Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа
Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4
1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9
1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12
1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13
1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15
1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21
2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21
2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21
2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21
2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21
2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23
2.3. Организация исследования ………………………………………....….23
.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24
3.1.Анализ использования психологической подготовки
в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29
3. Математико-статистические
методы.
II. 2. 1.
Теоретический анализ .
Теоретический анализ был
Основная часть литературных
источников была взята из библиотеки
кафедры спортивных дисциплин факультета
физической культуры и спорта, библиотечного
фонда Кемеровского Государственного
университета и областной библиотеки
имени Федорова г. Кемерово. Всего было
проанализировано двадцать пять литературных
источников.
- 23 -
II. 2. 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
ПРАКТИКИ
Обобщение существующей практики проводилось с февраля по май 1999 года по результатам:
1) бесед со спортсменами в
- роль психологической подготовки в спортивной деятельности;
- психологическая подготовка в лыжных гонках;
- психологический
настрой перед соревнованиями.
2) экспертного опроса ведущих спортсменов методом глубокого интервью с целью войти в курс проблемы, конкретнее очертить круг вопросов исследования, выдвинуть гипотезу, определить задачи для разработки анкеты. Опрос проводится по следующим темам:
- используете
ли вы в своей тренировочной деятельности
методы психологической подготовки;
Психолого-педагогические:
1. Методы внушения и убеждения.
2. Методы
психической регуляции (
3. Методы воспитания, обучения, психического развития.
4. Методы волевой подготовки (формирования волевых качеств,
уверенности, психической
Методы самовоспитания:
5. Методы самоприказов, самоубеждения, самовнушения.
6. Методы самостимуляции.
7. Методы самоконтроля.
8.
Методы волевой мобилизации.
Сопряженные
методы:
9. Методы планирования, прогнозирования спортивных
достижений, объема нагрузки, средств подготовки.
10. Методы
моделирования,
трудностей и действий по их преодолению.
11. Методы профилактики перегрузки, психологических срывов,
переутомления и т. д.
- 24 -
- какие
методы психологической
вам известны:
- какими
методами психологической
пользуетесь в своей
- важен ли для вас психологический настрой перед соревнованием;
- удается ли вам по своему желанию регулировать свое психическое состояние перед тренировкой, стартом;
- считаете
ли вы, что психологической
подготовке необходимо уделять
столько же внимания, как и
физической, технической и тактической
подготовке.
II. 2. 3.
МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ.
Обработка
результатов исследования проводилась
методами математической статистики –
расчет средней арифметической и
процентное содержание исследуемых
параметров.
II. 3. Организация исследования.
Исследование проводилось на базе СДЮШОР-3
по лыжным гонкам г. Кемерово с февраля
по май 1999 года. В нем принимали участие
студенты факультета физической культуры
и спорта Кемеровского Государственного
университета со специализацией лыжные
гонки и спортсмены СДЮШОР-3.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
III. 1.
Анализ использования
методов психологической
подготовки в тренировочной
практике лыжников-гонщиков.
С февраля по май 1999 года нами проводилось исследование методов психологической подготовки, используемых в тренировочной практике лыжников-гонщиков.
В ходе нашего исследования
установлено, что только 70% опрошенных
используют в своей
- 25 -
психологической подготовке необходимо уделять столько же внимания, как физической, технической и тактической подготовке. Хотя по своему желанию регулировать психическое состояние перед тренировкой или стартом удается только 10% опрошенных (см. таблицу № 1).
О методах психологической
Осведомленность спортсменов о методах психологической подготовки.
Так из представленных данных
мы видим, что наиболее
Следующей
по известности идет группа методов
самовоспитания (3). В этой группе наиболее
распространены методы волевой мобилизации
(40%) и самоконтроля (40%), а также методы
самоприказов (30%). Последней по известности
идет группа психолого-педагогических
методов (2,7), где спортсмены внушения и
убеждения (40%) и волевой подготовки (40%).
Наименее известными из всех методов являются:
методы психической регуляции (10%), самостимуляции
(10%), воспитания, обучения и психологического
развития (20%) и методы профилактики перегрузки
(20%).
Если рассматривать то, насколько
полно спортсменами используются методы
психологической подготовки в тренировочной
практике (см. Табл. № 3), то можно заметить,
что ни одна категория методов не используется
полностью относительно осведомленности
о ней.
Использование спортсменами методов психологической подготовки. Наиболее часто применяется на практике метод волевой мобилизации (40%), а также методы самоприказов, волевой
подготовки,
самоконтроля и моделирования основных
трудностей по (30%). Практически совсем
не используются методы психических регуляции
и самостимуляции (0%).
- 26 -
На
графике № 1 (см. приложение №1)
наглядно представлена
- 27 -
ВЫВОДЫ.
1.
На основе анализа научно-
2.
Нами выявлено, что спортсмены
недостаточно осведомлены о
3.
Определено, что на практике спортсмены
не используют весь арсенал
знаний о психологической
- волевой мобилизации
- самоприказов
- волевой подготовки
- самоконтроля
- моделирования основных трудностей
30%
И только
два спортсмена использовали свои знания
на все 100%.
4.
Анализируя полученные в ходе исследования,
данные можно сказать, что спортсмены
не владеют методами психологической
подготовки в полном объеме и не считают
нужным повышать свои знания в этой области.
Таким образом, мы видим, что
по значимости для спортсменов
такие виды подготовки, как физическая,
техническая и тактическая
- 28 -
Практические
рекомендации:
Для достижения высоких
- 29 -
ЛИТЕРАТУРА.
1. Арет А. Очерки по теории самовоспитания. – Фрунзе -256 с.
2. Байков В.Н., Молжасов В.Н.,Огольцов И.Б., Рыжов Е.Е. Лыжные гонки в вузе .-Брянск: 1978 г.-151 с.,ил.
3. Березин Г.В., Бутин И.М. Лыжный спорт.- М.: просвещение,1973.-272с. С ил.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 368 с.
Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет