Психологическая подготовка легкоатлетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.
Объект исследования - психологическая подготовка спортсменов.
Предмет - легкоатлеты.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Общие основы спортивной подготовки легкоатлета…………………………………………5
3.Особенность построения предсоревновательного этапа подготовки легкоатлетов………..6
4.Основные правила подготовки легкоатлета к соревнованиям……………………………….9
5.Рациональное распределение тренировочных нагрузок перед соревнованиями………….11
6. Психологическое обеспечение подготовки легкоатлетов……………………………………13
7.Психологическая подготовка спортсменов.
Инновационные технологии - Основные направления психологической подготовки в спорте…………………………………………………………………………………………….....17
8. Структура педагогического общения…………………………………………………………18
9.Психологические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами………20
10.Обеспечение динамики командной деятельности в спорте…………………………………24
11.Основные понятия психологической подготовки…………………………………….….…..24
12.Основные направления психологической подготовки в спорте……………………………27
13.Особенности психологического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям……………………………………………………………………………………..28
14.Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям…………………….......33
15.Коррекция динамики усталости……………………………………………………………….35
16.Снятие избыточного психического напряжения……………………………………………..35
17.Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена……………………...36
18.Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)………..….…...38
19.Аутогенная тренировка (АТ)…………………………………………………………………..39
20.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………39
21.Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ……………………………....40
22.Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………....40
23.Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)……………………43
24.Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)……………………...….43
25.Идеомоторная тренировка……………………………………………………………......……44
26.Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………47
27.Воспитание моральных качеств………………….…………………………….…………..….48
28.Задачи нравственного воспитания………………………………………………………….…49
29.Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов.…………………………....51
30. Заключение……………………………………………………………………………………..55
31. Список литературы……………………………………………………………...................... 56

Работа содержит 1 файл

Психическая подготовка легкоатлетов в соревновательном периоде.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

В условиях тренировки данные качества реализуются более  специализированном виде. Некоторые  из них могут служить психологическими критериями тренированности спор смена, а некоторые — показателями его текущего психологического состояния. В условиях соревновательной деятельности эти качества проявляются еще более целенаправленно — непосредственно в процессе выступления.

Для построения схемы не дельных психологических характеристик все “рабочие” психические качества спортсмена (т. е. качества, способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества; б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических состояний.

На уровне общеподготовительной деятельности выявляются следующие  качества:

Качества, характеризующие  общую мотивационно-волевую направленность спортсмена: а) идейно-нравственная направленность личности спортсмена, определяемая с помощью наблюдений и методов оценки тренера и психолога, взаимооценок спортсменов и самооценки; б) показатели взаимоотношений и взаимодействия спортсмена в группе, определяемые с помощью социометрии и взаимооценок; в) уровень мотивации достижения и уровень увлеченности спортивной деятельностью, оцениваемые с помощью наблюдений, экспертных оценок по специальной схеме; г) общие волевые проявления характера (целенаправленность, смелость, настойчивость, стойкость и т. д.), определяемые с помощью наблюдений, метода обобщения независимых характеристик и др.

Общие высшие психические  функции и психомоторные качества (внимание, оперативное мышление и  память, общая быстрота простой реакции, общая двигательная активность), диагностируемые с помощью распространенных неспецифических тестов (например, модифицированных таблиц Шульте, теста В. Пушкина, реакциометрии, теппинг-теста).

Общая способность  к самоконтролю и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний в специфических условиях спортивного режима. В первом случае определяется способность правильной самооценки показателей двигательных действий и работоспособности путем сравнения объективных и субъективных показателей деятельности, способность к коррекции двигательной деятельности с помощью экспертных оценок. Во втором — способность к самооценке эмоционального состояния с помощью сравнения субъективных оценок и объективных данных (пульса, электрокожного сопротивления), способность к произвольному управлению эмоциональным состоянием и др.

В итоге анализа  данных психологического контроля могут  быть даны характеристики общечеловеческих качеств спортсмена, имеющих значение как для успеха соревновательной и тренировочной деятельности, так и для создания и поддержания благоприятной психологической атмосферы, необходимой для подготовки, и предложены рекомендации по совершенствованию этих качеств.

В процессе тренировочной  деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:

1. Качества, характеризующие  предсоревновательную мотивационно-волевую  направленность легкоатлета —  конкретные мотивационные установки  (их сила и стабильность), проявления  спортивного характера (способность  самостоятельно выполнять намеченный план в условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).

2. Психические  функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того  или иного вида легкой атлетики (например, чувство времени, ритмо-темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно-моторной реакции различения и простой реакции (реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени (хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.

На уровне тренировочной  деятельности в период непосредственной подготовки к выступлению обычно определяется динамика различных показателей психических состояний спортсмена. К их числу, прежде всего, относятся наиболее чувствительные из упомянутой группы значимых для данного вида показателей, которые в большой степени подвержены влиянию различных психических и физических нагрузок. К сожалению, они еще Недостаточно четко определены в различных видах легкой атлетики (в беговых видах такими показателями могут служить данные ритмо-темповой чувствительности и времени пробегами я определенных отрезков, в скоростно-силовых — комплексные показатели ритмо-силовой чувствительности, точности восприятия пространства и чувства времени). Однако для характеристики текущего психического состояния спортсменов недостаточно знания комплекса указанных показателей, они должны быть дополнены некоторыми общими показателями, характеризующими уровень активности спортсмена, и данными его самооценки.

Таким образом, для общей оценки психических  состояний спортсмена применяются, во-первых, указанные методики определения  функциональной активности; во-вторых, методики определения наиболее чувствительных из значимых показателей, не отнимающие много времени на обследование (1 — 2 минуты), и, в-третьих, методы самооценки психического состояния (методика “САН”, “градусник”, предложенный Ю. Киселевым, анкета самооценки В. Писаренко и т. д.), позволяющие оценить некоторые параметры психического состояния в количественных показателях. С помощью этих же методик определяется и способность спортсмена к самооценке и саморегуляции эмоционального состояния под влиянием различных стрессорных воздействий на предсоревновательном этапе подготовки.

На основании  полученных данных можно судить о  динамике психического состояния спортсмена в процессе непосредственной подготовки к соревнованию, его эмоциональной устойчивости, психической переносимости нагрузок, способности к психической саморегуляции в напряженных условиях подготовки.

Под психологической  подготовкой принято понимать систему  психолого-педагогических воздействий  на спортсмена, способствующих повышению уровня его психической надежности и готовности на соревнованиях. Условно ее разделяют на круглогодичную и предсоревновательную. Основными проблемами круглогодичной подготовки являются:

    • формирование определенных свойств личности спортсмена, способствующих успешному и стабильному выступлению в ответственных соревнованиях; совершенствование психических процессов и качеств, помогающих овладению высоким уровнем технического и тактического мастерства или компенсирующих отдельные недостатки физической подготовленности;
    • создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработка умения регулировать их в экстремальных условиях;
    • содействие восстановлению психической работоспособности после высоких нагрузок.

В зависимости  от того, на какие психические качества и функции (неспецифические или  специфические для данной деятельности) осуществляется психолого-педагогическое воздействие, круглогодичную психологическую  подготовку делят на общую и специальную, причем их соотношение и содержание меняются в разные периоды тренировки. Так, в заключительный период подготовки преобладают средства воздействия на неспецифические проявления психических качеств, в подготовительный период соотношение воздействий на общие и специфические психические качества выравнивается, а в соревновательный — преобладает специальная психологическая подготовка.

Важнейшей задачей  психологической подготовки к конкретному  соревнованию является достижение и  сохранение психической готовности в условиях ежедневных выступлений. При этом психологическая подготовка делится на раннюю предсоревновательную и непосредственную в ходе соревнований (перед каждым выступлением, в ходе одного выступления, после его окончания и в перерывах между выступлениями). На каждом из этих этапов применяются в разном соотношении общие и специальные методы психологического воздействия на спортсмена.

Весь рассматриваемый  раздел работы практически выполняется  тренером при участии психолога, сообщающего тренеру результаты психодиагностических обследований и совместно с ним разрабатывающего рекомендации для воздействия на спортсмена. В некоторых случаях психолог (или врач) может непосредственно воздействовать на спортсмена.

В целом же успех  психологического обеспечения подготовки спортсменов зависит от целенаправленности и координации усилий тренеров, психологов, научных работников, врачей, массажистов — словом, всех, кто принимает участие в управлении процессом тренировки, а также от их профессиональной подготовленности в области спортивной психологии.

 

Психологическая подготовка спортсменов.

Инновационные технологии - Основные направления  психологической подготовки в спорте

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность - вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Авторитет тренера  неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой  требовательности и т.п. Полноценные  взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако, при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.

Выбор тренера - один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива.

При решении  этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса  большую роль играют организаторские способности тренера.

Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был  хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность  коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера. Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных  эмоциональных, состояний и переживании  астенического характера. Во время  соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др.

Всем своим  внешним видом, формами обращения  со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Структура педагогического общения

Структура педагогического  общения делится на три стадии:

    • коммуникативная - передача информации;
    • установление сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;
    • перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества.

Информация о работе Психологическая подготовка легкоатлетов