Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4


1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9

1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12

1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21


2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24


3.1.Анализ использования психологической подготовки

в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24


ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

психологическая подгодготовка.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

3. Математико-статистические  методы.  

II. 2. 1. Теоретический анализ . 

     Теоретический анализ был проведен  с целью изучения накопленного  опыта; состояния этапе развития теории и методики физического воспитания; а также с целью выявления основных средств и методов психологической подготовки, существующих в тренировочной практике данного вида спорта.

      Основная часть литературных  источников была взята из библиотеки кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта, библиотечного фонда Кемеровского Государственного университета и областной библиотеки имени Федорова г. Кемерово. Всего было проанализировано двадцать пять литературных источников. 
 

                 
 
 

- 23 - 
 
 

II. 2. 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ

ПРАКТИКИ 

     Обобщение существующей практики проводилось с февраля по май 1999 года по результатам:

      1) бесед со спортсменами в количестве 10 человек (5 чел. - II разряд; 3 чел. - I разряд; 1 чел. – КМС; 1 чел. – МС). Беседы проводились по направлениям:

- роль  психологической подготовки в  спортивной деятельности;

- психологическая  подготовка в лыжных гонках;

- психологический  настрой перед соревнованиями. 

2) экспертного  опроса ведущих спортсменов методом глубокого интервью с целью войти в курс проблемы, конкретнее очертить круг вопросов исследования, выдвинуть гипотезу, определить задачи для разработки анкеты. Опрос проводится по следующим темам:

-  используете  ли вы  в своей тренировочной деятельности методы психологической подготовки; 

Психолого-педагогические:

1.  Методы  внушения и убеждения.

2. Методы  психической регуляции (релаксации, восстановления, стимуляции психических  процессов).

3.   Методы воспитания, обучения, психического развития.

4.  Методы  волевой подготовки (формирования волевых качеств,

      уверенности, психической устойчивости). 

Методы  самовоспитания:

5.   Методы самоприказов, самоубеждения,  самовнушения.

6.   Методы самостимуляции.

7.   Методы самоконтроля.

8.   Методы волевой мобилизации. 

Сопряженные методы: 

9.  Методы  планирования, прогнозирования спортивных 

     достижений, объема нагрузки, средств  подготовки.

10. Методы  моделирования, программирования  основных 

       трудностей и действий по их  преодолению.

11.  Методы профилактики перегрузки, психологических срывов,

       переутомления и т. д. 
 

- 24 - 
 
 

-  какие  методы психологической подготовки  из перечисленных 

    вам известны:

-  какими  методами психологической подготовки  вы 

   пользуетесь в своей тренировочной  практике (перечислить);

-  важен  ли для вас психологический настрой перед соревнованием;

-  удается  ли вам по своему желанию  регулировать свое психическое  состояние перед тренировкой, стартом;

-  считаете  ли вы, что психологической   подготовке необходимо уделять  столько же внимания, как и  физической, технической и тактической подготовке.  

II. 2. 3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ 

МЕТОДЫ.

Обработка результатов исследования проводилась  методами математической статистики –  расчет средней арифметической и  процентное содержание исследуемых  параметров.   
 

          II. 3. Организация исследования. 
 

    Исследование проводилось на базе СДЮШОР-3 по лыжным гонкам г. Кемерово с февраля по май 1999 года. В нем принимали участие студенты факультета физической культуры и спорта Кемеровского Государственного университета со специализацией лыжные гонки и спортсмены СДЮШОР-3. 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 

III. 1. Анализ использования методов психологической подготовки в тренировочной практике  лыжников-гонщиков.  

   С февраля по май 1999 года нами проводилось исследование методов психологической подготовки, используемых в тренировочной практике лыжников-гонщиков.

    В ходе нашего исследования  установлено, что только 70% опрошенных  используют в своей тренировочной  деятельности методы психологичексой подготовки. Важность психолгического настроя перед соревнованием отмечают 60%.  Но, несмотря на это, всего 10% опрошенных считают, что  
 
 

- 25 - 
 
 
 

психологической подготовке необходимо уделять столько  же внимания, как физической, технической и тактической подготовке. Хотя по своему желанию регулировать психическое состояние перед тренировкой или стартом удается только 10% опрошенных (см. таблицу № 1).

 

   О методах психологической подготовки  спортсмены осведомлены далеко  не полно (Табл. №2). 
 

                                                                                     Таблица №2. 

    Осведомленность спортсменов о методах психологической подготовки.

                

    Так из представленных данных  мы видим, что наиболее известны  сопряженные методы (4,3), из них чаще всего отмечают методы моделирования основных трудностей (60%), далее – планирования и прогнозирования спортивного результата (50%).

Следующей по  известности идет группа методов  самовоспитания (3). В этой группе наиболее распространены методы волевой мобилизации (40%) и самоконтроля (40%), а также методы самоприказов (30%). Последней по известности идет группа психолого-педагогических методов (2,7), где спортсмены внушения и убеждения (40%) и волевой подготовки (40%). 

     Наименее известными из всех методов являются: методы психической регуляции (10%), самостимуляции (10%), воспитания, обучения и психологического развития (20%) и методы профилактики перегрузки (20%). 

    Если рассматривать то, насколько  полно спортсменами используются методы психологической подготовки в тренировочной практике (см. Табл. № 3), то можно заметить, что ни одна категория методов не используется полностью относительно осведомленности о ней. 

                                                                                 Таблица № 3.

Использование спортсменами методов  психологической  подготовки. Наиболее часто применяется на практике метод волевой мобилизации (40%), а также методы самоприказов, волевой

подготовки, самоконтроля и моделирования основных трудностей по (30%). Практически совсем не используются методы психических регуляции и самостимуляции (0%).  

- 26  - 

    

 На  графике № 1 (см. приложение №1) наглядно представлена зависимость  между осведомленностью о группах  методов психологической подготовки и тем, как они применяются спортсменами в тренировочной практике. Явное различие в высоте столбцов позволяет сделать вывод о том, что ни одна группа методов психологической подготовки не используется в полном объеме знаний о ней. Наименьший разрыв между знанием и применением группы методов представлен  в группе методов самовоспитания (знания используются на 83,3%). Далее идет группа психолого-педагогических методов,  где использование составляет 55,6%. Наиболее сильный разрыв между знанием методов и их применением на практике заметен в сопряженных методах психологической подготовки (знания используются только на 46,5%). Исходя, из приведенных данных можно сделать вывод о том, что на практике применяется не весь арсенал знаний о психологической подготовке. 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 27 - 
 
 
 

ВЫВОДЫ. 
 

1.   На основе анализа научно-методической  литературы установлено, что наиболее  распространенными методами психологической  подготовки являются: психолого-педагогические, самовоспитания и сопряженные методы. Формирование состояния психической готовности лыжника-гонщика к соревнованию происходит в процессе общей и специальной психологической подготовки. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена и его темперамент. 

2.   Нами выявлено, что спортсмены  недостаточно осведомлены о методах  психологической подготовки: из 11 предлагаемых  методов двое из опрошенных  называли по 6, а остальные от 5 и менее, т.е. уровень знаний  о методах психологической подготовки у спортсменов в среднем составляет 32,7%. 

3.   Определено, что на практике спортсмены  не используют весь арсенал  знаний о психологической подготовке, который они имеют. Ими, в  основном, используются методы: 

       - волевой мобилизации                                    40% 

       - самоприказов                                                  30% 

       - волевой подготовки                                        30% 

       - самоконтроля                                                  30% 

       - моделирования основных трудностей         30% 

И только два спортсмена использовали свои знания на все 100%. 

4.   Анализируя полученные в ходе исследования, данные можно сказать, что спортсмены не владеют методами психологической подготовки в полном объеме и не считают нужным повышать свои знания в этой области. 

    Таким образом, мы видим, что  по значимости для спортсменов  такие виды подготовки, как физическая, техническая и тактическая выше, чем психологическая подготовка. 

- 28 -

    
 
 
 

 Практические рекомендации:  

    Для достижения высоких результатов  необходимо больше уделять внимания  методам психологической подготовки  лыжников-гонщиков. 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 29 - 
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 

1. Арет  А. Очерки по теории самовоспитания. – Фрунзе -256 с.

2. Байков  В.Н., Молжасов В.Н.,Огольцов И.Б., Рыжов  Е.Е. Лыжные гонки в вузе .-Брянск: 1978 г.-151 с.,ил.

3. Березин  Г.В., Бутин И.М. Лыжный спорт.- М.: просвещение,1973.-272с. С ил.

4. Бутин  И.М. Лыжный спорт: Учеб. Пособие  для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 368 с.

Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет