Психологическая подготовка легкоатлетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.
Объект исследования - психологическая подготовка спортсменов.
Предмет - легкоатлеты.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Общие основы спортивной подготовки легкоатлета…………………………………………5
3.Особенность построения предсоревновательного этапа подготовки легкоатлетов………..6
4.Основные правила подготовки легкоатлета к соревнованиям……………………………….9
5.Рациональное распределение тренировочных нагрузок перед соревнованиями………….11
6. Психологическое обеспечение подготовки легкоатлетов……………………………………13
7.Психологическая подготовка спортсменов.
Инновационные технологии - Основные направления психологической подготовки в спорте…………………………………………………………………………………………….....17
8. Структура педагогического общения…………………………………………………………18
9.Психологические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами………20
10.Обеспечение динамики командной деятельности в спорте…………………………………24
11.Основные понятия психологической подготовки…………………………………….….…..24
12.Основные направления психологической подготовки в спорте……………………………27
13.Особенности психологического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям……………………………………………………………………………………..28
14.Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям…………………….......33
15.Коррекция динамики усталости……………………………………………………………….35
16.Снятие избыточного психического напряжения……………………………………………..35
17.Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена……………………...36
18.Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)………..….…...38
19.Аутогенная тренировка (АТ)…………………………………………………………………..39
20.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………39
21.Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ……………………………....40
22.Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………....40
23.Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)……………………43
24.Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)……………………...….43
25.Идеомоторная тренировка……………………………………………………………......……44
26.Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………47
27.Воспитание моральных качеств………………….…………………………….…………..….48
28.Задачи нравственного воспитания………………………………………………………….…49
29.Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов.…………………………....51
30. Заключение……………………………………………………………………………………..55
31. Список литературы……………………………………………………………...................... 56

Работа содержит 1 файл

Психическая подготовка легкоатлетов в соревновательном периоде.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Основные  понятия психологической подготовки

Термин «психологическая подготовка» чаще всего используется для обозначения обширного круга  действий тренеров, спортсменов и  менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических  процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Под «психической готовностью» спортсмена подразумевается  состояние спортсмена, приобретенное  в результате подготовки (в том  числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Под психологической  подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий  и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. п.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с  технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне  спортивной деятельности, когда юный спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая  подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании. Психическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А. Ц. Пуни, 1969) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится  на раннюю, начинающуюся примерно за месяц  до соревнования, и непосредственную, перед выступлением и в течение  его (А. А. Лалаян, 1968, 1974; А. Ц. Пуни, 1968 и  др.)1.

Ранняя пред соревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности  спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная  психологическая подготовка в ходе соревнований включает: психическую  настройку и управление психическим  состоянием непосредственно перед  выступлением; психологическое воздействие  в перерывах между выступлениями  и организацию условий для  нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.

Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.  

Психологическое воздействие в ходе одного выступления  предусматривает:

    • краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы;
    • стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности;
    • психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах;
    • психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений;
    • ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности;
    • организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т. п.).

Психологическая подготовка может быть рассмотрена  не только как особый вид подготовки наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки -функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.

Субъективизация - условие и процесс возникновения  и развития активности человека, в  котором его психика обогащается  знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности.

Итак, психологическая  подготовка - это формирование, развитие и совершенствование свойств  психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.

Основные  направления психологической подготовки в спорте

Социализация  личности в спорте. Занятия спортом  сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т.п.

Социальный  статус разных видов спорта порой  весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с  географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т.п.

Особенности психологического состояния при  подготовке к спортивным соревнованиям

Центральное место  в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

Выделяют три  стадии психического перенапряжения:

Первая стадия - нервозность. Ее признаки - капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение  неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр.

Вначале они  проявляются редко и не очень  выражено. Когда появляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно  выполняет задания тренера, но периодически выражает недовольство то каким-нибудь тренировочным заданием, то тоном обращения с ним, то бытовыми условиями и. т.д. Это проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, всем поведении спортсмена. У взрослого спортсмена каприз - это первое проявление слабости, усталости, это инфантильная реакция на трудную ситуацию в условиях конфликта между пониманием и нежеланием действовать.

Неустойчивость  настроения выражается в том, что  спортсмен то смеется в ответ  на шутки, то ходит мрачный, насупившийся, создавая впечатление недовольства всем. При незначительном успехе он испытывает неадекватную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.

Внутренняя  раздражительность, как одно из проявлений неустойчивости настроения, чаще всего замечается во взгляде, мимике, пантомимике, но пока не выражается в более крупных поведенческих актах. В своих высказываниях спортсмен становится более прямолинеен, иногда язвителен, но спонтанную раздражительность контролирует и сдерживает.

Появляются неприятные, иногда болезненные ощущения в мышцах, внутренних органах, суставах, коже, и. т.д., которые быстро проходят или переходят с одной части тела на другую.

Проявление признаков  психического перенапряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерными.

Вторая стадия - прочная  стеничность. Ее признаки - нарастающая, несдерживаемая раздражительность. Эмоциональная  неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятности.

Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневливость, направляя ее на товарищей, тренера, нередко на совершенно случайных людей.

Не выдерживая нагрузки, спортсмен может не явиться на тренировку, или отказаться что-либо выполнить из заданий тренера. Часто спортсмен остается корректен с тренером, а всю ситуативную аффективность изливает на людей посторонних, случайно подвернувшихся ему под руку.

Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимального уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуждения. Становятся отчетливыми колебания работоспособности, появляется еще большая, чем на первой стадии, выраженная неустойчивость настроения, нередко индивидуально своеобразная.

Внутреннее  беспокойство и напряженное ожидание неприятностей становится постоянным спутником спортсмена. То, что раньше воспринималось естественным, само собой  разумеющимся, начинает казаться спортсмену отклонением от нормального течения событий, сигналом возможного неуспеха. Сомнения в целесообразности дальнейших усилий, неудовлетворенность собой, окружающими, образом жизни означают, что психическое перенапряжение зашло столь глубоко, что близка третья стадия. У некоторых спортсменов вторая стадия бывает настолько кратковременна и не выражена, что фактически можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью.

Третья стадия - астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность  в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.

Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, пассивности, снижении общего тонуса и мотивации  деятельности, отсутствии привычных  желаний (не слушает музыку, не идет в кино, избегает общения и. т.д.). Преобладающим является мотив долженствования, недостаточное развитие которого в этом состоянии приводит к резкому ухудшению качества исполнения тренировочных заданий, отлыниванию от тренировок.

Ставится под  сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты спортсмен склонен интерпретировать в пессимистичных, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страха.

Тревога (тревожность) выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного беспокойства, или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах является следствием мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели. Как тревожность, так и уверенность (неуверенность) в себе могут быть свойствами личности, так и носить ситуативный характер, отражая состояние спортсмена. В данном случае речь идет о таком психическом состоянии, когда даже уверенный в себе, в своих силах спортсмен начинает сомневаться, что их хватит для достижения цели. Крайние случаи развития этого состояния приводят к отказу от цели и уходу из спорта.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй - волевое усилие.

Часто переживание  спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют  его, сводя к минимуму волевые  условия. В то же время любое волевое  усилие имеет своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.

Информация о работе Психологическая подготовка легкоатлетов