Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление наиболее распространенных методов психологической подготовки в доступной нам научно-методической литературе и определение методов психологической подготовки, используемых в спортивной практике.
Рабочая гипотеза: мы предполагали, что методы психологической подготовки не имеют достаточного применения в тренировочной практике, и что использование на этапе основных соревнований методов психологической подготовки позволит улучшить спортивный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………………….…..4


1.Средства и методы психологической подготовки лыжников-гонщиков ……………………………………...................5
2.Психологическая подготовка лыжника-гонщика
К конкретному соревнованию…………….………………………...9

1.2.1. Этап предварительной подготовки к соревнованию…..….12

1.2.2. Этап основной подготовки к соревнованию …….…………13

1.2.3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию……...15

1.3 Волевая подготовка лыжников-гонщиков ………………………...…...19


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...…….21


2.1. Задачи исследования ………………………………………...…………21

2.2. Методы исследования ………………………………………...………..21

2.2.1. Теоретический анализ ……………………………………...………...21

2.2.2. Обобщение опыта существующей практики …….………...……….21

2.2.3. Математико-статистические методы …...…………………………...23

2.3. Организация исследования ………………………………………....….23

.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..24


3.1.Анализ использования психологической подготовки

в тренировочной практике лыжников-гонщиков……………………..…...24


ВЫВОДЫ……………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

психологическая подгодготовка.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

  При  постановке задач на данное  соревнование следует руководствоваться  индивидуальными особенностями личности спортсмена. Так Захаров А.Д.[15] говорил о том, что перед спортсменами с возбудимой нервной системой, мнительными и легко ранимыми лучше поставить задачи несколько ниже их возможностей. Это поможет им снять или уменьшить нервное напряжение накануне соревнованиями.

Перед лыжниками с твердым характером, в некоторой степени самоуверенными, можно поставить задачу, требующую  максимального и предельного  напряжения сил.

    В том и другом случае необходимо  вырабатывать у спортсменов активную установку на решение задач в предстоящем соревновании, выраженную не в условной, а категорической форме. 

     При постановке задач лучше  ориентироваться не на результат,  а на место (быть в призерах, войти в десятку, в двадцатку  и т. п.). 

      Иногда на кануне соревнований проводятся контрольные тренировки (прикидки), позволяющие спортсмену оценить общую готовность к соревнованию. Использование в это время “умственного эксперимента” возможность теоретически и практически проверить тот или иной факт, вызывающий у спортсмена чувство неуверенности, например, сможет ли он пройти с высокой скоростью подъем или серию подъемов, опасный спуск и т.д. 

      Анализ информации об условиях  соревнования и собственных возможностях, результаты естественного и умственного эксперимента, моделирование предстоящей гонки позволяют лыжнику программировать свою деятельность в условиях соревнования. Выработка программы соревновательных действий, как отмечает Ильин Е.П. [17] – это нахождение путей решения задач, которые могут возникнуть в соревновании. И если спортсмену кажется, что в ходе подготовки он эти пути нашел (пусть даже в последствии окажется, что это не совсем так, что спортсмен в чем-то ошибся), то его оценка вероятности достижения успеха (победы или запланированного результата) повышается, а это способствует оптимизации его психического состояния

 

     
 
 
 
 

- 18- 
 
 
 

  Некоторые  изменения в программу деятельности  лыжника могут быть внесены  после жеребьевки, когда станут, известны стартовый номер участника  и фамилии соперников, стартующих вблизи него. При программировании гонки нужно учесть величину усилий, которые необходимы при ведении гонки на различных участках трассы, и способ прохождения того или иного подъема (или серии подъемов). 

     Значимость соревнований может оказывать сильное влияние на некоторых спортсменов, (то есть является достаточно сильным стрессом независимо от физической нагрузки), избежать которого помогают различные методы и приемы, требующие специальной подготовки. К ним, в частности, относятся такие методы саморегуляции как: аутогенная тренировка, оказывающая положительное влияние на устранение бессонницы, навязчивых мыслей и  медитация. Как отмечает Р.М.Найдиффер [21], чтобы овладеть искусством аутогенной тренировки необходимо в первую очередь научиться вызывать у себя следующие ощущения: а) чувство тяжести в руках и ногах; б) чувство тепла в руках и ногах (напоминающее расслабление после плотного обеда); в) чувство тепла в области живота и прохлады на поверхности лба. 

 Кроме того, следует научить контролировать частоту сердечных сокращений и регулировать их. Важно научиться полностью, концентрировать внимание на мышечных ощущениях буквально в несколько секунд, не реагируя при этом на отвлекающие факторы. Спортсмен, умеющий это делать, получает значительное преимущество: он может снизить нервозность, контролировать реализацию технико-тактических навыков в напряженной обстановке и т. д. Аутогенная тренировка проводится в сочетании с разминкой индивидуально для каждого спортсмена перед занятием или соревнованием. 

      Вяткин Б.А. [8] говорит о том,  если спортсмен подвержен чрезмерному  стрессу, то для понижения его  уровня рекомендуется проводить  разминку с меньшей, чем обычно, интенсивностью. Если же уровень  стресса не достиг у спортсмена  оптимального уровня, рекомендуется интенсивная разминка с несколькими ускорениями в предельном темпе – это позволяет “встряхнуться”, повысить уровень возбуждения. 

     
 
 
 

- 19 - 
 
 
 

  Как  пишет Смирнов Н.Б. [31] в психологии  саморегуляция деятельности спортсменов в затрудненных условиях обычно связывается с проявлением воли. Мысль о самопринуждении как проявлении воли, волевых усилий отмечается в специальной литературе, а именно: Существенная черта волевого проявления состоит в том, что субъект заставляет себя нечто сделать” (Василюк Ф.Е. [5], Человек может принудить себя к чему-то или отказу, остережению от чего-то… при выполнении трудных заданий (Арет А. [1]). Нередко личность “сама дает себе приказ и сама же его выполняет” (Смирнов Б.Н.[31]).  

  Однако  Лукьянов В.В. [19] указывает на то, что, на ряду с морально-волевыми качествами спортсменов особенно большое значение имеют такие специальные качества их спортивного характера, как психофизическая защищенность и выносливость, должный диапазон управления произвольным вниманием, расширенные возможности психомоторной и идоимоторной памяти, высокий коммуникативный потенциал, развитая способность к активной саморегуляции, а также необходимые знания о резервных функциональных возможностях и методах их мобилизации. 

        Волков И.П. [6] отмечает, что спортсмены, практикующие медитацию существенно  отличаются от не практикующих  более высокой психической активностью  и работоспособностью, уверенностью  в своих силах и возможностях, более высоким уровнем интеллектуальной и эмоционально-волевой саморегуляцией состояний во время соревнований, более развитым коммуникативным потенциалом и гуманистической направленностью личности. 

      Подводя итоги, можно сказать,  что формирование состояния психической  готовности лыжника-гонщика к соревнованию происходит в процессе общей и специальной психологической подготовки к соревнованию в единстве с физической, технической и тактической подготовкой спортсмена. 
 
 

                                      
 
 
 
 
 

-   20    - 
 
 
 

1.3. Волевая подготовка лыжников-гонщиков. 

  Развитие  отечественного лыжного спорта  во многом зависит от того, кто придет на смену ведущим  мастерам, как подводить юниоров  к вершинам спортивного мастерства. А достижение спортивного мастерства  теснейшим образом связано с развитием волевых качеств. 

       Воронов В.А., Пуни А.Ц. [7] высказывают  мнение, что волевые качества  проявляются при преодолении  трудностей, которые возникают в  объективных условиях тренировок  и соревнований. Для лыжников–гонщиков  такими трудностями являются овладение техникой лыжных ходов, выполнение большой по объему работы, развитие силы, умение распределять силы на дистанции, тренировки в оттепель, сомнения в смазке лыж, боязнь сложной трассы, боязнь соперника. Поварницин А.П. [25] обращает наше внимание на то, что для преодоления трудностей требуется развивать следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость, и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержку, решительность и смелость. Все эти волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а во взаимной связи.

      Степень волевых проявлений у  лыжников зависит от характера  мотивации на соревнованиях.

      Мотивация, основанная на чувстве  долга, ответственности перед  коллективом наиболее ярко проявляется в соревнованиях с командным зачетом и побуждает лыжников к преодолению порой, чрезмерно больших трудностей.

      На основании анализа особенностей  формирования волевых качеств  Игошиной Л.Н. [16] были разработаны  специальные мероприятия по их  воспитанию у лыжников как в рамках учебно-тренировочных занятий, так и вне тренировок. При проведении тренировок необходимо доступно и четко определять цели и задачи каждого занятия, ставить задачи специально направленные на развитие волевых качеств, всестороннее раскрытие положительных сторон и недостатков в их развитии. В свободное время надо проводить с лыжниками лекции, беседы о людях сильной воли, диспуты. Существуют специальные мероприятия, направленные на развитие отдельных волевых качеств:

- для  воспитания целеустремленности – определять цель на четыре года, на подготовительный и соревновательный периоды, выделять главные соревнования сезона, давать задание каждому лыжнику самому наметить план на тренировку; 

                                    -      21    - 
 
 
 
 

- для  воспитания настойчивости – выполнять  план тренировок при любых  погодных условиях и при любых  условиях скольжения; совершенствовать  технику и не только в начале  тренировки, но и в конце, выполнять  упражнения и на фоне утомления,  но в этом случае избегать предельных напряжений; один раз в месяц организовывать поход по глубокому снегу; применять метод дополнительных заданий (один раз в неделю после длительной тренировки проводить соревнования на 1 км.;

- для  воспитания самостоятельности – выполнять домашнее задание по теоретической подготовке (подобрать материал из литературы по смазке лыж, методике тренировки и т.д.), подбирать самому упражнения для развития физических качеств, для разминки и провести разминку; самостоятельно составлять план тренировочного занятия и провести это занятие; практиковаться  в работе по судейству, выполнять задания по выбору учебно-тренировочного круга, прокладке лыжни, подбору трасс для соревнований в зависимости от квалификации участников;

- для  воспитания решительности – преодолевать спуски с неровностями, спуски в различных стойках, спуски с прохождением слаломных ворот; применять торможения на середине спуска, расставлять и собирать предметы при спуске, проводить соревнования с общим стартом;

- для  воспитания самообладания – проводить контрольные тренировки один раз в месяц, учиться ориентироваться в скорости передвижения,с этой целью проходить дистанции с заданным временем, участвовать в эстафетных гонках, эстафетах без палок.

      В процессе тренировки надо  приучать лыжников к преодолению трудностей, воспитывать у них глубокий интерес к занятиям лыжным спортом (проводить беседы о значении лыжного спорта для укрепления здоровья, его прикладном значении, встречи с выдающимися лыжниками, просмотр соревнований с участием выдающихся лыжников); уверенности в своих силах и чувство ответственности (информировать о соперниках, их сильных и слабых сторонах, оценивать степень развития физических качеств, владения техникой, уровень развития волевых качеств, у каждого занимающегося, избегать окончания тренировочного занятия неудачно выполненным упражнением).

     Таким образом, основной путь  совершенствования воли спортсмена  – преодоление трудностей, создаваемых в процессе технической, тактической и теоретической подготовки, в моделированной тренировке и возникающих в реальных условиях спортивного соревнования. 
 

                                     
 

-     22   - 
 
 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ. 
 

II. 1. Задачи исследования: 

1. Определить  наиболее часто применяемые методы психологической подготовки у лыжников-гонщиков.

2. Выявить,  насколько полно используются  в тренировочном процессе методы  психологической подготовки у  лыжников-гонщиков.

3.    Исследовать взаимосвязь целенаправленной  психологической подготовки с ожидаемым спортивным результатом. 

II. 2. Методы исследования 

    Для решения поставленных задач  применять следующие методы исследования:

1. Теоретический  анализ и обобщение литературных  данных.

2.  Обобщение  опыта существующей практики  по данным: 

- бесед  со спортсменами; 

- экспертного  опроса ведущих спортсменов методом  глубокого интервью;

Информация о работе Психологическая подготовка лыжниц гонщиц 16-18 лет