Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа
Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4
1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9
1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12
1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13
1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15
1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21
2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21
2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21
2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21
2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21
2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23
2.3. Организация исследования ………………………………………....….23
.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24
3.1.Анализ использования психологической подготовки
в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4
К конкретному
соревнованию…………….………………………...
1.2.1. Этап предварительной
подготовки к соревнованию…..….
1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13
1.2.3. Этап непосредственной
подготовки к соревнованию……...
1.3 Волевая подготовка
лыжников-гонщиков ………………………...…...19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21
2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21
2.2.1. Теоретический
анализ ……………………………………...………...
2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21
2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23
2.3. Организация исследования ………………………………………....….23
.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………
3.1.Анализ использования психологической подготовки
в тренировочной
практике лыжников-гонщиков……………………..…..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность.
В современном спорте высоких достижений,
спортсмен должен обладать способностью,
переносить огромные физические и
психические нагрузки, быстро восстанавливаться
после них, уметь приходить в состояние
высокой готовности накануне ответственных
стартов; реализовывать свои возможности
в экстремальных условиях спортивной
деятельности.
В настоящее время одной из самых
популярных проблем психологии спорта
в Европе является ментальная тренировка
в спорте. По сути, она представляет собой
современное прочтение старейшей и фундаментальной
проблемы спортивной психологии – психологической
подготовки спортсмена к соревнованиям.
Актуальность исследования
Целью работы является выявление наиболее
распространенных методов психологической
подготовки в доступной нам научно-методической
литературе и определение методов психологической
подготовки, используемых в спортивной
практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.
- 3 -
Практическая
значимость заключается в том, что данная
работа может быть использована как методическое
пособие в тренировочном процессе лыжников-гонщиков.
Материалы исследования могут
использоваться тренерами в
Полученные результаты могут представлять интерес для спортсменов других видов спорта, связанных с проявлением качества выносливости.
ГЛАВА
I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ.
Как отмечает Горбунов Г.Д. [10] сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. А спорт высших достижений представляет собой совершенно особый мир, в котором любое воспитание и самовоспитание приобретает свою специфическую окраску.
Григорьянц
И.А.[12] выделяет три основных группы
психологических проблем
Неверкович С.Д. и др. в статье «Европейский взгляд на спортивную психологию»[22] пишет о том, что в настоящее время одной из самых популярных проблем в психологии и спорте в Европе является ментальная тренировка в спорте, фундаментальной проблемы спортивной психологии – психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Разрабатываются различные методы и комплексы ауто - и гетеро-тренинга, помогающие спортсменам овладеть необходимыми умениями и навыками в сферах самопознания, самоконтроля и саморегуляции.
В научно-методической
литературе, рассматривающей
1. Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков.
2. Психологическая подготовка лыжника-гонщика к конкретному соревнованию.
3.
Волевая подготовка лыжников-
1.1. Средства и методы психологической подготовки
лыжников-гонщиков.
В психологии спорта [Березин Г.В., Бутин И.М. -3] выделяют общую и специальную психологическую подготовку. Основными задачами общей психологической подготовки являются:
1. Развитие
психических процессов –
2. Формирование
регуляторных способностей, главным
образом - навыков волевой саморегуляции,
На основе
общей психологической
Эмоционально-мотивационного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.
Основными задачами специальной психологической подготовки являются:
2. Психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, эмоциональных астенических состояний.
Решение
указанных задач осуществляется
с помощью целого комплекса средств
и методов при учете
« Можно выделить три основные группы средств: наглядно-образные, вербальные и двигательные» (Шайхтдинов Р. З. -
“Характеристика психологической подготовки и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков”.//
“ Лыжный
спорт”,-1984 г. № 2). [34]
Наглядно-образные
средства включают:
1. Упражнения
на внимание (концентрация, переключение,
устойчивость);
2. Идеомоторную
тренировку – мысленное
3. Кино,
фото монтажи, графические
Вербальные
(словесные) средства объединяют:
1. Беседы,
лекции, семинары в целях обучения
спортсменов основам
2. Индивидуальные
учебно-педагогические задания,
3. Аутогенные,
психорегулирующие тренировки
4. Средства
самовоздействия для
Двигательные
средства включают в себя:
1. Дыхательные
упражнения, с помощью которых
можно регулировать
2. Средства
специальной физической подготовки.
3. Физиотерапевтические и нетрадиционные средства для восстановления саморегуляции психических и энергетических проявлений.
4. Специальные
психолого-педагогические
Методы,
применяемые в целях
- 6 -
Психолого-педагогические методы включают в себя:
1. Методы
внушения и убеждения.
2. Методы
психической регуляции (релаксации,
восстановления, стимуляции психических
процессов и др.)
3. Методы
воспитания, обучения психического
развития.
4. Методы
волевой подготовки (формирования
волевых качеств, уверенности,
психической устойчивости).
Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет