Подвижные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования.

Содержание

Введение
1. Подвижные игры и их социальное значение
1.1 Социальная сущность игры
1.2 Педагогическое значение подвижных игр
1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста
2. Общая характеристика основных видов движений
2.1 Методика обучения основным видам движений
2.2 Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

    Балашовский институт (филиал)

    Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

    «Саратовский  государственный университет имени  Н.Г. Чернышевского» 

Реферат

 по  дисциплине «Физическая культура»

На тему «Подвижные игры» 
 

    Выполнила студентка 331 гр.

    Аксиненко Татьяна Сергеевна

    педагогического факультета

    Руководитель:

    Попов А.В. 
 
 
 
 

    Балашов 2011 
 

    Содержание 

    Введение 

    1. Подвижные игры и их социальное  значение 

    1.1 Социальная сущность игры

    1.2 Педагогическое значение подвижных  игр 

    1.3 Анатомо-физиологические и психологические  особенности детей

    младшего  школьного возраста

    2. Общая характеристика основных  видов движений 

    2.1 Методика обучения основным видам  движений 

    2.2 Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы

    Библиографический список литературы  

 

    

    Введение 

    Актуальность  темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка  подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования.

    В игре ребенок упражняется в самых  разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увертывании  и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

    Учитывая  анатомо-физиологические и психологические  особенности детей, следует помнить, что овладение умениями и навыками в младшем школьном возрасте наиболее эффективно проходит на уровне непроизвольного  запоминания. У большинства детей происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма, перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции. Поэтому педагогу необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся.

    Но  как показывает практика, проведение уроков физической культуры в СОШ  находится на не достаточно хорошем  уровне. Мало внимания уделяется организации  и содержанию учебного процесса, что  значительно снижает эффективность  обучения. Это и послужило основанием для поиска целенаправленного подхода к решению задач, связанных с развитием основных видов движений через подвижные игры детей младшего школьного возраста, необходимых для повышения эффективности обучения.

    Научно-методологической основой данной работы являются работы, посвященные подвижным играм следующих авторов: Коротков И.М, Былеева Л.В., Жуков М.Н., Качашкин В.М., Портных Ю.И.

    Новизна исследования заключается в том, что в ходе работы был проанализирован  раздел «Подвижные игры» комплексной  программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич), систематизированы подвижные игры для обучения основным видам движений детей младшего школьного возраста.

    Теоретическая значимость исследования: полученные результаты исследования расширяют и углубляют знания в области методики обучения основным видам движений на основе подвижных игр детей младшего школьного возраста.

    Практическая  значимость исследования: подвижные  игры, выстроенные в определенную систему для обучения основным движениям учащихся младшего школьного возраста, могут использоваться при проведении уроков молодыми специалистами по физической культуре. 

    1. Подвижные игры и их социальное  значение

    1.1 Социальная сущность игры

    Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд.

    В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они  были неразделимы с пением, танцами, музыкой.

    По  мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия. Но еще часто сопутствуют игре другие виды искусства — пение, музыка, элемент театрального искусства. Они отражены главным образом в народных играх-хороводах, которые сочетаются с пением, танцами и в которых изображается тот или другой вид ручного труда.

    Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

    В период развитого социалистического  общества роль игры и место ее в воспитании подрастающего поколения возрастает, так как она способствует улучшению идеологической работы с подрастающим поколением, является активным средством идеологического воздействия в детском возрасте.

    Одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры Г.В. Плеханов. Он вскрыл корни происхождения игры, оспаривая положение Бюхера, что игра старше труда [7, с. 40].

    Г.В. Плеханов считал, что унаследованные инстинкты в воспитании человека играют значительно меньшую роль, чем у животного.

    Правильно определив генезис игры в жизни  общества, Г.В. Плеханов допустил в своей  работе методологическую ошибку: он считал, что содержание игр определяется утилитарной деятельностью, как  у животного, так и у человека. Н.К. Крупская в своих работах утверждает, что, делая такой вывод, Плеханов Г.В. игнорировал качественную разницу между зоологической деятельностью животного и исторически развивающейся игрой человека, составляющей исключительное достояние человека.

    Одной из первых дала марксистское определение педагогики игры Н.К. Крупская.

    Н.К. Крупская отмечала огромное воспитательное значение игры, отражение в ней  окружающей действительности.

    Если  Г.В. Плеханов ограничивался материалистической трактовкой формулировки «игра есть дитя труда», сведя игру к подражанию деятельности взрослых, то Н.К. Крупская выявила более широкие связи игры с жизнью — игра отражает также и идеологическую сторону общественной жизни, классовые противоречия в ней.

    Н.К. Крупская показала, как велико воздействие на игру взрослых. Она выявила двойственность социальной природы игры: сочетание вольного, стихийного и педагогически организованного начала.

    Н.К. Крупская считает, что игра имеет  большое познавательное и развивающее  значение, что сближает ее с учением и трудом. Однако у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности. Игра — это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил [8, с. 130].

    Педагогическое  руководство должно быть научно обоснованным. Необходимо использовать все многообразие игровых форм.

    Игры  должны соответствовать каждому  конкретному историческому периоду  и даже каждому конкретному случаю из воспитательной практики. Н.К. Крупская подчеркивает, как важен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе материала, а также и учет обстоятельств.

    Как педагог-марксист, она видела в игре незаменимое средство всестороннего  развития и воспитания, отмечая, что  игра есть потребность растущего  организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

    П.Ф. Лесгафт во второй половине XIX в. создал научно обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место [11, с. 98].

    Он  считал, что подвижные игры имеют  большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой  более сложное действие, нежели отдельные  гимнастические упражнения.

    Руководство играми П.Ф. Лесгафт считал сложным  делом и поэтому предъявлял высокие требования к руководителям. Особенное значение он придавал соблюдению правил игры и осознанию своих действий. Правила игры он рассматривал как непреложный закон.

    Все его требования не потеряли значения и до сих пор.

    Известный советский педагог А.С. Макаренко считал, что правильно организованные игры способствуют воспитанию детей и подростков. По его мнению, игры — средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитываются активность, инициатива, чувство коллективизма [13, с. 105].

    Игра  должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы. Отсюда А.С. Макаренко делает вывод, что  не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит  активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра.

    А.С. Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые  игры, основанные на принципах активности, творчества. Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и  содействовать дальнейшему росту коллектива.

    Средствами  воспитания А.С. Макаренко признавал  лишь те, которые вызываются потребностями  жизни и отвечают конкретным условиям действительности. Средства воспитания, по его мнению, надо применять последовательно  и систематично. Каждое средство он рассматривал применительно к конкретному коллективу.

    А.М. Горький считал игру ценным средством  воспитания не только физического, но и умственного, указывал на ее связь  с социальной средой, окружающей ребенка. Он говорил, что игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

    Исследования  современных ученых и педагогов  помогают расширить понимание социальной сущности игры, ее функциональных свойств  как целостного явления свободного проявления творческой активности личности, как средства утверждения своего «я», физического совершенствования, эмоциональной разрядки.

    Наши  ученые считают, что игра является структурной  моделью поведения ребенка, с  помощью которой ребенок осваивает  окружающую его действительность и готовится к преобразованию этой действительности. 

    1.2 Педагогическое значение подвижных  игр

    Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное  значение. Главным содержанием подвижных  игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Информация о работе Подвижные игры