Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
- организацию
рационального режима труда,
ха;
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти
ков, курения и токсикомании;
- ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ
ма в
состоянии оптимальной
- обучение
студентов методам
низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор
ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
5.1 Использование физических
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной
деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с
именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой
других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной
деятельности,
где подобранные
начала
умственного труда, в процессе и
по его окончании оказывают
эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее
эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в
общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга
возникает
"доминанта движения", которая
оказывает благоприятное
состояние
мышечной, дыхательной и сердечно-
сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время
активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию
восстановительных процессов.
5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов
относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы
в учебном
труде студентов с
(физкультминуты).
Утренняя гигиеническая
достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в
учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное
состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание,
что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся
за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет
сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность
пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры
головного мозга.
Ежедневная
УГГ, дополненная водными
повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания
организма.
Физкультурная пауза является
действенной и доступной
решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их
работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары
учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться.
Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность
восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а
при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня
физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов
занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.
Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические
упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не
принимавших
участие в обеспечении учебно-трудовой
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы
проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-
9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.
Микропаузы в учебном труде
студентов с использованием
(физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу
воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от
выполняемой
работы, которые относительно
обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры,
монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления
наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и
восьмичасовых аудиторных занятий.
В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег
на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или
позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного
сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей
конечностей и туловища (рис.5.1).
При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые
30-60 мин.
использовать позотонические
проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким
ритмичным дыханием.
Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.
Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов
играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении
работоспособности.
5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме
учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для
интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и
переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование
средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию
достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и
работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического
воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась
целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в
такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение
работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней
паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего
учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя
периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего
утомления.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий
физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в
начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение
работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6
часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень
работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели
положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем
уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время
самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких
занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно
постепенно затухает.
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном
периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной
работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%.
Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное
отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней
учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения
занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает
положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние
студентов:
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.
Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;
Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3