Подвижные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования.

Содержание

Введение
1. Подвижные игры и их социальное значение
1.1 Социальная сущность игры
1.2 Педагогическое значение подвижных игр
1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста
2. Общая характеристика основных видов движений
2.1 Методика обучения основным видам движений
2.2 Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)
 

    Представленный  перечень подвижных игр для учеников младших классов на уроках физической культуры сгруппирован по преимущественному  воздействию их на соответствующие  двигательные способности и умения:

    - закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве;

    - закрепление и совершенствование  навыков в прыжках, развитие  скоростно-силовых способностей, ориентирование  в пространстве; игры третьей  строки направлены;

    - закрепление и совершенствование  метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию  параметров движений, скоростно-силовых  способностей;

    - овладение элементарными умениями  в ловле, бросках, передачах  и ведении мяча;

    - закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве;

    - комплексное развитие координационных  и кондиционных способностей, овладение  элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

    Изучение  названий и правил подвижных игр, инвентаря, оборудования, организации, правил поведения и безопасности способствует освоению знаний о физической культуре.

    При этом самостоятельная подготовка учеников будет заключаться в отработке бросков, ловли и передачи мяча, ударов и остановок мяча ногами, ведения мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами.

    К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного  дня младших школьников с использованием подвижных игр относятся физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

    Целью физических упражнений и подвижных  игр на удлиненных переменах («часах здоровья») является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются проводить упражнения с мячами, скакалкой, лазанья и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах с использованием подвижных игр. Продолжительность подвижных перемен 15-45 мин. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на дежурного учителя и учащихся дежурного класса. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, формы и организация проведения должны изменяться.

    Ежедневные  занятия младших школьников в  группах продленного дня предполагают обязательное использование подвижных  игр, их цель - активный отдых, повышение  физической и умственной работоспособности, приобщение учащихся к систематическим занятиям, достижение необходимого объема двигательной активности. Содержание занятий включает в себя упражнения, рекомендованные для подвижных перемен, с учетом интересов и желаний учащихся. Продолжительность занятий 45-60 мин. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.

    Организация «спортивного часа» с использованием подвижных игр возлагается на воспитателей групп продленного дня, а проведение осуществляют учителя физической культуры, воспитатели, инструкторы физической культуры, учащиеся старших классов, однако перед началом таких занятий необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

    Цель  внеклассных форм занятий (группы и  кружки общей физической подготовки) состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей младших  школьников углубить знания, расширить  и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам. Этому будет способствовать использование подвижных игр в различных формах внеклассных занятий в начальной школе.

    Цель  физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение младших школьников к систематическим занятиям физическими  упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых. Авторы анализируемой программы рекомендуют использовать подвижные игры и внутришкольные соревнования по видам физических упражнений, включенных в программу (в классах, параллелях, между школами и др.). Выполнение комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов с использованием подвижных игр должно обеспечить необходимый объем двигательной активности младших школьников (таблица 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3. Примерный объем двигательной активности учащихся

Класс Ежедневный  объем времени занятий, ч Физкультурно-оздоровительные  мероприятия Уроки физической культуры в неделю, ч Внеклассные формы занятий: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП в  неделю Общешкольные

мероприятия

Самостоятел-ные

занятия, мин

Гимнастика  до учебных занятиях, мин Физкультминутки на уроках, мин Подвижные перемены, мин «Спортивный час» в группах продленного дня, ч Участие в соревнова-ниях в учебном году, кол-во раз Дня здоровья и  спорта
1 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1 ч 10 мин 6-8 Ежемесячно 10-15
2 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1 ч 30 мин 6-8 Ежемесячно 15-20
3 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1 ч 30 мин 6-8 Ежемесячно 15-20
4 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1 ч 30 мин 6-8 Ежемесячно 15-20
 

    Таким образом, использование подвижных  игр в начальной школе ориентируется  на решение следующих задач: совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метении и плавании; обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации; формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми; обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности, их достижение будет способствовать развитию двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.

 

    Библиографический список литературы 

    
  1. Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры [Текст]: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеев, И.М. Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 24 с.
  2. Должиков, И.И. Планирование содержания уроков физической культуры. 1-11 классы [Текст] // Физическая культура в школе. - 1997. - № 6. - 4 с.
  3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 73 с.
  4. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 36 с.
  5. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 133 с.
  6. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст]: Пособие для учителей / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1978. - 9 с.
  7. Коротков, И.М., Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 40 с.
  8. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т. 1 [Текст] / Н.К. Крупская. - М.: Высшая школа, 1947. - 130 с.
  9. Кузьмин, Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся [Текст] // Физическая культура в школе - 2008. - № 6. - 20 с.
  10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2007. - 16 с.
  11. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Т. 1. [Текст] / П.Ф. Лессгафт - М.: Просвещение, 1951. - 98 с.
  12. Литвинов, Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в школе [Текст] // Первое сентября - 2007 - № 14. - 42 с.
  13. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Учпедгиз, 1947. - 105 с.
  14. Масальгин, Н.А. Математико-статические методы в спорте [Текст] / Н.А. Масальгин. - М., 1974. - 221 c.
  15. Матвеев, Л.П., Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 89 с.
  16. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 050720.65 «Физическая культура» [Текст] / Сост. Шалгинова В.И. к.п.н., доцент кафедры ТиМФКиС ГОУВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова». - Абакан: Издат. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 8 с.
  17. Начинская, С.В. Спортивная метрология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 72 c.
  18. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П.К. Петров. - М., 2001. - 16 с.
  19. Портных, Ю.И. Спортивные и подвижные игры [Текст]: Учебник для техникумов физической культуры / Ю.И. Портных - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 25 с.
  20. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований, в помощь начинающему исследователю [Текст] / М.Н. Скаткин - М., 1986. - 127 с.
  21. Смирнов, Ю.И., Полевщиков, М.М. Спортивная метрология [Текст]: Учебник для студ. пед. Вузов / Ю.И. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 96 c.
  22. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений физической культуры / М.П. Шестаков, Г.И. Попов - М., 2002. - 173 c.
  23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 145 с.
  24. Сухорев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухорев. - М.: Высшая школа, 1991. - 77 с.
  25. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для студ. фак. Физической культуры, педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 53 с.

Информация о работе Подвижные игры