Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на
них организма студентов
2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных
режимов и условий обучения
4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
6
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
8
6. Заключение
13
7. Список литературы
интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий
уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической
усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм
умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов -
первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при
переходе на вузовские формы обучения. Среди причин отмечены: необходимость
организовывать самостоятельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение
системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы -
16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и
практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).
На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и
субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол,
состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность
отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень
знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе,
психофизические
возможности, нервно-психическую
качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.),
работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и
информационный
объем которых все время
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является
экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей
в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся
повышенной ответственностью с элементами неопределенности. Отрицательное
воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких
факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический
характер.
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и
условий обучения
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения
указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и
других функциональных нарушений среди студентов является следствием все
увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных
перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и
психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные
трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение
недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт
интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и
на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший
отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических
процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В
мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он
составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода,
поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления
своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов,
снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его
кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за
столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная
работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты
усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма
к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция
организма.
Утомление может вызвать
перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека.
Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы,
неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное
завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда
обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение
работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться
сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав
производить вычислитель ные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое
утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного
труда
и является обратимым процессом.
Утомление снимается своевре
эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам
(табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором,
например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой
разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких
условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального
перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает
длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление,
для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие
интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита,
головокружение и головная боль.
Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по
С.А.Косилову)
Объект наблюдения Уто мление
Незначительное Значительное
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес
к новому материалу Живой интерес, задавание
вопросов Слабый интерес, отсутствие
вопросов Полное отсутствие интереса,
апатия
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела,
диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность
частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость, выраженный
дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям,
заболеваниям и т.п.
Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2.
Краткая характеристика
Симптом Степень переутомления
1-начинаю- II- легкое III- IV- тяжелое
шееся выраженное
Снижение
рабо- Малое Заметное
тоспособности
Появление ранее При усиленной При обычной При облегчен- Без видимой на-
отсутствовавшей нагрузке
усталости при
умственной на-
грузке
Компенсация Не требуется Полностью Не полностью Незначительно
понижения рабо-
тоспособности
волевым путем
Эмоциональные Временное
сдвиги снижение
инте- неустойчивость ность
реса к работе настроения ность
Расстройства сна Трудно засы- Труднее засы- Сонливость Бессонница
пать и просы- пать, просы- днем
паться паться
Снижение умст- Нет Трудно сосре- Временами Заметное ослаб-
венной
работо- доточиться
способности памяти
Вегетативные Временами Часто тяжесть в Временами Частые головные
сдвиги тяжесть в голо- голове головные боли, боли, потеря ап-
ве снижение аппе- петита
тита
Профилактиче- Упорядочение
ские мероприя- отдыха, физиче- ская культура ный отдых,
тия ская культура, предоставление
культурные отпуска
развлечения
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими
напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных
неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
Информация о работе Психофизиологические особенности интеллектуальной деятельности3