Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа
Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4
1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9
1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12
1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13
1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15
1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21
2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21
2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21
2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21
2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21
2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23
2.3. Организация исследования ………………………………………....….23
.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24
3.1.Анализ использования психологической подготовки
в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29
При
постановке задач на данное
соревнование следует
Перед
лыжниками с твердым
В том и другом случае
При постановке задач лучше
ориентироваться не на
Иногда на кануне соревнований проводятся
контрольные тренировки (прикидки), позволяющие
спортсмену оценить общую готовность
к соревнованию. Использование в это время
“умственного эксперимента” возможность
теоретически и практически проверить
тот или иной факт, вызывающий у спортсмена
чувство неуверенности, например, сможет
ли он пройти с высокой скоростью подъем
или серию подъемов, опасный спуск и т.д.
Анализ информации об условиях
соревнования и собственных
- 18-
Некоторые
изменения в программу
Значимость соревнований может оказывать
сильное влияние на некоторых спортсменов,
(то есть является достаточно сильным
стрессом независимо от физической нагрузки),
избежать которого помогают различные
методы и приемы, требующие специальной
подготовки. К ним, в частности, относятся
такие методы саморегуляции как: аутогенная
тренировка, оказывающая положительное
влияние на устранение бессонницы, навязчивых
мыслей и медитация. Как отмечает Р.М.Найдиффер
[21], чтобы овладеть искусством аутогенной
тренировки необходимо в первую очередь
научиться вызывать у себя следующие ощущения:
а) чувство тяжести в руках и ногах; б) чувство
тепла в руках и ногах (напоминающее расслабление
после плотного обеда); в) чувство тепла
в области живота и прохлады на поверхности
лба.
Кроме
того, следует научить контролировать
частоту сердечных сокращений и регулировать
их. Важно научиться полностью, концентрировать
внимание на мышечных ощущениях буквально
в несколько секунд, не реагируя при этом
на отвлекающие факторы. Спортсмен, умеющий
это делать, получает значительное преимущество:
он может снизить нервозность, контролировать
реализацию технико-тактических навыков
в напряженной обстановке и т. д. Аутогенная
тренировка проводится в сочетании с разминкой
индивидуально для каждого спортсмена
перед занятием или соревнованием.
Вяткин Б.А. [8] говорит о том,
если спортсмен подвержен
- 19 -
Как
пишет Смирнов Н.Б. [31] в психологии
саморегуляция деятельности
Однако
Лукьянов В.В. [19] указывает на то, что, на
ряду с морально-волевыми качествами спортсменов
особенно большое значение имеют такие
специальные качества их спортивного
характера, как психофизическая защищенность
и выносливость, должный диапазон управления
произвольным вниманием, расширенные
возможности психомоторной и идоимоторной
памяти, высокий коммуникативный потенциал,
развитая способность к активной саморегуляции,
а также необходимые знания о резервных
функциональных возможностях и методах
их мобилизации.
Волков И.П. [6] отмечает, что спортсмены,
практикующие медитацию
Подводя итоги, можно сказать,
что формирование состояния
-
20 -
1.3.
Волевая подготовка
лыжников-гонщиков.
Развитие
отечественного лыжного спорта
во многом зависит от того,
кто придет на смену ведущим
мастерам, как подводить юниоров
к вершинам спортивного
Воронов В.А., Пуни А.Ц. [7] высказывают
мнение, что волевые качества
проявляются при преодолении
трудностей, которые возникают в
объективных условиях
Степень волевых проявлений у лыжников зависит от характера мотивации на соревнованиях.
Мотивация, основанная на
На основании анализа
- для
воспитания целеустремленности – определять
цель на четыре года, на подготовительный
и соревновательный периоды, выделять
главные соревнования сезона, давать задание
каждому лыжнику самому наметить план
на тренировку;
- для
воспитания настойчивости –
- для воспитания самостоятельности – выполнять домашнее задание по теоретической подготовке (подобрать материал из литературы по смазке лыж, методике тренировки и т.д.), подбирать самому упражнения для развития физических качеств, для разминки и провести разминку; самостоятельно составлять план тренировочного занятия и провести это занятие; практиковаться в работе по судейству, выполнять задания по выбору учебно-тренировочного круга, прокладке лыжни, подбору трасс для соревнований в зависимости от квалификации участников;
- для воспитания решительности – преодолевать спуски с неровностями, спуски в различных стойках, спуски с прохождением слаломных ворот; применять торможения на середине спуска, расставлять и собирать предметы при спуске, проводить соревнования с общим стартом;
- для воспитания самообладания – проводить контрольные тренировки один раз в месяц, учиться ориентироваться в скорости передвижения,с этой целью проходить дистанции с заданным временем, участвовать в эстафетных гонках, эстафетах без палок.
В процессе тренировки надо приучать лыжников к преодолению трудностей, воспитывать у них глубокий интерес к занятиям лыжным спортом (проводить беседы о значении лыжного спорта для укрепления здоровья, его прикладном значении, встречи с выдающимися лыжниками, просмотр соревнований с участием выдающихся лыжников); уверенности в своих силах и чувство ответственности (информировать о соперниках, их сильных и слабых сторонах, оценивать степень развития физических качеств, владения техникой, уровень развития волевых качеств, у каждого занимающегося, избегать окончания тренировочного занятия неудачно выполненным упражнением).
Таким образом, основной путь
совершенствования воли
-
22 -
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
II. 1.
Задачи исследования:
1. Определить наиболее часто применяемые методы психологической подготовки у лыжников-гонщиков.
2. Выявить,
насколько полно используются
в тренировочном процессе
3.
Исследовать взаимосвязь
II. 2.
Методы исследования
Для решения поставленных
1. Теоретический
анализ и обобщение
2. Обобщение
опыта существующей практики
по данным:
- бесед
со спортсменами;
- экспертного
опроса ведущих спортсменов
Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет