Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:
упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и
спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена.
Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние
и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются
ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до
5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в
содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег,
общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий
увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы
выполняется 10-минутный комплекс упражнений;
5-й вариант
- отличается комплексной
экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна,
питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в
день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на
воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на
свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой
половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию
студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.
Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить
высокоинтенсивного соревновательного характера.
При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа
имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал
элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая
активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на
воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ
жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной
работоспособности приведены в табл. 9.3.
Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием
экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что
только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс
восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА
оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности,
полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не
обеспечивается.
При проведении
учебно-тренировочных занятий
снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.
Изменение умственной
к исходному уровню, принятому за 100%
Период обследования Группы
1-я
2-я 3-я
Сразу после третьего экзамена
23,1
31,4 46,7
На следующий день
80,3
82,2 99,8
Сразу после завершения всей сессии (четырех экзаменов)
64,5
78,9 89,4
Через неделю после сессии
82,3
89,3 100,5
Нецелесообразно
изучать технику новых
ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую,
а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.
6. Заключение
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода
испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и
питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние
общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во
многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической
культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками
эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс,
обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-
трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в
учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному
восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в
различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к
сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение
физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.
7.Список литературы
1.
Здоровье человека и
Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
2. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. /
Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
3. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное
пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
4.
Общая физическая и спортивная
подготовка в системе
воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ,
1995.
5.
Основы спортивной тренировки
и методы контроля за
организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.
МГСУ, J997.
6. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под
ред.
Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
7.
Врачебный контроль за
функциональным состоянием организма в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под
ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
8.
Методические подходы к
лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное
пособие. / Под ред М.М.Щепотова, В.В.Садовского, М.В.Вдовина.
Пензенская ГАСА, 1999.
9.
Физическая культура в
ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
10. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. –
М.: АСВ,
2000
Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3