Подготовка и роль связующего игрока в волейболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Общие сведения о связующем игроке в волейболе…………………………………………4

2. Роль связующего игрока……………………………………………………………………...5

3. Подготовка связующего игрока……………………………………………………………...8

3.1 Особенности специализации игровых функций в волейболе………………….....8

3.2 Определение игровой функции связующего игрока………………………………9

3.3 Специализация связующего игрока……………………………………………….12

3.4 Примерный комплекс средств и методов подготовки связующего игрока…….15

4. Распространенные травмы в волейболе и методы их предотвращения………………….17

4.1 Статистика травм в волейболе……………………………………………………..17

4.2 Механизм травм в волейболе…………………………………………….………...17

4.3 Травмы плеча в волейболе…………………………………………………………18

4.4 Травмы пальцев в волейболе………………………………………………………24

4.5 Травмы спины в волейболе………………………………………………………...25

4.6 Травмы колена в волейболе………………………………………………………..26

4.7 Травмы лодыжки в волейболе……………………………………………………..29

4.8 Профилактика травм в волейболе…………………………………………………30

4.9 Экипировка волейболиста………………………………………………………….32

5. Лучшие связующие игроки России…...…………………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………………………...38

Список использованных источников………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

ВОЛЕЙБОЛ РЕФЕРАТ.docx

— 365.23 Кб (Скачать)
  1. Воспитание специальных качеств и способностей (средства СФП).
  2. Овладение основой навыка второй передачи мяча.
  3. Соединение качеств и способностей с основой навыка второй передачи (взаимосвязь качеств и навыка).
  4. Воспитание тактических умений в процессе совершенствования навыка второй передачи мяча (взаимосвязь техники и тактики).
  5. Доведение навыка второй передачи до совершенства.
  6. Обучение тактическим действиям при второй передаче мяча в индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении.

 Связующим звеном во  всей работе является формирование  общетеоретических и специальных  знаний. Сюда относятся не только знания общих принципов построения взаимодействий, но и знания, обеспечивающие четкое представление действий в наиболее типичных ситуациях игры с учетом конкретных задач, особенностей партнеров по команде и противника. Достижение единства всех сторон подготовки осуществляется в учебных, контрольных играх и соревнованиях.

Основным средством специальной  физической подготовки являются, как  известно, подготовительные упражнения, задача которых состоит в развитии физических способностей, специфических  для игры в волейбол и игровой  функции связующего. По способу выполнения они могут быть разделены на упражнения без предметов и с предметами (мячи набивные, баскетбольные, футбольные, резиновые амортизаторы и т. п.). Важное значение имеют специально подобранные эстафеты, в которых вырабатываются навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротой реакции, ориентировки и другими важными качествами, обеспечивающими своевременный выход связующего к месту действия и их последующий успех (правильность передач, их точность и своевременность).

Особое место в специальной  физической подготовке связующих отводится  воспитанию скоростно-силовых качеств — силы и быстроты.

Быстрота, как известно, качество комплексное. Его составляют быстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частота движения (число  движений в единицу времени). Это  обстоятельство, а также специфика  функции связующего обусловливает  методические приемы и подбор средств  для решения двух основных задач: воспитания быстроты двигательной реакции  и способностей, определяющих скорость движений.

Для решения первой задачи рекомендуется использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный  сигнал или изменение условий, в  которых происходит двигательная деятельность. Эффективны здесь средства, в которых  предполагается выполнение различных  заданий в ответ на зрительные (в меньшей мере слуховые) сигналы. Причем преимущественными ответными  действиями на сигнал должны быть изменения  направления действий. Это же относится  и к выполнению имитационных движений и действий.

 Для решения второй  задачи подбирают упражнения, которые  включали бы движения и действия, выполняемые с предельной и  околопредельной (в зависимости  от контингента занимающихся) скоростью. Решению этой задачи в наибольшей степени отвечают бег на скорость из различных исходных положений (до 10 м), с резким изменением направления, с одновременным выполнением игровых приемов.

 В связи с тем,  что в волейболе преимущественное  значение имеет скорость сокращения  мышц, от которой во многом  зависит эффективность выполнения  технических приемов (высота и  внезапность прыжка, дальность и  своевременность передач и т.  д.), нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных на развитие силы мышц и скорости их сокращения. Сюда должны входить упражнения с отягощением (малым— для выполнения с максимальной скоростью и с относительно большим, главным образом общим), прыжковые упражнения (в том числе и с отягощением)—метод статико-динамического развития прыгучести, а также специальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническими приемами игры. Поскольку быстрота—качество комплексного характера, здесь незаменимы специально подобранные эстафеты.

 В целом все упражнения, направленные на развитие физических  способностей связующего, можно  выделить в следующие группы:

  1. Для воспитания быстроты перемещения.
  2. Для воспитания быстроты ответных действий.
  3. Для воспитания силы мышц, участвующих в выполнении основного игрового приема — передачи мяча.
  4. Для воспитания силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающих ударов.
  5. Для воспитания прыгучести.

Техническая подготовка связующего определяет успех применения сложных  тактических действий в игре. Иными  словами, чем выше индивидуальное техническое  мастерство диспетчера, тем большими тактическими возможностями он располагает. Отсюда следует, что техническая  и тактическая подготовка связующего находится в органическом единстве. Следовательно, это должно найти  свое выражение в организации  учебного процесса и особенно во время  выполнения подготовительных и подводящих упражнений (движения и действия в ответ на изменение условий). При этом в основу технической подготовки связующего должны быть положены упражнения, способствующие воспитанию универсальных двигательных навыков, что позволяет эффективно и правильно выполнять технические приемы в игре.

Тактическая подготовка предполагает постепенное усложнение условий  действий, начиная с индивидуальных упражнений в стандартных положениях и далее во взаимодействии с нападающими  игроками—в звеньях (линиях) и в  составе команды. Основное внимание здесь уделяют тому, чтобы формирование тактических умений осуществлялось в тесной взаимосвязи с совершенствованием техники владения мячом. Дальнейшее развитие тактических умений проходит в процессе совершенствования тактических  действий в индивидуальных, групповых  и командных игровых упражнениях, а также в учебных, контрольных  играх и соревнованиях.

Теоретическая подготовка на этом этапе включает ряд мероприятий, последовательное проведение которых  способствует, во-первых, освоению и  расширению общетеоретических и  специальных знаний (закономерности построения игровых действий с учетом пространственно-временных параметров) и, вовторых, выработке четких представлений  о действиях с учетом конкретных (типичных) игровых условий, задач  в игре, партнеров по команде и соперника. Фундаментом теоретической подготовки должно служить знание наиболее общих положений игровой деятельности («законов»), вытекающих из особенностей игры и функции связующего игрока.

 

3.4 Примерный комплекс средств и методов подготовки связующего игрока

Техническая подготовка связующих  игроков — это в первую очередь  совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками, а также  умения атаковать с первой передачи и блокировать.

Специализированная подготовка проводится по специальной программе  в форме индивидуальных упражнений, упражнений в парах (связующий —  связующий; связующий — нападающий), в группах (только связующие, связующие  и нападающие). При совершенствовании  важно добиться высокой точности передачи и обеспечить ее стабильную надежность. Для этого упражнения выполняют из различных по отношению  к сетке положений (у сетки, из глубины площадки, находясь лицом  и спиной в направлении передачи), сочетая их с быстрыми перемещениями, обеспечивающими своевременный  выход к мячу. Связующий должен научиться скрывать свои намерения, применять отвлекающие действия.

Упражнения:

  1. Передачи (индивидуально, в парах) из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и остановок.
  2. Передачи двух мячей, которые направляют партнеры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т. п.). В тройке (в линию) — передача двух мячей, стоя спиной к направлению передачи.
  3. Один игрок стоит с мячом в зоне 4 у сетки, другой — в зоне 3 (связующий). Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда выходит второй, и передачей на удар возвращает мяч в зону 4; первый игрок посылает мяч в зону 3, куда выходит второй (из зоны 6), и выполняет передачу на удар в зону 4, и т.д.; меняются высота передачи и расстояние. То же, но связующий в зоне 2, передача в зону 2, затем 4.
  4. То же, что в упражнении 3, только после передачи в зону 3 из зоны 4 игрок бежит в зону 2, а из зоны 3 игрок выполняет передачу в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивается кругом. То же выполняют в новом расположении, но уже передача следует назад — в зону 4. И т.д. То же, но исходное расположение в зонах 4 и 6. Передача из зоны 4 в зону 3, из зоны 3 в зону 4; затем из зоны 4 игрок выполняет передачу в зону 6, из зоны 6 — в зону 4, из зоны 4 — в зону 3, из зоны 3 — в зону 2, стоя спиной.
  5. Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5) — связующий. Тренер из зоны 6 с противоположной площадки посылает мяч через сетку одному из нападающих, связую щий выходит к сетке и выполняет передачу (в определенную зону и заданной высоты). Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом после передачи над собой); связующий, после выхода и передачи вернувшийся в свою зону, снова выходит и передает мяч игроку, не участвовавшему в этом, и т.д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно проходят через все зоны.
  6. Первоначальное расположение такое же, как в упражнении 5. После трех передач связующий не возвращается в зону 1, а идет в зону 6, выполняет три передачи после выхода из этой зоны, уходит в зону 5, затем в зону 6 и т.д. То же, но зону выхода связующий меняет после каждой передачи на удар.
  7. Выполнение упражнений в связке связующий — нападающий, т.е. все передачи к сетке завершают нападающим ударом. Связующий оценивает техническое качество передачи по результативности нападающего удара. В этих упражнениях связующие и нападающие «притираются» друг к другу.

Связующие должны в совершенстве владеть блокированием. Этому также  необходимо уделять внимание в процессе специализированной технической подготовки.

 

4. Распространенные травмы  в волейболе и методы их  предотвращения

4.1 Статистика травм в  волейболе

Травмы в волейболе  встречаются относительно редко, если сравнивать уровень травм с другими  командными играми, такими, как футбол, баскетбол или хоккей. Среди командных  видов спорта на Олимпиаде 2004 в Афинах в волейболе был самый низкий уровень травм. В тоже время Augustsson и соавторы отмечают, что в отличии  от других командных видов спорта волейбол является бесконтактным видом  спорта, т.е. соперники двух команд отделены друг от друга сеткой и не имеют  права контактировать друг с другом. Если принять во внимание это важное условие, то волейбол становится достаточно травматичным видом спорта в ряду бесконтактных видов спорта, таких  как лыжный спорт, гимнастика, теннис и другие.

 

4.2 Механизм травм в волейболе

В волейболе самой напряженной  и активной является игра под сеткой. Поэтому не удивительно, что большинство  травм случается именно в такие  моменты, как атака и блок. И  естественно, что наибольшее количество травм, особенно травм лодыжки случается  у трех игроков под сеткой - нападающих первого и второго темпа (доигровщики и центральный блокирующий). В таблице 1 приведены результаты, из которых видно, что большинство травм происходило на блоке и атаке (в сумме 60%). При выполнении блока чаще всего травмировались пальцы и лодыжка на приземлении после блока. При атаке чаще всего травмировалось плечо и колено. Эти тенденции подкрепляются и другими исследованиями - 54% травм на блоке, 30% травм при атаке; 89% травм случилось при игре под сеткой (блок и атака), при этом 58% травм лодыжки произошло на блоке, а 64% всех остальных травм при атак.

Таблица 1 - Механизм травм  в волейболе.

Локализация       Блок   Атака   Защита       Другие    Неизвестно

 Плечо     7%   80%      0%    3%   10%

 Палец    74%   0%     8%    10%    8%

 Колено    0%   52%      9%    0%    39%

 Лодыжка/стопа   41%   18%      5%    8%    28%

 Спина    0%   31%    13%    6%    50%

 Другое    33%   0%     33%    0%    33%

 Общее    28%   32%     7%    6%    28%

 

 

Рис. 1 - Травмы лодыжки в зоне под сеткой в зависимости от механизма травмы

Также было установлено, что 68% всех травм лодыжки происходило  при приземлении на стопу противника (правилами предусмотрены ситуации, когда можно пересекать центральную  линию под сеткой), 19% травм лодыжки  происходили по причине приземления  на стопу партнера по команде при двойном или тройном блоке. В исследовании Verhagen и соавторов сходные результаты, хотя процент травм из-за контакта с другим игроком несколько меньше (рис. 1). Так же как и в предыдущей работе приземление на ногу партнера чаще происходило на блоке (очевидно групповом), а на ногу соперника примерно в равной степени как на блоке, так и при атаке. Но все же в этом исследовании наибольший процент травм лодыжки происходил по бесконтактному механизму

 

4.3 Травмы плеча в волейболе

Чтобы понять механизмы травм  и возникающие нарушения в  плечевом суставе необходимо знать  его строение. Подробную анатомию плечевого сустава можно прочесть в отдельной статье "Анатомия плеча". Здесь же будут отображены непосредственно затрагиваемые травмой структуры.

Анатомия вращательной манжеты  плечевого сустава

Плечевой сустав укрепляет  так называемая вращательная манжета, которая представляет собой совокупность сухожилий мышц, которые сливаются  с суставной капсулой и между  собой, образуя в области плечевого  сустава единую соединительно-тканную  покрышку. Спереди манжету образует сухожилие подлопаточной мышцы, сзади — подостной и малая  круглой мышц и сверху — надостной  мышцы. Синовиальная оболочка  плечевого  сустава выстилает его изнутри  и образует две сумки (выпячивания), через которые в полость сустава  проникают две мышцы: подлопаточная  и сухожилие длинной головки  двуглавой мышцы плеча. Также  в области плечевого сустава  есть еще две сумки, которые не сообщаются с суставной полостью, но соединены друг с другом - субакромиальная  и поддельтовидная.

 

 Акромиально-плечевое сочленение  играет важную роль в понимании  патофизиологии некоторых травм  плеча. Его нередко называют  надостным "выходом". Уникальность  этого сочленения состоит в  том, что оно представляет собой  единственное место в организме  человека, в котором мышца или  сухожилие располагаются между  двумя костями. В данном случае  вращательная манжета покрывает  верхнюю часть головки плечевой  кости, а ее — нижняя часть  акромиона . При занятии большинством  видов спорта именно надостное  сухожилие и мышца оказываются  "в ловушке" между акромионом  и головкой плечевой кости;  в некоторых случаях "в ловушке"  могут оказаться подлопаточная  и подостная мышцы.

 

Биомеханика метательных  движений

При занятии спортом движения в плечевом суставе выполняются  с максимальной амплитудой и очень  высокой угловой скоростью, что  предрасполагает сустав к травмам. Кроме того, частые выполнения движений над головой с высокой скоростью  и большой амплитудой могут привести к развитию хронических травм. Как  показывают результаты исследований, во время спортивной деятельности плечевой сустав не подвергается таким нагрузкам, как суставы нижних конечностей (имеются в виду беговые, прыжковые  дисциплины), тем не менее сила реакции  в собственно плечевом суставе может  достигать 90% массы тела при отведении  на 60—90°. В сочетании с высокими угловыми скоростями, большой амплитудой движения и многократным повторением  одних и тех же движений это  приводит к большим нагрузкам  на плечевой сустав.

Информация о работе Подготовка и роль связующего игрока в волейболе