Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4


1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9

1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12

1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21


2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24


3.1.Анализ использования психологической подготовки

в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24


ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

психологическая подгодготовка.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

      По данным многих авторов у  спортсменов с сильной неуравновешенной  нервной системой стартовая лихорадка встречается чаще, а у спортсменов с сильной уравновешенной подвижной и инертной нервной системой чаще встречается боевая готовность. С.М.Оя в своей работе “ Психологические вопросы предстартовых состояний” [23]говорит о том, что

у квалифицированных  спортсменов предстартовое состояние  выражено сильнее. Однако, в тех случаях, когда у неквалифицированных  спортсменов возникает страх  перед такими видами деятельности, которые представляются им большими субъективными трудностями, предстартовое  

- 12 - 
 
 
 

состояние у них проявляется сильнее, чем  у квалифицированных спортсменов. Наряду с этим Оя С.М.[23] подчеркивает, что спортсмены с высшей квалификацией способны лучше регулировать и управлять своими

эмоциями  перед стартом. Он отмечает, что   более четкое проявление предстартовых сдвигов у квалифицированных и с большим стажем спортсменов имеет условно-рефлекторный характер. У них сильнее проявляется чувство ответственности, их соревнования являются более важными, а эмоциональное напряжение и уровень притязаний гораздо выше.

   Цель психологической подготовки к конкретному соревнованию заключается в формировании состояния психической готовности спортсмена к его началу.

 “Готовность  понимается как состояние спортсмена  в заданный период времени, способствующее наиболее полной реализации им своей подготовленности в конкретных условиях соревнования” (Ильин Е.П. [17]). Григорьянц И.А.[12] говорит о   том, что феномен готовности следует рассматривать как фактор, опосредующий реализацию потенциальных возможностей человека в конкретных условиях. Применительно к теории спортивной тренировки, отмечает он, проблема готовности к конкретному соревнованию должна рассматриваться как проблема своеобразной “промежуточной временной” по отношению к проблеме общей подготовленности и реализации последней в данном конкретном соревновании.

  По  мнению Захарова А.Д.[15], процесс  психологической подготовки к  соревнованию складывается из  нескольких этапов. Первый этап  – предварительной подготовки (с  момента получения первой информации о соревновании до принятия решения готовиться к нему).

Второй  этап – основной подготовки (от начала подготовки к соревнованиям до прибытия на место соревнований).

Третий  этап – непосредственной подготовки на месте предстоящего соревнования (со времени прибытия на соревнования до их окончания).

Каждый  этап имеет свои особенности, обусловленные  поставленными задачами, а также  средствами и приемами их решения. 

          
 
 
 
 
 
 

- 13 - 
 
 

1.2.1. Этап предварительной  подготовки

к соревнованию. 
 

     Это относительно короткий этап. Главная его задача заключается  в сборе предварительной информации  для принятия решения о подготовке  к соревнованию. К частным задачам  этапа относится предварительный  сбор информации: об условиях  соревнования, о соперниках, об  особенностях рельефа  дистанции. 

      Информация о соревновании включает  масштаб соревнования

(районное, городское, республиканское и  т. д.), сроки и место проведения, количество дистанций, характер  соревнования (личное, лично-командное,  командное), положение о награждении и т. п., некоторые сведения об особенностях рельефа дистанции, возможных участниках соревнований.   

        Настроившись на участие в  соревнованиях, лыжник сопоставляет  сроки проведения соревнования  со своей производственной, учебной или другой основной деятельностью. В случае возможности подготовиться к соревнованию и участвовать в нем без ущерба для своих основных занятий, спортсмен оценивает свои силы и возможности. 

         На основе переработки и осмысления  имеющейся информации формируется решение готовиться к соревнованию.

                                                                    

1.2.2. Этап основной  подготовки к соревнованию. 

Общими  задачами данного этапа являются:

- формирование  твердой уверенности в своих  силах;

-  совершенствование  умений и навыков управления  своими действиями и поведением, необходимых в предстоящих соревнованиях. 

Частными  задачами могут быть:

- определение  и формулировка целей участия  в соревнованиях;

- формирование  мотивов участия в соревнованиях;

- планирование  тренировочных нагрузок, средств  и методов подготовки, организация  занятий, контрольных прикидок и соревнований;

- пополнение  и уточнение информации о соревновании;

- пополнение  и уточнение информации о собственной  подготовленности;

- овладение  приемами сохранения нервно-психической  свежести накануне соревнований. 

     

- 14 - 
 
 
 

Определение целей участия в данном соревновании осуществляется на основе имеющейся информации о нем, собственных возможностей и опыта участия в предыдущих соревнованиях. Цель должна быть вполне реальной. Ее выполнение потребует от спортсмена большого труда, терпения и воли, много времени для совершенствования своих физических, технических и психических качеств. 

       В процессе подготовки могут  возникать различные осложнения: болезни, травмы, непредвиденные  поражения на контрольных прикидках  и соревнованиях и т. п. Поэтому на данном этапе лучше не конкретизировать цель (быть в призерах, попасть в десятку лучших и т. п.), а сформулировать ее, в общем. Например, успешно выступить в соревновании. Такая постановка цели, с одной стороны, мобилизует на решение задач подготовки, с другой – поможет сохранить уверенность при возможных осложнениях и срывах.

       Планирование тренировочных нагрузок, средств и методов подготовки, организации занятий, контрольных  прикидок и соревнований исключает  элемент неожиданности и создает у спортсмена чувство уверенности при подготовке к соревнованию. 

       Тренеру необходимо тщательно  продумать всевозможные осложнения  при подготовке спортсмена и  наметить пути их устранения: изменить нагрузки, место проведения  занятий, средства тренировки и т. д. На определенных этапах подготовки лыжника-гонщика намечаются контрольные прикидки и соревнования, в которых спортсмен выступит без специальной подготовки к ним.

       После принятия решения об  участии в соревнованиях спортсмен пополняет и уточняет полученную информацию, для того чтобы, отобрать и проанализировать лишь ту, которая ему необходима для подготовки.

       Для отбора этой информации  надо иметь достаточное представление  о сроках и месте проведения  соревнований, о длине дистанций, особенностях рельефа, состоянии снежного покрова и лыжни, а также климатических условиях (давление, влажность воздуха, высота над  уровнем моря и т.д.).

       Когда спортсмен будет “видеть” трассу предстоящего соревнования, он сможет ее моделировать в лабораторных и естественных условиях.

        Улучшить адаптационные возможности  спортсмена, повысить его устойчивость  к различного рода, неблагоприятным  влияниям внешней и внутренней  среды поможет, так называемый, “умственный эксперимент”, когда  спортсмен представляет себя в условиях предстоящего соревнования, и “видит”, и “ощущает”, и “контролирует” свое поведение в изменяющихся  
 

- 15 - 
 
 
 

условиях  соревнования. Проводя этот эксперимент, необходимо мысленно не раз “принять старт”, и “ощутить” стартовое состояние, “принять меры” к обеспечению состояния психической готовности, представить себе, как нужно начать гонку, какие отрезки дистанции пройти с полной отдачей сил, где отдохнуть, где и какие лыжные ходы применить.

“Однако, несмотря на такое широкое распространение мысленного “прокручивания” спортивных достижений, эффект этой процедуры еще мало изучен”. (Найдиффер Р.Н. [21]). 

      В дальнейшем информация о  соревновании уточняется и дополняется.  Спортсмен узнает о вероятных соперниках, об их подготовленности к выступлению на соревновании. Необходимо сделать так, чтобы сведения о соперниках, методике их подготовки и т. п. не вызвали у спортсмена чувства неуверенности в организации его собственной. В то же время следует обратить внимание лыжника на ряд индивидуальных черт того или иного соперника, чтобы он был готов в случае необходимости воспользоваться этими знаниями в условиях соревнования. 

      Уверенность спортсмена в готовности  к соревнованию должна все  время подкрепляться в процессе подготовки. Формированию этой уверенности способствуют постоянный контроль и уточнение информации о собственной подготовленности. 

Уточнению информации о собственной подготовленности помогают контрольные прикидки и  соревнования на известных трассах, которые дают спортсмену возможность сравнить свою подготовку с подготовкой на это же время в прошлом году по времени (если это прикидка, беговая) и по результату, а главное - по занятому месту зимой. Значительное отставание от соперников, с которыми лыжник готовился к соревнования и выступал в прежние годы, является сигналом к некоторому изменению методики подготовки. 
 
 

                 

                                     
 
 
 
 

- 16 - 
 
 

1.2.3. Этап непосредственной  подготовки к соревнованию. 

     Как отмечает Ильин Е.П.[17] на  этапе непосредственной предсоревновательной  подготовки (чем ближе к соревнованию, тем в большей мере) психическая готовность приобретает особое значение потому, что: а) психическая готовность больше подвержена изменениям в короткие промежутки времени, чем физическая и специальная; б) изменение психической готовности влечет за собой изменение физической готовности; в) психическая готовность влияет на проявление специальной готовности; г) применение психологически обоснованных воздействий на спортсмена или использование им приемов психической саморегуляции даже непосредственно перед стартом, а иногда и в ходе соревнования, может повысить его психическую готовность и, тем самым, способствовать достижению высокого соревновательного результата 

      Непосредственная подготовка к  соревнованию начинается со времени  прибытия к месту проведения  соревнования. Она длится от нескольких  часов до нескольких дней. Общая  задача этого этапа заключается  в приведении организма лыжника-гонщика к состоянию психической готовности к соревнованию

     

Частные задачи этапа следующие: 

- осознание  условий и особенностей предстоящего  соревнования, четкая и ясная  постановка задач; 

- оценка  своих сил и возможностей на  данном отрезке времени; 

- программирование деятельности в условиях соревнования; 

- использование  приемов и методов, способствующих  сохранению нервно-психической свежести  накануне и в ходе соревнований. 

    Как правило, спортсмены прибывают  к месту проведения соревнований  за несколько дней. Это дает возможность очень важно при выступлениях в среднегорье или при большой разнице во времени по сравнению с местом обычных тренировок. 

     
 
 
 

- 17 - 
 
 
 

Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет