Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4


1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9

1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12

1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21


2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24


3.1.Анализ использования психологической подготовки

в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24


ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

психологическая подгодготовка.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Методы  самовоспитания объединяют: 

1. Методы  самоприказов, самоубеждения, самовнушения. 

2. Методы  самостимуляции. 

3. Методы  самоконтроля. 

4. Методы  волевой мобилизации. 

Методы  самовоспитания способствуют формированию устойчивых положительных черт характера, развивают навыки стимуляции волевых  проявлений, регуляции эмоциональных  состояний, обеспечивают развитие способностей. 

Сопряженные методы (задачи психологической подготовки решаются параллельно с задачами специальной подготовки) включают в себя: 

1. Методы  спортивной тренировки. 

2. Методы  планирования, прогнозирования спортивных  достижений, объема нагрузки, средств  подготовки. 

3. Методы  моделирования, программирования основных трудностей и действий по их преодолению. 

4. Методы  для профилактики перегрузки, психических  срывов, переутомления и т.д. 
 
 

- 7 - 
 
 
 

Психическая подготовка спортсмена, по мнению Березина Г.В. и Бутина И.М. [3], должна осуществляться при регулярном контроле реализации принятой программы в форме постоянной оценки личности спортсмена в целом и различных его проявлений. 

Спортивная  деятельность – это особый экстремальный  вид человеческой деятельности, интегрирующий  все многообразие физических, биологических и психических проявлений; это всегда специальная деятельность в конкретном виде спорта. В зависимости от специфики спортивной деятельности вырабатываются те или иные психические качества. “Лыжные гонки развивают преимущественно психическую выносливость, целеустремленность, самостоятельность в постановке и реализации целей, способность к самостоятельным решениям, силу воли и т.д. “ - Байков В.М и др. [2] 

С психологической  точки зрения деятельность осуществляется на уровне интеграции мотивации (системы потребностей и побуждений), самосознания (системы психических явлений, определяющих отношение человека к себе, как к личности и способствующих его социальному развитию), установок, усилий (произвольных и непроизвольных) и информационных процессов.

   В спорте мотивация спортсмена определяется большей честью        потребностью самосовершенствования, самовыражении, в испытании и развитии характера, способностей, воли, а также потребностью в общении с сильными,выносливыми,волевыми,

целеустремленными людьми. На почве этих потребностей у спортсмена формируется стремление достичь успеха в избранном виде спорта. Такое стремление, взаимодействуя с потребностями в самовыражении, формирует мотивацию достижения высоких спортивных результатов. 

    В лыжных гонках, как отмечает Шайхтдинов Р.З. [34], спортсмен борется, прежде всего, с самим собой, так как для достижения успеха он должен преодолеть ряд объективных и субъективных трудностей, в определенной степени “ превзойти”  себя. Основными критериями успешности деятельности лыжника-гонщика являются пространства (длина дистанции) и время (результат).

  При хорошей психологической подготовленности психологические факторы могут способствовать реализации функциональных и технических возможностей спортсмена, экономизации, оптимизации его действий. При плохой психологической подготовленности  эти факторы могут, наоборот, препятствовать достижению успехов в соревнованиях. Если, например,  

- 8 - 
 

лыжник  в процессе гонок будет акцентировать  свое внимание на переживании, возникающих трудностях (“очень устал”, ” все труднее бежать”, ” нет сил, уверенности” и т.п.), то тем самым он непроизвольно, за счет самовнушения, усилит ощущение этих трудностей, нарушит волевую регуляцию своих действий. 

Вот почему, в условиях нарастающих трудностей (утомления, плохого скольжения, высокого темпа), необходимо научиться акцентировать внимание не на их анализе, а на применении оптимальных способов саморегуляции, на мыслях о необходимости достижения высокого результата во имя своей чести, чести команды, коллектива. В трудных условиях соревнований необходимо стремиться формировать состояние уверенности, легкости, энергичности, готовности, используя для этого самоприказы, самовнушения.

     Как отмечает Вяткин Б.А. [8] в  процессе спортивной практики у спортсменов вырабатывается индивидуальная система слов-раздражителей, которые могут действовать успокаивающе, или наоборот, возбуждающе. Эти слова используются для самоободрения (“молодец”, “хорошо”), самоуспокоения (“все будет хорошо”, “нормально”), самоприказов (“спокойно”, “пошел”, “вперед”, “трудности могу преодолеть, хорошо подготовлен к соревнованиям, выдержу темп бега”).

        Необходимо избавиться от мыслей  об усталости, о желании выйти  из борьбы, сбавить темп и т.д. В начале гонки нужно определить оптимальную скорость бега с учетом скольжения, состояния лыжни, самочувствия, а также времени уже стартовавших соперников. 

        Начав гонку, скорость следует  увеличивать постепенно. Вначале  дистанции не рекомендуется стремиться догнать впереди стартовавших соперников. При появлении чувства неуверенности, слабости, надо акцентировать свое внимание и усилия на формировании волевой готовности, используя следующие установки: “эта неуверенность временная, я мобилизуюсь, я энергичен, вынослив, могу проявить волю”. 

        До наступления утомления спортсмены, как правило , бегут быстрее,  чем предполагают. По мере наступления  утомления нарушается четкость  восприятия, программы действий  на различных участках трассы  рекомендуется достаточно подробно разбирать до начала соревнований.  

       
 
 

- 9 - 
 
 
 

1.2. Психологическая  подготовка лыжника-  гонщика

к конкретному соревнованию. 

        Как отмечает Горбунов Г.Д. [10], соревнования – это главное  в спорте. Но все же это только, экзамен, контроль, так сказать, измеритель подготовленности спортсменов. Соревнования, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затрагивают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый, монотонный, а нередко даже изнуряющий и угнетающий. В любом виде спорта, условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Суммарное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое они не испытывают, или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий.

                                 

        Следовательно, как показывает  Родионов А.В. [28], чтобы реализовать  в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

  а) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудач;

б) выполнять  необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы  свести к минимуму число ошибок;

в) быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь их осуществлять;

г) самостоятельно регулировать состояние нервно-психического напряжения. 

        Планирование процесса формирования  готовности к ответственным соревнованиям, по мнению Пуни А.Ц.[26], должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, особенно – темперамента, ибо он определяет динамику и стиль психической деятельности спортсмена.

       По данным психофизиологических исследований Шайхтдинов Р.З. и Шайхутдинов Р.З.[35] выделяют ряд свойств нервной системы, которые в различных сочетаниях могут определять типы высшей нервной деятельности. Эти свойства включают силу, динамичность, подвижность, лабильность и уравновешенность (баланс) нервных процессов. 

      Силы нервной системы (по отношению  к процессу возбуждения) определяется  ее работоспособностью, выносливостью. 

       
 

- 10 - 
 
 
 

 Лыжные  гонки предъявляют высокие требования  к устойчивости, надежности психических  процессов. В лыжном спорте, как правило, высококвалифицированные спортсмены имеют сильную нервную систему. Однако следует заметить, что у спортсменов с относительно слабой нервной системой в процессе тренировок могут сформироваться определенные компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие устойчивость и высокую работоспособность психики в экстремальных условиях соревнований.

                                  -    10    -

         Горская  Г.Б.[11] высказывает мнение  о том, что высокий уровень  физических и психических нагрузок, характерный для спорта, способствует развитию свойств психики, обеспечивающих снижение психической напряженности путем большего рационализма поведения. К таким свойствам личности она относит самоконтроль, осторожность, практицизм, закрытость. Они в большей степени присущи опытным спортсменам с большим стажем выступлений, нежели молодежи, которой свойственны независимость, склонность к риску, целеустремленность. 

        Согласно исследованиям Теплова  Б.М.  и Небылицина В.Д.

[Теплов  Б.М.], динамичность высшей нервной деятельности определяет особенности образования динамических стереотипов

(навыков). Чем динамичнее нервная система,  тем быстрее лыжник овладевает  техникой лыжных ходов, навыками  самоуправления, тактическим мастерством. 

         Подвижность нервной системы определяет способность к переключению нервных процессов при смене условий деятельности. Спортсмены с подвижной нервной системой быстрее приспосабливаются к изменению погоды, состоянию лыжни, скольжения и т.п., адекватнее сочетая одновременные и попеременные способы передвижения.  

        Лабильность определяет скоростные  показатели высшей нервной деятельности. С  ними связаны  скорость  реакции и скорость стереотипных  движений человека. В лыжных гонках  лабильность, в определенной мере, определяет скорость отталкивания ногой при передвижении тем или иным лыжным ходом. 
 

                               
 

-    11   - 
 
 
 

      

 Уравновешенность  нервной системы характеризует  степень сбалансированности процессов  возбуждения и торможения. От  этого свойства нервной системы  зависит способность удержаться  от импульсивных действий. Лыжники  с неуравновешенными нервными  процессами неравномерно проходят гонки, а для уравновешенных и инертных – характерно ровное прохождение всей дистанции. Как правило, спортсмены, если у них  в центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, значительно быстрее проходят первую половину дистанции в гонках, чем вторую, а лыжники, у которых преобладают процессы торможения, обычно быстрее пробегают вторую половину дистанции.

 Один  из основоположников дифференциальной  психологии Теплов Б.М. считал, что свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее другие. Учет темперамента спортсмена весьма важен при прогнозировании индивидуального стиля спортивной деятельности и формирования технико-тактического мастерства [12].

      Психические переживания спортсменов  исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко  требуют от них максимального  напряжения в самых неблагоприятных  условиях. От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит и успех  спортсменов на соревнованиях. Положительное или отрицательное влияние предстартового состояния на спортивные результаты зависит от степени возбуждения нервной системы спортсмена. В зависимости от интенсивности предстартового состояния его можно выделить в различные формы. А.Ц.Пуни (1949г.) например, наметил три формы: стартовая лихорадка, боевая готовность и стартовая апатия. В.Навороцкая (1965г.) предлагает различить пять форм: легкое предстартовое возбуждение, среднее предстартовое возбуждение, сильное предстартовое возбуждение, предстартовая апатия и сильная предстартовая апатия. Самыми благоприятными из них  являются боевая готовность и легкое предстартовое возбуждение.

Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет