Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

Введение 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов

2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения

4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов

6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,

психоэмоционального и функционального

состояния студентов

8

6. Заключение

13

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Физра4.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

интеллектуальной  готовности студентов к вузовской  специфике обучения. Низкий

уровень этой готовности при поступлении  в вуз приво­дит к психической

усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая  школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм

умственной  деятельности. Эту мысль подтверждают дан­ные опроса студентов -

первокурсников, характеризующие основные при­чины, вызывающие трудности при

переходе  на вузовские формы обуче­ния. Среди причин отмечены: необходимость

организовывать  самостоя­тельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение

системы кон­троля за успеваемостью - 23,8%; изменение  опросной системы -

16,4%; необходимость  конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и

практических  занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом  состоянии студентов отражаются также объ­ективные и

субъективные  факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол,

состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность

отдыха  и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень

знаний, способность адаптироваться к но­вым условиям обучения в вузе,

психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные

качества (характер, темперамент, коммуникабельность    и др.),

работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка студентов,

возникающая при изучении многочисленных учебных  дисциплин, научный уровень и

информационный  объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является

экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуа­ции, протекающей

в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующейся

повышенной  ответственностью с элементами неоп­ределенности. Отрицательное

воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких

факторов  риска, когда они воздействуют одно­временно  и принимают хронический

характер.

     3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и

                              условий обучения                             

В одном  из докладов Комитета экспертов Всемирной  организации здравоохранения

указывается, что увеличение числа заболеваний  сердеч­но-сосудистой системы и

других  функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все

увеличивающейся интенсификации умст­венного труда  и нервно-эмоциональных

перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и

психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные

трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение

недостатка  времени, торопливая еда, мотивационный  конфликт и конфликт

интимно-личного  характера, сме­на работы и профессии  и т.п.

Особенно  остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и

на протекании психических процессов. Большая  нагруз­ка на ЦНС и на ее высший

отдел - кору головного мозга проявляется  пре­имущественно в таких психических

процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В

мозге с наибольшей интенсивностью протекают  процессы обмена веществ, он

составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода,

поступающего  во внутреннюю среду организма, и  для нормального проявления

своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов,

снижают эффективность кровообращения в  головном мозге, ухудшают его

кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за

столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная

работа  в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность   за результаты

усвоения  знаний и др.

Длительная  напряженная умственная работа снижает  также воз­можности организма

к ее качественному  продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция

организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется

перед наступлением утомления и явля­ется  субъективным чувством человека.

Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы,

неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное

завершение  работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда

обнаруживается  в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение

работоспособности в од­ном виде учебного труда может  сопровождаться

сохранением его эффек­тивности в  другом виде. Так, например, устав

производить вычислитель ные операции, можно  успешно заниматься чтением. Такое

утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного

труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным

эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам

(табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором,

например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой

разговор  оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких

условиях  повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального

перенапряжения  весьма опасно для организма и, как  правило, вызывает

длительное  неблагоприятное по­следствие.

При систематическом  перенапряжении нервной системы  воз­никает переутомление,

для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие

интереса  к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита,

головокружение  и головная боль.

                                                              Таблица3. 1

     Внешние признаки утомления в  процессе умственного труда студентов (по

С.А.Косилову)

    

Объект  наблюдения Уто мление

Незначительное Значительное Резкое

Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют

Поза Непостоянная, потя­гивания ног и вы­прямление тулови­ща Частая смена поз, пово­роты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание голо­вы руками Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула

Движения Точные Неуверенные, замед­ленные Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почер­ка)

Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсут­ствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия 

Объективными  признаками переутомления являются: снижение веса тела,

диспепсические  расстройства, повышение сухожильных  рефлек­сов, лабильность

частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость,   выраженный

дермографизм,      снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям,

заболеваниям  и т.п.

Оценка  степеней переутомления представлена в табл. 3.2.

                                                              Таблица 3.2

     Краткая характеристика степеней  переутомления (по К.К.Платонову)

    

Симптом Степень переутомления

1-начинаю- II- легкое III- IV- тяжелое

шееся  выраженное 

Снижение  рабо- Малое Заметное Выраженное Резкое

тоспособности    

Появление ранее При усиленной При обычной При облегчен- Без видимой на-

отсутствовавшей нагрузке нагрузке ной нагрузке грузки

усталости при    

умственной  на-    

грузке    

Компенсация Не требуется Полностью Не полностью Незначительно

понижения рабо-    

тоспособности    

волевым путем    

Эмоциональные Временное Временами Раздражитель- Угнетение, резкая

сдвиги снижение инте- неустойчивость ность раздражитель-

реса  к работе настроения  ность

Расстройства  сна Трудно засы- Труднее засы- Сонливость Бессонница

пать  и просы- пать, просы- днем 

паться паться  

Снижение  умст- Нет Трудно сосре- Временами Заметное ослаб-

венной  работо-  доточиться забывчивость ление внимания и

способности    памяти

Вегетативные Временами Часто тяжесть в Временами Частые головные

сдвиги тяжесть в голо- голове головные боли, боли, потеря ап-

ве  снижение аппе- петита

тита 

Профилактиче- Упорядочение Отдых, физиче- Организован- Лечение

ские  мероприя- отдыха, физиче- ская культура ный отдых, 

тия ская культура,  предоставление 

культурные  отпуска 

развлечения    

Таким образом, умственная деятельность, связанная  с психиче­скими

напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных

неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных  заболеваний.

Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3