Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4


1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9

1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12

1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21


2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24


3.1.Анализ использования психологической подготовки

в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24


ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

психологическая подгодготовка.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

                               
 

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4 

    1. Средства  и методы психологической подготовки                        лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
    2. Психологическая подготовка лыжника-гонщика

    К конкретному  соревнованию…………….………………………...9

    1.2.1. Этап предварительной   подготовки к соревнованию…..….12

    1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

    1.2.3. Этап непосредственной  подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21 

2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический  анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение  опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические  методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24 

3.1.Анализ использования  психологической подготовки

в тренировочной  практике лыжников-гонщиков……………………..…...24 

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29 
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ. 

Актуальность. В современном спорте высоких достижений, спортсмен должен обладать способностью, переносить огромные физические  и психические нагрузки, быстро восстанавливаться после них, уметь приходить в состояние высокой готовности накануне ответственных стартов; реализовывать свои возможности в экстремальных условиях спортивной деятельности. 

        В настоящее время одной из самых популярных проблем психологии спорта в Европе является ментальная тренировка в спорте. По сути, она представляет собой современное прочтение старейшей и фундаментальной проблемы спортивной психологии – психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. 

       Актуальность исследования психологической  подготовки лыжников определяется  требованиями современного спорта  и необходимостью разработки  научно-обоснованных методов данной  подготовки. В настоящее время  тренеры располагают достаточно  апробированными методами физической, технической и тактической подготовки. Разрабатываются различные методы и комплексы ауто - и гетеро-тренинга, помогающие спортсменам овладевать необходимыми умениями и навыками в сферах самопознания, самоконтроля и саморегуляции. Однако, изучение состояния вопросов психологической  подготовки, показывает, что многие тренеры и спортсмены не уделяют достаточного внимания этому важному разделу. В имеющейся по этой теме литературе обнаруживаются расхождения в трактовке методов, также нет достаточно четких рекомендаций по поводу применения на практике существующих средств психологической подготовки. Таким образом, обозначенный круг проблем подтолкнул нас к работе по изучению данной темы на примере лыжных гонок. 

        Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике. 

        Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

          

- 3 - 
 
 
 

Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована как методическое пособие в тренировочном процессе лыжников-гонщиков. 

           Материалы исследования могут  использоваться тренерами в работе  с воспитанниками. 

             Полученные результаты могут представлять интерес для спортсменов других видов спорта, связанных с проявлением качества выносливости.

                           

      

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. 
 

      Как отмечает Горбунов Г.Д. [10] сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. А спорт высших достижений представляет собой совершенно особый мир, в котором любое воспитание и самовоспитание приобретает свою специфическую окраску.

      Григорьянц  И.А.[12] выделяет три основных группы психологических проблем спорта, существующих на сегодняшний день. Первая группа – социально-психологические  проблемы руководства, управление и  организация спорта как социального явления. Вторая группа проблем – психолого-педагогические проблемы воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. Третья группа проблем – собственно психологические проблемы самой научной дисциплины.

      Неверкович  С.Д. и др. в статье «Европейский взгляд на спортивную психологию»[22] пишет о том, что в настоящее время одной из самых популярных проблем в психологии и спорте в Европе является ментальная тренировка в спорте, фундаментальной проблемы спортивной психологии – психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Разрабатываются различные методы и комплексы ауто - и гетеро-тренинга, помогающие спортсменам овладеть необходимыми умениями и навыками в сферах самопознания, самоконтроля и саморегуляции.

В научно-методической литературе, рассматривающей психологическую  подготовку  лыжников-гонщиков, выделяют такие разделы как:

      1. Средства и методы  психологической  подготовки  лыжников-гонщиков.

      2.  Психологическая подготовка  лыжника-гонщика к конкретному соревнованию.

      3. Волевая подготовка лыжников-гонщиков. 

                                  -   4    - 
 
 
 

1.1.     Средства и методы психологической подготовки

лыжников-гонщиков. 

В психологии спорта [Березин Г.В., Бутин И.М. -3] выделяют общую и специальную психологическую подготовку. Основными задачами общей психологической подготовки являются:

1. Развитие  психических процессов – волевых  усилий, познавательных,сенсомоторных,  эмоционально-мотивационных процессов;

2. Формирование  регуляторных способностей, главным  образом - навыков волевой саморегуляции,  навыков самовнушения, самоприказа,  концентрации и переключения  внимания.

На основе общей психологической подготовки происходит развитие самосознания, совершенствуются регуляторные механизмы, обеспечивающие интеграцию и устойчивое функционирование всех его структурных уровней:

Эмоционально-мотивационного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.

Основными задачами специальной психологической подготовки являются:

  1. Формирование готовности к основным соревнованиям, главным образом - уверенности и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой устойчивости стенических эмоциональных состояний.

2. Психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, эмоциональных астенических состояний.

Решение указанных задач осуществляется с помощью целого комплекса средств  и методов при учете специфических  особенностей спортивной деятельности.

« Можно выделить три основные группы средств: наглядно-образные, вербальные и двигательные»    (Шайхтдинов Р. З. -

“Характеристика психологической подготовки и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков”.//

“ Лыжный спорт”,-1984 г. № 2). [34] 
 
 
 

                                  -     5     -   
 
 
 
 

                          
 

Наглядно-образные средства включают: 

1. Упражнения  на внимание (концентрация, переключение, устойчивость); 

2. Идеомоторную  тренировку – мысленное выполнение основных технико-тактических действий; 

3. Кино, фото монтажи, графические изображения,  рисунки схемы и др.  
 

Вербальные (словесные) средства объединяют: 

1. Беседы, лекции, семинары в целях обучения  спортсменов основам спортивной  тренировки, методам формирования  готовности, самоконтроля, саморегуляции.  

2. Индивидуальные  учебно-педагогические задания,  установки на решение определенных  задач; 

3. Аутогенные, психорегулирующие тренировки в  целях регуляции психических  состояний, стимуляции работоспособности,  а также  в целях восстановления; 

4. Средства  самовоздействия для формирования  состояния готовности, уверенности,  для самовоспитания. 

Двигательные  средства включают в себя: 

1. Дыхательные  упражнения, с помощью которых  можно регулировать психическое  состояние; 

2. Средства специальной физической подготовки.  

3. Физиотерапевтические и нетрадиционные средства для восстановления саморегуляции психических и энергетических проявлений.

                                   

4. Специальные  психолого-педагогические средства, применяемые с учетом задач воспитания, обучения и психического развития. 

Методы, применяемые в целях психологической  подготовки спортсменов  Шайхтдинов Р.З. [34] объединяет в три основные группы: психолого-педагогические, методы самовоспитания и сопряженные. 

- 6 - 
 
 

Психолого-педагогические методы включают в себя:

 

1. Методы  внушения и убеждения.   

2. Методы  психической регуляции (релаксации, восстановления, стимуляции психических процессов и др.) 

3. Методы  воспитания, обучения психического  развития. 

4. Методы  волевой подготовки (формирования  волевых качеств, уверенности,  психической устойчивости). 

Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет