. Решение этих задач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к проявлению своих физических возможностей, использованию их в повседневной жизни, побуждает к занятиям спортом. Особенно важно, чтобы условия, в которых решаются двигательные задачи, были максимально приближены к реальной жизни.
1.2. Выявление физических качеств и способностей.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. (Шипелов А.А., Климин В.П. 1979)
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и быстроту.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т.п. Например, в ходе эстафеты с ведением мяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости передвижения, а другие за счет техники ведения. Наблюдаемые различия объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражают по своей сути уровень развития тех или иных физических способностей.
Под физическими способностями понимает относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. (Шипелов А.А, Климин В.П. 1979)
Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество: например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения (например, при беге на дистанции 1500 м и 5000 м, при многоразовом поднимании тяжестей различного веса и т. д.). Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации приспособление к внешним воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б) развитие физических способностей обусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей — через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.