Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
Дисциплина
«Физическая
культура»
Реферат
на тему:
«Психофизиологические
особенности интеллектуальной
деятельности»
Москва
2011
Содержание
Введение 2
2. Объективные
и субъективные факторы
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма
студента под влиянием
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
Введение.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация- состояние покоя и
расслабленности, возникающее
Самочувствие- субъективное ощущение
внутреннего состояния физиологического
и психологического комфорта или дискомфорта.
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки
выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная
деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в
условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной ин
формации, и, дефицитом времени на ее освоение;
- между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления
социальной зрелости будущего специалиста и желанием
как можно
быстрее самоутвердиться и
- между
стремлением к
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое
отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии
студентов.
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для
нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий
возраст характеризуется
своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми
ответов
на разнообразные нравственно-
общекультурные, политические и другие вопросы.
Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного
возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей
организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для
напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии
умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но
существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма
существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним
относится целый ряд
малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие
отрицательный
эффект, который можно назвать
неприспособленностью
обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными
становятся следующие:
- резко
отличающиеся от школьных
значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
- отсутствие
хорошо налаженных
стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого
формирующегося коллектива;
- ломка
старого, сложившегося за годы
учебы в школе или на про
жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";
- сопутствующие
поступлению в вуз новые
возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание,
самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего
учебного и свободного времени и др.)
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С
одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую
применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление
новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.
Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться
нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением
волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с
трудностями процесса адаптации.
Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная,
социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти
условно выделенные виды адаптации.
Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с
избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после
окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии
и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное
значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности
личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен
получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится.
У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная
основа его деятельности.
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со
студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п.
Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности
потребностей.
На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы
межличностных отношений, в процессе которых складываются установки,
удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его
притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно
включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и
Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3