Психологическая подготовка легкоатлетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.
Объект исследования - психологическая подготовка спортсменов.
Предмет - легкоатлеты.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Общие основы спортивной подготовки легкоатлета…………………………………………5
3.Особенность построения предсоревновательного этапа подготовки легкоатлетов………..6
4.Основные правила подготовки легкоатлета к соревнованиям……………………………….9
5.Рациональное распределение тренировочных нагрузок перед соревнованиями………….11
6. Психологическое обеспечение подготовки легкоатлетов……………………………………13
7.Психологическая подготовка спортсменов.
Инновационные технологии - Основные направления психологической подготовки в спорте…………………………………………………………………………………………….....17
8. Структура педагогического общения…………………………………………………………18
9.Психологические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами………20
10.Обеспечение динамики командной деятельности в спорте…………………………………24
11.Основные понятия психологической подготовки…………………………………….….…..24
12.Основные направления психологической подготовки в спорте……………………………27
13.Особенности психологического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям……………………………………………………………………………………..28
14.Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям…………………….......33
15.Коррекция динамики усталости……………………………………………………………….35
16.Снятие избыточного психического напряжения……………………………………………..35
17.Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена……………………...36
18.Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)………..….…...38
19.Аутогенная тренировка (АТ)…………………………………………………………………..39
20.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………39
21.Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ……………………………....40
22.Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………....40
23.Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)……………………43
24.Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)……………………...….43
25.Идеомоторная тренировка……………………………………………………………......……44
26.Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………47
27.Воспитание моральных качеств………………….…………………………….…………..….48
28.Задачи нравственного воспитания………………………………………………………….…49
29.Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов.…………………………....51
30. Заключение……………………………………………………………………………………..55
31. Список литературы……………………………………………………………...................... 56

Работа содержит 1 файл

Психическая подготовка легкоатлетов в соревновательном периоде.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3

2. Общие основы спортивной подготовки легкоатлета…………………………………………5

3.Особенность построения предсоревновательного этапа подготовки легкоатлетов………..6

4.Основные правила подготовки легкоатлета к соревнованиям……………………………….9

5.Рациональное распределение тренировочных нагрузок перед соревнованиями………….11

6. Психологическое обеспечение подготовки легкоатлетов……………………………………13

7.Психологическая подготовка спортсменов.

Инновационные технологии - Основные направления психологической подготовки в спорте…………………………………………………………………………………………….....17

8. Структура педагогического общения…………………………………………………………18

9.Психологические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами………20

10.Обеспечение динамики командной деятельности в спорте…………………………………24

11.Основные понятия психологической подготовки…………………………………….….…..24

12.Основные направления психологической подготовки в спорте……………………………27

13.Особенности психологического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям……………………………………………………………………………………..28

14.Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям…………………….......33

15.Коррекция динамики усталости……………………………………………………………….35

16.Снятие избыточного психического напряжения……………………………………………..35

17.Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена……………………...36

18.Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)………..….…...38

19.Аутогенная тренировка (АТ)…………………………………………………………………..39

20.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………39

21.Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ……………………………....40

22.Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………....40

23.Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)……………………43

24.Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)……………………...….43

25.Идеомоторная тренировка……………………………………………………………......……44

26.Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)……………………………47

27.Воспитание моральных качеств………………….…………………………….…………..….48

28.Задачи нравственного воспитания………………………………………………………….…49

29.Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов.…………………………....51

30. Заключение……………………………………………………………………………………..55                 

31. Список литературы……………………………………………………………...................... 56

Введение

Психология  спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением  и тренировкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования.

Самый сложный вопрос психологии обучения, связан с учетом фактора  осознания движений. Педагогические указания тренера в процессе обучения должны в первую очередь базироваться на знании того, каким должно быть соотношение сознательной и неосознаваемой форм регуляции движений, выполняемых на разных фазах обучения и тренировки. Современные представления об организации целенаправленного поведения (деятельности) свидетельствует о том, что сознательная регуляция всегда прерывиста, а неосознаваемая - непрерывна. Поэтому обе формы регуляции всегда присутствуют в управлении движениями.

Проблемы изучения психики  спортсменов, управления ею, организации  психологической подготовки чрезвычайно  сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку.

 Если еще сравнительно  недавно содержание психологической  подготовки ограничивалось регуляцией  предстартовых состояний спортсмена, настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, развитием способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами и т. д.

Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов высокого класса каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения рекордных результатов.

Эти задачи могут быть с  успехом решены лишь комплексно, в  системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.

Объект исследования - психологическая  подготовка спортсменов.

Предмет - легкоатлеты.

Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:

1. Рассмотреть психологическое  обеспечение подготовки спортсменов легкоатлетов;

2. Изучить разработку  модельных психологических характеристик  легкоатлетов;

3. Выявить сущность и  особенности психологических качеств  спортсменов легкоатлетов;

4. Проанализировать понятие  психологической подготовки спортсменов;

5. Выявить значимость  психорегуляции при подготовке  спортсменов легкоатлетов;

6. Обозначить особенности  морально - волевой и психологической  подготовки спортсменов; 

7. Рассмотреть особенности  психологической подготовки легкоатлетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие основы спортивной подготовки легкоатлета

 

Современная система  подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные  формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

Спортивная  подготовка, являясь многолетним  и круглогодичным процессом, решает вопросы, которые, в конечном счете, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.

В связи с  этим в спортивной подготовке следует  выделить ряд относительно самостоятельных ее сторон, видов, имеющих существенные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, физические, психологические, теоретические и интегральные. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления учебно-тренировочным процессом. Вместе с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни один из этих видов подготовки не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

Следует учитывать, что каждый вид спортивной подготовки зависит от других видов, определяется ими и, в свою очередь, влияет на них. Например, техника спортсмена находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств, т.е. от силы, быстроты, гибкости и других. Уровень проявления физических качеств (например, выносливости) тесно связан с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем тактическая подготовка не может быть осуществлена без высокого уровня технического мастерства, хорошей функциональной подготовленности, развития смелости, решительности, целеустремленности и т.д.

Особенность построения предсоревновательного  этапа подготовки легкоатлетов

 

В спортивной подготовке, в повышении мастерства спортсмена важную роль играет участие в соревнованиях. Стремление превысить свои достижения на соревнованиях - могучий стимул для напряженных тренировок, для воспитания уверенности в себе, воли к победе, других бойцовских качеств, без которых немыслимо в полной мере проявление силы, быстроты, выносливости.

В течение соревновательного  периода спортсмены массовых разрядов должны выступать в 8-15 соревнованиях. В их число входят как официальные  соревнования различного масштаба (районные, городские, региональные и др.), так  и неофициальные, организованные внутри секции или коллектива физкультуры (прикидки, тестирования и пр.). В любых соревнованиях спортсмен должен бороться до конца, стремиться к победе и достижению своего наилучшего результата, только на соревнованиях спортсмен мужает и крепнет, приобретает опыт, проявляет свои волевые качества в полном объеме.

Легкоатлеты высших разрядов участвуют в соревнованиях  главным образом по своей специальности  и редко в других видах легкой атлетики. Недостаточно подготовленные спортсмены и особенно начинающие легкоатлеты должны состязаться в разных видах. Например, метатели должны соревноваться и в спринтерском беге, и в прыжках, и в многоборьях. Это важно для создания на ранней стадии тренировочного процесса хорошей разносторонней базы, что впоследствии скажется на эффективности совершенствования техники в своем виде.

Предсоревновательный  этап подготовки легкоатлетов длится обычно 4 - 6 недель и строится на основе повторения соревновательного микроцикла, составленного по дням и часам  непосредственного участия в соревнованиях. Поэтому надо заранее изучить программу соревнований, выяснить, сколько раз придется стартовать, в какие дни и часы. В связи с этим следует приспособить режим дня (подъем, время приема пищи, тренировок, учебы и работы и др.) к срокам стартов.

Соревновательный  микроцикл тренировки строится таким  образом, чтобы в нем были лишь два наибольших подъема нагрузки. Они должны совпадать с предполагаемыми  днями соревнований (обычно суббота  и воскресенье) и серединой недели (вторник). Накануне дня соревнований в таком построении (в пятницу) проводится обычная разминка или легкая тренировка. Перед этим (четверг) - день отдыха. Во вторник и среду - тренировка, в понедельник - день отдыха.

Если соревнования проводятся только в воскресенье, то соответственно разминку следует перенести на субботу, дни отдыха - на пятницу и вторник, а дни тренировок - на среду и четверг. Подобным образом следует изменять микроцикл, если соревнования назначены на другие дни недели.

Выбрав виды легкой атлетики, в которых необходимо стартовать в субботу и воскресенье, следует определить характер тренировки во вторник и среду. Бегуну на средние и длинные дистанции надо во второй день микроцикла (вторник) пробежать повторно или переменно отрезки короче соревновательной дистанции, но несколько быстрее, чем предполагается в соревновании. На следующий, третий день следует пробежать длинный кросс в спокойном темпе, на пятый день микроцикла - снова кросс, но теперь вдвое короче. Шестой и седьмой дни микроцикла - соревнования. Если предстоит стартовать на нескольких дистанциях, то лучше в субботу выступить на короткой дистанции, а в воскресенье - на более длинной.

Спринтерам  и барьеристам надо помнить: а) с  предельной скоростью следует бежать лишь на соревнованиях; б) остальные дни необходимо бегать свободно, с интенсивностью 85 - 95% от максимальной; в) в других видах легкой атлетики следует выступать после стартов на своих дистанциях.

Прыгуны и метатели после основных соревнований в субботу  могут стартовать в воскресенье в спринте и других видах легкой атлетики. Если же им предстоит выступить в седьмой день микроцикла, то накануне, вместо участия в соревнованиях, лучше провести облегченную тренировку, используя специальные упражнения, не проявляя максимальной силы и быстроты.

Во второй (первый) день микроцикла прыгуны и метатели должны включать больше прыжковых и  специальных упражнений для поддержания  и развития силы мышц, проявляя максимум усилий. В третий день микроцикла этой группе легкоатлетов нужно обратить особое внимание на технику движений, а в конце занятия провести легкий кросс в парке или в лесу.

Недельный микроцикл  предсоревновательного этапа подготовки легкоатлета может повторяться  в течение всего соревновательного  периода несколько раз, но при  этом должна быть обеспечена волнообразность нагрузок. Для этого после 1-2-недельных микроциклов с повышенными нагрузками должен следовать один микроцикл с облегченными нагрузками и выступлением на соревнованиях без предельных усилий (для накопления опыта).

Информация о работе Психологическая подготовка легкоатлетов