Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа
Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4
1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9
1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12
1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13
1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15
1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21
2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21
2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21
2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21
2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21
2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23
2.3. Организация исследования ………………………………………....….23
.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24
3.1.Анализ использования психологической подготовки
в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29
По данным многих авторов у
спортсменов с сильной
у квалифицированных
спортсменов предстартовое
- 12 -
состояние
у них проявляется сильнее, чем
у квалифицированных
эмоциями перед стартом. Он отмечает, что более четкое проявление предстартовых сдвигов у квалифицированных и с большим стажем спортсменов имеет условно-рефлекторный характер. У них сильнее проявляется чувство ответственности, их соревнования являются более важными, а эмоциональное напряжение и уровень притязаний гораздо выше.
Цель психологической подготовки к конкретному соревнованию заключается в формировании состояния психической готовности спортсмена к его началу.
“Готовность
понимается как состояние
По мнению Захарова А.Д.[15], процесс психологической подготовки к соревнованию складывается из нескольких этапов. Первый этап – предварительной подготовки (с момента получения первой информации о соревновании до принятия решения готовиться к нему).
Второй этап – основной подготовки (от начала подготовки к соревнованиям до прибытия на место соревнований).
Третий этап – непосредственной подготовки на месте предстоящего соревнования (со времени прибытия на соревнования до их окончания).
Каждый
этап имеет свои особенности, обусловленные
поставленными задачами, а также
средствами и приемами их решения.
- 13 -
1.2.1. Этап предварительной подготовки
к
соревнованию.
Это относительно короткий
Информация о соревновании
(районное,
городское, республиканское и
т. д.), сроки и место проведения,
количество дистанций,
Настроившись на участие в
соревнованиях, лыжник
На основе переработки и
1.2.2.
Этап основной
подготовки к соревнованию.
Общими задачами данного этапа являются:
- формирование твердой уверенности в своих силах;
- совершенствование
умений и навыков управления
своими действиями и
Частными задачами могут быть:
- определение и формулировка целей участия в соревнованиях;
- формирование
мотивов участия в
- планирование тренировочных нагрузок, средств и методов подготовки, организация занятий, контрольных прикидок и соревнований;
- пополнение
и уточнение информации о
- пополнение
и уточнение информации о
- овладение
приемами сохранения нервно-
- 14 -
Определение
целей участия в данном соревновании осуществляется
на основе имеющейся информации о нем,
собственных возможностей и опыта участия
в предыдущих соревнованиях. Цель должна
быть вполне реальной. Ее выполнение потребует
от спортсмена большого труда, терпения
и воли, много времени для совершенствования
своих физических, технических и психических
качеств.
В процессе подготовки могут
возникать различные
Планирование тренировочных
Тренеру необходимо тщательно
продумать всевозможные
После принятия решения об участии в соревнованиях спортсмен пополняет и уточняет полученную информацию, для того чтобы, отобрать и проанализировать лишь ту, которая ему необходима для подготовки.
Для отбора этой информации
надо иметь достаточное
Когда спортсмен будет “видеть” трассу предстоящего соревнования, он сможет ее моделировать в лабораторных и естественных условиях.
Улучшить адаптационные
- 15 -
условиях соревнования. Проводя этот эксперимент, необходимо мысленно не раз “принять старт”, и “ощутить” стартовое состояние, “принять меры” к обеспечению состояния психической готовности, представить себе, как нужно начать гонку, какие отрезки дистанции пройти с полной отдачей сил, где отдохнуть, где и какие лыжные ходы применить.
“Однако,
несмотря на такое широкое распространение
мысленного “прокручивания” спортивных
достижений, эффект этой процедуры еще
мало изучен”. (Найдиффер Р.Н. [21]).
В дальнейшем информация о
соревновании уточняется и
Уверенность спортсмена в
Уточнению
информации о собственной подготовленности
помогают контрольные прикидки и
соревнования на известных трассах, которые
дают спортсмену возможность сравнить
свою подготовку с подготовкой на это
же время в прошлом году по времени (если
это прикидка, беговая) и по результату,
а главное - по занятому месту зимой. Значительное
отставание от соперников, с которыми
лыжник готовился к соревнования и выступал
в прежние годы, является сигналом к некоторому
изменению методики подготовки.
-
16 -
1.2.3.
Этап непосредственной
подготовки к соревнованию.
Как отмечает Ильин Е.П.[17] на
этапе непосредственной
Непосредственная подготовка к
соревнованию начинается со
Частные
задачи этапа следующие:
- осознание
условий и особенностей
- оценка
своих сил и возможностей на
данном отрезке времени;
- программирование
деятельности в условиях соревнования;
- использование
приемов и методов,
Как правило, спортсмены
- 17 -
Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет