Подвижные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования.

Содержание

Введение
1. Подвижные игры и их социальное значение
1.1 Социальная сущность игры
1.2 Педагогическое значение подвижных игр
1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста
2. Общая характеристика основных видов движений
2.1 Методика обучения основным видам движений
2.2 Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах [24, с.77].

    Особенно  ценным в оздоровительном отношении  является проведение подвижных игр  на открытом воздухе и зимой, и  летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается  обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

    Под влиянием физических упражнений, применяемых  в играх, активизируются все стороны  обмена веществ. Мышечная работа стимулирует  функции желез внутренней секреции.

    Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

    Необходимо  учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

    Поэтому необходимо следить за тем, чтобы  физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные  нагрузки с тем, чтобы организм детей постепенно к ним приспосабливался.

    Игры  должны оказывать благотворное влияние  на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных  нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

    Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.

    Игры  на открытом воздухе в летнее и  зимнее время способствуют закаливанию  детей.

    В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением  времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.

    Широкое использование подвижных игр  способствует снижению гиподинамии, так  как компенсирует дефицит двигательной активности.

    Так же подвижные игры имеют образовательное  значение. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая  роль в формировании личности.

    В играх дети отражают накопленный  опыт, углубляют, закрепляют свое представление  об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

    Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.

    В руках педагога игры способствуют всестороннему  развитию ребенка. Они расширяют  круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

    Образовательное значение имеют игры, родственные  по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта [19, с. 25].

    В подвижных играх развиваются  способности правильно оценивать  пространственные и временные отношения  и быстро и правильно реагировать  на сложившуюся ситуацию в часто  меняющейся обстановке в игре.

    В подвижных играх очень важно  воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправлять.

    Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию  двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста и школьников младших классов.

    В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (водящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры и др.). Это способствует развитию у них организаторских навыков и знаний.

    Подвижные игры имеют воспитательное значение. Велико значение подвижных игр в  воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

    Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая  от участников быстрого перехода от одних  действий к другим, способствует воспитанию ловкости.

    Игры  со скоростно-силовой направленностью  воспитывают силу.

    Игры  с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

    Игры, связанные с частым изменением направления  движений, способствуют воспитанию гибкости.

    Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи, с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

    В игре свойственны противодействия  одного игрока другому, одной команде  другой. В связи с этим перед  играющими возникают самые разнообразные  задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильное действие и выполнить его. В силу этого игры помогают самопознанию.

    Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

    Подвижные игры способствуют и художественному  воспитанию детей. Первые проявления художественного  творчества у детей принимают  форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного  возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т. п.

    Воображение развивается и в ролевых играх, и в организованных подвижных  играх с сюжетным содержанием. В  процессе таких игр творческое воображение  развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению [6, с. 9].

    В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление  индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого  ребенка и воздействовать на развитие в нужном нам направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по-иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям. 

 

     1.3 Анатомо-физиологические и психологические  особенности детей 

    младшего  школьного возраста 

    Этот  возраст (учащихся 1-3-х классов) можно  условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах.

    Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми  видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как еще слабо выражены координационные способности. Это в определенной мере относится к 8-9-летним мальчикам и девочкам.

    В шестилетнем возрасте у большинства  детей, по сравнению с их предшественниками, происходит заметная морфологическая  и функциональная перестройка организма. К этому возрасту ребенок заметно вырастает, увеличивается масса его тела, более координированными становятся движения. К 6 годам происходит и перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, такие как восприятие и мышление, что и позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе. В более стабильное соотношение приходят процессы возбуждения и торможения, значительной устойчивостью характеризуется произвольное внимание. У детей-семилеток эти функции еще более стабилизируются. Резкий звуковой сигнал свистком часто вызывает у детей 6-7 лет торможение, а не быстроту реакции.

    Сердечнососудистая  система развита слабо: нормальная частота сердечных сокращений (90-100 уд/мин) в минуту, а после физической нагрузки нередко достигает 200 уд/мин. Занятия физкультурой, в частности играми, уже в конце первого года обучения снижают в сторону нормального уровня эту разницу в показателях работы сердца. Это свидетельствует о том, что дети 1-х классов школы сравнительно быстро адаптируются к занятиям играми и физкультурой в целом [29, с. 8].

    Мускулатура у детей 6-7 лет еще слаба развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста  нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки.

    У детей с шестилетнего возраста в  ходе движений значительно повышается потребление кислорода и в  дальнейшем показатели аэробных возможностей у них растут до 10-12 лет, что в  значительной мере зависит от подвижности ребенка.

    Дети 1-2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность  у них снижается и делает их менее активными. Учитывая эту особенность  детей младшего школьного возраста, следует рекомендовать им подвижные игры, в которых цель не должна быть слишком трудной и для достижения которого не требуется продолжительного времени.

    У шестилеток наблюдается большая  податливость организма к различным  влияниям окружающей среды и быстрая  утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6-7 лет отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена, слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки.

    Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость: так  как аэробная и мышечная системы  недостаточно развиты. Силовые игры рекомендуется давать детям не ранее  чем в 3-м классе, то есть учащимся 8-9 лет; причем силовые движения должны быть кратковременными с поочередным отдыхом.

    Однако  надо отметить, что после краткой  сильной нагрузки организм быстро восстанавливается. Это объясняется тем, что при  мощной нагрузке у младших школьников не происходит накопления в крови молочной кислоты (как у старших). Благодаря этому энергетические ресурсы младших школьников, потраченные во время работы, восстанавливаются довольно быстро.

    Отсюда  необходимо чередовать игры с большой  подвижностью с малоподвижными и давать игры с воздействием на разные группы мышц.

    При этом надо учесть, что развитие опорно-двигательного  аппарата, суставно-связочного аппарата и скелетной мускулатуры у  детей младшего школьного возраста далеко не завершено.

    В этот период дети очень чувствительны к воздействию деформирующих факторов, особенно позвоночного столба. Не желательны в играх 6-7-летних детей чрезмерные вращения или перегибания головы, так как это может привести к тяжелым повреждениям шейных позвонков. Не рекомендуются для них игры с кувырками и игры, требующие силового напряжения позвоночного столба (разновидности перетягивания). Такие игры возможны с детьми, начиная с 9-летнего возраста [4, с. 36].

    Многие  кости у младших школьников еще  хрящевые. Благодаря этому у детей хорошая гибкость (особенно у детей 6—7 лет). Вот почему они любят игры с увертыванием, игры с ритмическими имитационными движениями, игры — хороводы с танцевальными элементами, с подражательными движениями, игры с принятием определенных поз, фигур. Такие игры способствуют развитию гибкости туловища и подвижности конечностей.

Информация о работе Подвижные игры