Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
4. Работоспособность в
внутренних факторов
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению
конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и
параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности,
например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий
восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами
чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние
сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;
физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.;
совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню
мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных
внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от
свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента.
Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней,
установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и
оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность,
уровень ДА.
4.1. Влияние на работоспособность
студентов периодичности
процессов в организме
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека
во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием
экзогенных
(связанных с изменениями
(ритм
и ЧСС, ритм дыхания, измене
Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим
ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности
обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно
согласуется
со свойственными организму
психофизиологических функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения
работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их
последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности
ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.
Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое
настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны
с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к
существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм
совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно
ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в
первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных
условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов
целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов
устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя
группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.
4.2. Общие закономерности
процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов
претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели,
полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой
продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу
сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и
более
30 минут, прежде чем работоспособность
достигает оптимального
Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением
работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность
1,5-3 часа,
в процессе чего
характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной
деятельности, которая выполняется.
Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением
начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и
положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление,
наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности
учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое
перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за
счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое
уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и
угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг
возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать
тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку.
Наличие
второго подъема
только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на
выполнение учебных заданий (рис.9.4).
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем,
что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением
различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные
занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном
цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале (понедельник,
вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и
снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается
ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.9.5).
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора
нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни
недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в
коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5
недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением
уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина
семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра,
когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижать
ся. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В
период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному
уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств
физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной
работоспособности.
Начало
второго полугодия также
продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до
1,5-2 недель.
Дальнейшие изменения
февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот
уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются
признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В
зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено
резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более
медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
5. Средства физической культуры
в регулировании умственной
психоэмоционального и
Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности
студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и
функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:
- систематическое
изучение учебных предметов
местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование
межличностных отношений
собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3