Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов

2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения

4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов

6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,

психоэмоционального и функционального

состояния студентов

8

6. Заключение

13

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Физра4.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     4. Работоспособность в умственном  труде   и влияние на нее  внешних и

                             внутренних факторов                            

Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению

конкретной  умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и

параметров  эффективности. Основу работоспособности  составляют специальные

знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности,

например, перцепции (перцепция - психо­логический термин, означающий

восприятие, непосредственное отражение объективной  действительности органами

чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические - состояние

сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем;

физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.;

совокупность  специальных качеств, необходимых  в конкретной деятельности.

Работо­способность  зависит от возможностей человека, адекватных уровню

моти­вации  и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных

внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от

свойств личности, типологической особенности  нервной системы, темперамента.

Наряду  с этим, на нее влияют новизна  выполняе­мой работы, интерес к ней,

установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и

оценка  результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность,

уровень ДА.

     4.1. Влияние на работоспособность  студентов периодично­сти ритмических

процессов в организме

Исследованиями  установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека

во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием

экзогенных (связанных с изменениями внешней  среды) и эндогенных - внутренних

(ритм  и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния  кровяного давления и т.п.) факторов.

Колебания работоспособности в течение  суток соответствуют биологическим

ритмам  организма. Высокая работоспособность  в любом виде деятельности

обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно

согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его

психофизиологических  функций.

Есть  студенты с устойчивой стереотипностью  и последовательно­стью изменения

работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты  с неустойчивой их

последовательностью (аритмики). В зависимости от времени  работоспособности

ритмики подразделяются на утренние ("жа­воронки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое

настроение  сохраняется в утренние и дневные  часы. Они наиболее работоспособны

с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это  наиболее адаптированные к

существующему режиму обучения студенты. Практически  их биологический ритм

совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно

ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в

первую  половину дня заторможены. Они находятся  в наименее благоприятных

условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов сту­дентов

целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов

устраивать  консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.

Аритмики  занимают промежуточное положение  между рассмот­ренными двумя

группами, но все-таки они стоят ближе к  лицам утреннего типа.

     4.2. Общие закономерности изменения  работоспособно­сти студентов в

процессе  обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность  студентов

претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели,

полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой

продуктивностью учебного труда. После звонка они  не могут сра­зу

сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и

более 30 минут, прежде чем работоспособность  достигает опти­мального уровня.

Этот  период врабатывания характеризуется  постепенным повышением

работоспособности с определенными колебаниями.

Период  оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность

1,5-3 часа, в процессе чего функциональное  состояние студентов

характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной

деятельности, которая выполняется.

Третий  период - период полной компенсации, характеризуется по­явлением

начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и

положительной мотивацией.

В четвертом  периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление,

наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности

учебной деятельности.

В пятом  периоде начинается прогрессивное  снижение работоспо­собности, которое

перед окончанием работы может смениться  кратковре­менным ее повышением за

счет  мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое

уменьшение  ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и

угасания  рабочей доминанты (доминанта (лат.) - вре­менно господствующий очаг

возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать

тормозящее  влияние на деятельность других нервных  центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку.

Наличие второго подъема работоспособности  при само­подготовке объясняется не

только  суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на

выполнение  учебных заданий (рис.9.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлена и тем,

что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением

различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные

занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном

цикле характеризуется наличием периода  враба-тывания в начале (понедельник,

вторник), устойчивой работоспособности в  середине (среда - четверг) и

снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается

ее подъем, что связывают с явлением "конечного  порыва" (рис.9.5).

Типичная  кривая работоспособности может  изменяться при на­личии фактора

нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни

недели. Такими факторами могут быть выполне­ние  контрольной работы, участие в

коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и  т.п.

Учебный  семестр   и  учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5

недель  наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением

уровня  работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина

семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра,

когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижать

ся. В  период экзаменов снижение кривой работоспособности  усиливает­ся. В

период  зимних каникул работоспособность  восстанавливается к ис­ходному

уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств

физической  культуры и спорта, наблюдается явление  повышенной

работоспособности.

Начало  второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания,

продолжительность которого сокращается по сравнению  с пер­вым полугодием до

1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти  со второй половины

февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым  уровнем. Причем, этот

уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются

признаки  снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В

зачетную  сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено

резче, чем в первом полугодии. Процесс  восстановления отличается более

медленным развитием, вследствие значительной глубины  утомления.

     5. Средства физической культуры  в регулировании умственной работоспособности,

          психоэмоционального и функционального  состояния студентов         

Среди мероприятий направленных на повышение  умственной ра­ботоспособности

студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и

функционального перенапряжения можно рекомендовать  следующие:

- систематическое  изучение учебных предметов студентами  в  се­

местре, без "штурма" в период зачетов  и экзаменов;

- ритмичную  и системную организацию умственного труда;

- постоянное  поддержание эмоции интереса;

- совершенствование  межличностных отношений студентов  между

собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3