Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов

2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения

4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов

6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,

психоэмоционального и функционального

состояния студентов

8

6. Заключение

13

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Физра4.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

- организацию  рационального режима труда, питания,  сна и отды­

ха;

- отказ  от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти­

ков, курения  и токсикомании;

- ДА  и физическую тренировку, постоянное  поддержание организ­

ма в  состоянии оптимальной физической тренированности;

- обучение  студентов методам самоконтроля  за состоянием орга­

низма с целью выявления отклонений от нормы  и своевременной кор­

ректировки  и устранения этих отклонений средствами профилактики.

     5.1 Использование физических упражнений  как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной

деятельностью. Физиологическое обследование активного  отдыха свя­зано с

именем  И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой

других  лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот  принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной

деятельности, где подобранные соответствующим  образом физиче­ские нагрузки до

начала  умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий

эффект  в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее

эффективны  ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в

общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга

возникает "доминанта движения", которая  оказывает благоприятное влияние  на

состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует

сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего  организма. Во время

актив­ного  отдыха эта доминанта способствует активному протеканию

восстано­вительных  процессов.

     5.2. "Малые формы" физической  культуры в режиме учебного  труда студентов

К "малым  формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы

в учебном  труде студентов с использованием физиче­ских упражнений

(физкультминуты).

     Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной,  но

достаточно  эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в

учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма  в работоспособное

состояние, усиливает ток крови и лимфы  во всех частях тела и учащает дыхание,

что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся

за ночь. Систематическое выполнение зарядки  улучшает кровообращение, укрепляет

сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность

пищеваритель­ных  органов, способствует более продуктивной деятельности коры

голов­ного мозга.

Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство

повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания

организма.

     Физкультурная пауза является  действенной и доступной формой. Она призвана

решать  задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их

работоспособности.

Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары

учебных часов умственная работоспособность  студентов на­чинает снижаться.

Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность

восстанавливается до уровня, близкого к исходному  в начале учебного дня, а

при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов  в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов

занятий и продолжительностью 5 мин. - после  каж­дых 2-х часов самоподготовки,

т.е. в  периоды, когда приближаются или  проявляются первые признаки утомления.

Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические

упражнения  подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не

принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой    деятельности.

Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкуль­турной паузы

проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-

9%, при  5-минутном - на 2,5-6%.

     Микропаузы в учебном труде  студентов с использованием физи­ческих  упражнений 

(физкультминуты) полезны в связи с тем, что  в умст­венном труде студентов  в силу

воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от

выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это

обусловлено усталостью в условиях ограничения  активности скелетной мускулатуры,

монотонным  характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления

наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой  на фоне шести, а порой и

восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег

на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или

позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного

сокращения  и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей

конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной  напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые

30-60 мин.  использовать позотонические упраж­нения,  через каждые 2 часа

проводить динамические упражнения, напри­мер, бег  на месте с глубоким

ритмичным дыханием.

      
 
 

      
 
 

      
 
 

      
 
 

      
 
 

      

Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов

играет  существенную роль в оздоровлении его  условий, повышении

работоспособности.

     5.3 Учебные и самостоятельные  занятия по физической культуре в режиме

учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для

интенсивного  и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и

переутомления, в сочетании с активным отдыхом  и физиче­ским

совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое  ис­пользование

средств физической культуры и спорта, которое  способствует поддержанию

достаточно  высокой и устойчивой учебно-трудовой активно­сти и

работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физи­ческого

воспитания  является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле  исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась

целесообразность  проведения занятий физическими  упражнениями и спор­том в

такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается сни­жение

работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце  учебного дня (на последней

паре  занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протя­жении всего

учебного  года.

Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характери­зуется тремя

периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в ре­зультате  наступившего

утомления.

Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий

физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в

начале  учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2   часа) повышение

работоспособности  и   поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6

часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень

работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели

положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наи­больший подъем

уровня  работоспособности до конца учебно-трудового  дня, включая время

самоподготовки. В течение учебной недели положи­тельное воздействие таких

занятий сохраняется на протяжении последую­щих 2-3 дней, после чего оно

постепенно  затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в не­посредственном

периоде последействия (до 1 часа) незначительно по­вышает уровень умственной

работоспособности. В последующие часы учебного труда  она снижается до 70-90%.

Лишь  спустя 8-10 часов ее уро­вень возвращается к исходному. Негативное

отдаленное  последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней

учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается  восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть  ряд вариантов проведения

занятий в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает

положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние

студентов:

1-й вариант  - занятия проводятся раз в  неделю после сдачи экза­менов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,

легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной ин­тенсивности;

Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3