Подвижные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования.

Содержание

Введение
1. Подвижные игры и их социальное значение
1.1 Социальная сущность игры
1.2 Педагогическое значение подвижных игр
1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста
2. Общая характеристика основных видов движений
2.1 Методика обучения основным видам движений
2.2 Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное руководителем. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом (особенно в 1-м классе) и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким объяснением игры рекомендуется пользоваться для лучшего ее усвоения, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки.

    Дети 1-2-х классов очень активны. Они  все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в  этих классах надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа. Если есть возможность, можно провести выбор водящего по «считалке», которые дети очень любят.

    Водящим можно назначить игрока, победившего  в игре, поощряя его этим за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу согласно содержанию игры и т.п. Выбор водящего должен содействовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей.

    Учащимся 1-2-х классов рекомендуется, в основном, давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Дети любят речитативы, как сигналы для действий в игре. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх 6-8-летних детей значительно эффективнее коротких сигналов свистков. Быстрый сигнал свистка иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется.

    Учитывая  большую подвижность детей и  их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.

    К нарушению поведения в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят, в основном, из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

    Физическую  нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх  с бегом, прыжками следует устраивать короткие перерывы. Характерным для  этого являются игры — перебежки.

    Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не надо слишком отдалять, иначе пропадает интерес к  игре и дети начинают вести себя неорганизованно. Все это связано  с их возрастными особенностями.

    Подвижные игры на уроках в 1 -2-х классах используются для общего физического развития, для воспитания активной сознательности поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая друг другу, действовать быстро по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться указаниям капитана, видеть границы площадки, играть полноценную роль водящего.

    Важно воспитать у детей уважение к  установленным правилам, умение точно  и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр и подсказывания со стороны  руководителя правильного поведения в процессе игры.

    Таким образом, подвижные игры в начальных  классах должны иметь место на каждом уроке. Возможны без игр только контрольные уроки, в которых  оценивается выполнение отдельных  упражнений. Если эти упражнения можно  включить в игру, то лучше провести их игровым методом. Это даст лучшую плотность занятия, позволит провести его более эмоционально, в силу чего и результаты будут лучше.  

    2.2 Анализ программы подвижных игр  в комплексной программе 

    физического воспитания начальной школы 

    Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и умений. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

    Анализ  влияния подвижных игр на освоение основными видами движений учениками  младшего школьного возраста на уроках физической культуры осуществлялся  на базе комплексной программы физического  воспитания учащихся 1-11 классов, разработанной  доктором педагогических наук В.И. Лях и кандидатом педагогических наук А.А. Зданевич.

    Настоящая комплексная программа имеет  три раздела, которые описывают  содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

    Целью физического воспитания в начальной  школе является содействие всестороннему  развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

    Достижение  цели физического воспитания младших школьников обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

    - укрепление здоровья, содействие  гармоническому физическому развитию;

    - обучение жизненно важным двигательным  умениям и навыкам;

    - развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

    - приобретение необходимых знаний  в области физической культуры  и спорта;

    - воспитание потребности и умения  самостоятельно заниматься физическими  упражнениями, сознательно применять  их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

    - содействие воспитанию нравственных  и волевых качеств, развитие  психических процессов и свойств  личности.

    Задачи  физического воспитания учащихся 1-4 классов направлены на:

    - укрепление здоровья, улучшение  осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

    - овладение школой движений;

    - развитие координационных (точности  воспроизведения и дифференцирования  пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

    - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

    - выработку представлений об основных  видах спорта, снарядах и инвентаре,  о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

    - приобщение к самостоятельным  занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование  их в свободное время на  основе формирования интересов  к определенным видам двигательной  активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

    - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к  товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения  физических упражнений, содействие  развитию психических процессов  (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

    Согласно  настоящей учебной программе  на уроках физической культуры в начальной  школе ученики по преимуществу осваивают  различные способы выполнения жизненно важных навыков в беге, ходьбе и  прыжках, лазании и ползании, а также разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, на развитие осанки, гибкости, координации, силы, быстроты и выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение учащимися подвижных игр и навыков самостоятельной организации и проведения.

    Обучение  учебному материалу из практических тем программы сочетается с освоением  учебных знаний и способов двигательной деятельности.

    В младшем школьном возрасте закладываются  основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

    В исследуемой комплексной программе  физического воспитания изучение и  освоение основных движений младших  школьников на основе подвижных игр  предлагается выделить 12 часов при двухразовых занятиях в неделю и 18 часов при трехразовых занятиях в неделю.

    В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что, по мнению авторов программы, позволит воспитать у них интерес к  игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Примерный перечень подвижных игр, рекомендуемый для освоения основных движений учениками младших классов, представлен в таблице 2. 

    Таблица 2. Перечень подвижных игр, рекомендуемых для освоения основных движений учениками начальной школы

             Классы
        1     2     3     4
        1     «К  своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки»     «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты»
        2     «Прыгающие  воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы  и куры»     «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка»
        3     «Кто  дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель»     Дальнейшее  обучение элементу техники движений
        4     Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте  и в движении     Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по  прямой (шагом и бегом)     Ловля и  передача мяча на месте и в  движении в треугольниках, квадратах, кругах.

        Ведение мяча с изменением  направления.

        Броски  по воротам с 3-4 м (гандбол) и броски  в цель  (в ходьбе  и медленном беге), удары по воротам в футболе

        Ведение мяча с изменением  направления  и скорости.

        Броски  по воротам с 3-4 м (гандбол) и броски в цель (в

        ходьбе  и медленном беге), удары по воротам  в футболе

        5     «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч»     Дальнейшее  обучение элементу техники движений          «Гонка  мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча»
        6     При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для 3 и 4 классов  игры можно проводить в 1 и 2 классах     «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», «Мини-гандбол», Варианты игры в футбол

Информация о работе Подвижные игры