Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов

2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения

4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов

6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,

психоэмоционального и функционального

состояния студентов

8

6. Заключение

13

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Физра4.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Дисциплина  «Физическая культура» 
 

Реферат 
 

на тему: «Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

Содержание   
 
 

Введение          2

2. Объективные  и субъективные факторы обучения  и реакция на

них организма студентов

2

     3. Изменение состояния организма  студента под влиянием различных

режимов и условий обучения

4

     4. Работоспособность в умственном  труде   и влияние на нее  внешних и

внутренних  факторов

6

     5. Средства физической культуры  в регулировании умственной работоспособности,

психоэмоционального и функционального

состояния студентов

8

     6. Заключение

13

     7. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

     Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

     Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

     Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

     Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

     Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

     Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.

     Релаксация- состояние покоя и  расслабленности, возникаю­щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

     Самочувствие- субъективное ощущение  внутреннего со­стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Объективные и субъективные  факторы обучения и реакция на них организма

                                  студентов                                 

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки

выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная

деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в

условиях  объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:

-  противоречия   между большим объемом учебной  и научной ин­

формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

-  между  объективно текущим постепенным, многолетним процес­сом становления

социальной  зрелости будущего специалиста и  желанием

как можно  быстрее самоутвердиться и проявить себя;

-  между  стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с уче­том   личных

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое

отрицательно  отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии

студентов.

Учет  и понимание студентами такого рода противоречий необхо­димы для

нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием

своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми

ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные,

общекультурные, политические и дру­гие вопросы.

Студенческий  возраст является также заключительным этапом поступательного

возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей

организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для

напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого

усвоения  большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии

умений  и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но

существуют  еще и скрытые трудности, которые  сказываются порой весьма

существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии  студентов.

К ним  относится целый ряд обстоятельств  студенческой жизни, кажущихся

малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­вокупности дающие

отрицательный эффект, который можно назвать  не­приспособленностью студентов  к

обучению  в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными

становятся  следующие:

- резко  отличающиеся от школьных методы  и организация обу­чения, требующие

значительного повышения самостоятельности в  овладе­нии учебным материалом;

- отсутствие  хорошо налаженных межличностных  отношений, а

стало быть, и группового контакта,  что  характерно для  всякого

формирующегося  коллектива;

- ломка  старого, сложившегося за годы  учебы в школе или на про­изводстве

жизненного  стереотипа и формирование нового, "вузовского";

- сопутствующие  поступлению в вуз новые заботы, которые чаще

возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание,

самостоятельное ведение бюджета,    планирование и организация своего

учебного  и свободного времени и др.)

Особенно  в затруднительном положении  оказываются студенты младших курсов. С

одной стороны, они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую

применения  всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление

новизны условий учебной работы требует  значительной затраты сил организма.

Включение студентов в но­вую систему жизнедеятельности  может сопровождаться

нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением

волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с

трудно­стями  процесса адаптации.

Для становления  личности специалиста особое значение имеют профессиональная,

социально-психологическая  и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти

условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная  адаптация означает идентификацию (отождест­вление) себя с

избранной профессией, с социальной ролью, которую  пред­стоит выполнять после

окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии

и активно  положительным отношением к избранной  специальности. Первостепенное

значение  в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности

личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен

полу­чить целостное представление о той  деятельности, к которой он готовится.

У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная

основа  его деятельности.

Социально-психологическая  адаптация означает интеграцию лич­ности со

студенческой  средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п.

Это накладывает  на личность отпечаток, определяет из­менение направленности

потребностей.

На процесс  внутренней переориентации личности оказывают  влияние факторы

межличностных отношений, в процессе которых скла­дываются  установки,

удовлетворяющие личностный статус студента, фор­мирующие уровень его

притязаний. По мере укрепления межличностных отношений  студент активно

включается  в деятельность коллектива учеб­ной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение  уровня психи­ческой и

Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3