Подготовка и роль связующего игрока в волейболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Общие сведения о связующем игроке в волейболе…………………………………………4

2. Роль связующего игрока……………………………………………………………………...5

3. Подготовка связующего игрока……………………………………………………………...8

3.1 Особенности специализации игровых функций в волейболе………………….....8

3.2 Определение игровой функции связующего игрока………………………………9

3.3 Специализация связующего игрока……………………………………………….12

3.4 Примерный комплекс средств и методов подготовки связующего игрока…….15

4. Распространенные травмы в волейболе и методы их предотвращения………………….17

4.1 Статистика травм в волейболе……………………………………………………..17

4.2 Механизм травм в волейболе…………………………………………….………...17

4.3 Травмы плеча в волейболе…………………………………………………………18

4.4 Травмы пальцев в волейболе………………………………………………………24

4.5 Травмы спины в волейболе………………………………………………………...25

4.6 Травмы колена в волейболе………………………………………………………..26

4.7 Травмы лодыжки в волейболе……………………………………………………..29

4.8 Профилактика травм в волейболе…………………………………………………30

4.9 Экипировка волейболиста………………………………………………………….32

5. Лучшие связующие игроки России…...…………………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………………………...38

Список использованных источников………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

ВОЛЕЙБОЛ РЕФЕРАТ.docx

— 365.23 Кб (Скачать)

Роль связки на площадке необычайно велика еще и в профилактическом смысле. Связка, как правило, самый  сильный духом и устойчивый к  внешним воздействиям физического  и психологического характера человек. Но в тоже время - с гибким и острым умом.

Помимо того, что связка своими пасами проводит тактику игры команды, он еще должен всеми силами укреплять общекомандный дух  и уверенность в себе членов команды. Проще говоря - он должен найти слова  или другие средства, чтобы убедить  партнеров в том, что они способны на значительно большее, чем могут  о себе предполагать. Поэтому в  обязанности связки входит внушение уверенности в себе отдельным  игрокам, выведение их из состояния  заторможенности и прострации, если они туда попали, подготовка состояния  куража для всей команды. Эта задача связки носит не столько тактический, сколько психологический подтекст. Она даже более значима, чем умение искусно пасовать и тонко играть тактически. Хотя любое удачное действие на площадке кроме выгоды имеет еще и благотворное психологическое воздействие. Оно способно поднять боевой дух команды без всяких слов. Так же - как неудачное - снизить.

 

3. Подготовка связующего игрока

3.1 Особенности специализации  игровых функций в волейболе

Развитие волейбола предъявляет  высокие требования к универсальной  подготовке игроков как в физическом, так и в технико-тактическом  плане. Значит ли это, что команда  должна состоять из спортсменов, одинаково  играющих в нападении и защите? Ведущие отечественные и зарубежные специалисты отвечают на данный вопрос однозначно — «нет». Требования к  универсальной подготовке волейболистов  обусловлены, с одной стороны, спецификой игры, ее правилами, предусматривающими необходимость перехода игроков  по зонам площадки и действий на передней (зона атаки) и задней (зона защиты) линиях. С другой стороны, специализация  необходима для более четкой организации  коллективных действий. Однако развитие игры на современном этапе характеризуется также значительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать, что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили, различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая игровую функцию. Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальная подготовка игрока? Да, крайне необходима. И вот почему. Во-первых, достижение высоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточной разносторонней подготовки. Во-вторых, в сложных и многообразных условиях игровой деятельности, какой является волейбол, максимально использовать возможности игрока узкой специализации весьма трудно, а четырех-пяти игроков практически невозможно. В-третьих, эффективность действий игрока определяется двумя важнейшими факторами: его техническим арсеналом и мастерством так называемого коронного действия. Отсюда и жизнеспособность игрового ансамбля.

Таким образом, при определении  узкой специализации надо исходить не из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного  использования в интересах команды  его преимущественных способностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере он будет соответствовать требованиям  сегодняшнего волейбола. Как видим, роль универсальной подготовки связующего в настоящее время возрастает. Поэтому подготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязанным направлениям: совершенствование навыков универсальной  игры, совершенствование в навыках  игровой функции. Понятно, что в  зависимости от периода и этапа  учебно-тренировочного процесса соотношение  средств универсальной и специализированной подготовки будет неодинаково. В  настоящее время в волейболе  принято различать две основные функции игроков: нападающие и связующие. В свою очередь, нападающие игроки могут  подразделяться на нападающих первого  и второго темпа, а связующие  — на основных и вспомогательных.

 В возрастном аспекте  специализация игровых функций  в волейболе подчинена общетеоретическим  принципам и закономерностям  спортивной тренировки и отражена в программе. С учетом специфики игры в 11— 12 лет занимающиеся должны периодически выполнять все игровые роли (принцип универсализации). В 13 — 14 лет, в связи с необходимостью участия в соревнованиях, предусматривается определенное разделение игроков по функциям с учетом их индивидуальных особенностей. Это должно найти отражение в занятиях, но только в период соревнований. Главным же и в этом возрасте остается принцип универсализации. В 15— 16 лет игровые функции игроков совершенствуются в плане наиболее полного и эффективного использования индивидуальных особенностей игроков в коллективных действиях команды. Правильный подход тренера к этому важному вопросу позволяет решить проблему целенаправленной подготовки связующих с юношеского возраста.

 

3.2 Определение игровой  функции связующего игрока

Учитывая, что данный вопрос сопряжен с проблемой отбора вообще, необходимо отметить некоторые методологические моменты. Среди них важнейшее значение имеет понятие «способность». В основе развития способностей лежат как анатомофизиологические особенности, т. е. задатки, так и психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиться успеха в избранной деятельности. Способности существуют только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности. Состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда предполагает некоторые операции или способы действия. Однако судить о способностях по уровню усвоенной операции неправомерно. Основу способностей составляют те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, т. е. качество этих процессов . Сочетание способностей для достижения успеха в конкретной деятельности называют одаренностью. Исходя из этого, не трудно уяснить, что в течение первого этапа подготовки волейболистов на основе их одаренности и в соответствии с навыками и умениями проявляются способности к игровому амплуа связующего.

Какие же качественные особенности  могут служить предметом психологической  диагностики? При специальном рассмотрении этого вопроса и тренеры, и  спортсмены отдают предпочтение технике  владения мячом, тактическому мышлению, периферическому зрению и разносторонней физической подготовке. Кандидата в связующие следует рассматривать в единстве его специальных и психофизиологических характеристик на основе принципа диагностики обучаемости. Он выражается в определении способностей к технической подготовке, индивидуальным тактическим действиям и взаимодействиям. В процессе начальной спортивной подготовки методы диагностики способностей и обучаемости составляют единый принцип отбора и воспитания спортсменов. Исследования показывают, что большинство связующих игроков, добившихся высоких спортивных результатов, начали играть в волейбол в среднем в 14 лет (в 12 лет—12,5%, в 13—13,6, в 14—21,2, в 15—20, в 16 лет— 16,2%). Прежде чем отдать предпочтение волейболу, многие из них занимались другими видами спорта. Чаще всего у мальчиков это были футбол и баскетбол, у девочек —легкая атлетика и гимнастика. Интересно, что именно из таких волейболистов сформировались лучшие представители связующей игры.

 

 Как видим, эти факты  вполне согласуются с общетеоретической  посылкой и убеждают, что широкое  привлечение детей 10—12 лет к  занятиям волейболом создает  хорошие предпосылки для успешной  подготовки связующего. Однако на  первом плане —педагогический  талант тренера. Умение привить  детям любовь к занятиям волейболом, всесторонне развить их нравственно,  физически и технически, проследить  и выделить качественные особенности  детей — вот ключ к успеху  в тренерской работе.

Можно утверждать, ибо доказано специальными экспериментами (М. С. Бриль, 1980), что внимательному педагогу для успешной оценки преимущественных способностей ребенка вполне достаточно два-три года. Если же в этом возникает  необходимость (выбор из некоторого числа, отбор в сборную команду  и т. д.), рекомендуется использовать комплексный метод оценки по количественным показателям, характеризующим уровень  развития (или динамику развития, в  зависимости от равенства условий) психических, физических, технико-тактических, морфологических и способностей к взаимодействию.

 

 Среди психических  способностей диагностике подлежат  качественные особенности оперативного  мышления, устойчивости и переключения  внимания, силы нервной системы  (по возбуждению). Для оценки оперативности  мышления применяют упрощенный  вариант известной игры «15».  Программируются два варианта  задач из пяти фишек. Учитывается  среднее время решения. Интенсивность  и устойчивость внимания можно  оценить посредством корректурного  метода Бурдона—Анфимова.

 

 При обработке результатов  исследования хорошо зарекомендовал  себя метод И. Д. Баскаковой, предполагающий введение «показателя  качества»:

Q =

где Q - паказатель качества работы;

S - число просмотренных  строк;

m - число всех видов  ошибок.

 

 Способность к переключению  внимания легко проверить, используя  метод Шультце (отыскивание чисел  от 1 до 25, расположенных беспорядочно). Применяются таблицы размером 30х30 см с сеткой цифр 6х6 см. Из  двух попыток на разных таблицах  учитывается лучший результат.

Качественные особенности  силы нервной системы (по возбуждению) можно выявить посредством теппинг-теста (Е. Р. Ильин, 1976). На заранее заготовленных  бланках чертят пять квадратов 5х5 см. По сигналу тренера «Марш» испытуемый в максимально быстром темпе наносит отметки карандашом, последовательно переходя в квадраты через каждые 10 с. Полученный результат выражают графически.

Особенности силы нервной  системы определяются характером кривой темпа: превышение исходных результатов к концу работы - сильная нервная система, поддержание темпа — средняя, падение — слабая нервная система. Доказано (Б. А. Вяткин, 1978), что успех деятельности в условиях соревновательного стресса обусловлен прежде всего силой нервной системы.

Физические способности  определяются по показателям быстроты перемещения, прыгучести и динамической силы. Для оценки быстроты перемещения  можно использовать бег с изменением направления на короткие отрезки (до 30 м): «челночный» бег, бег «елочкой»  и т.д. Прыгучесть измеряется по разности доставания подвешенного предмета вытянутой  рукой стоя на месте и в прыжке после разбега 1—2 м.

Динамическая сила может  быть измерена при броске набивного  мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы в прыжке с места (общая сила), толчке мяча вперед-вверх с места  или передаче мяча сверху двумя руками на дальность (специальная сила). Исходное положение — набивной мяч вверху над лицом. Передаче на дальность предшествует передача над собой на высоту до 1 м. Во всех случаях учитывается лучший результат из трех попыток.

 Технические способности  включают особенности техники  владения мячом в наиболее  существенных для игровой роли  связующего приемах игры: при  передачах, нападающих ударах, блокировании. Для оценки техники передач  используют мишень на. Передачу  выполняют последовательно в  двух исходных положениях —  лицом и спиной к стене: над собой (высота до 1 м) - в мишень - над собой - поворот на 180° - в мишень -поворот лицом - над собой и т. д. В оценку входит суммарный показатель двадцати передач. При нападающем ударе оценивается точность действий при оптимальной силе удара. Площадка делится на 9 квадратов (33 м). Нападающий удар выполняется из зоны 3 со второй передачи тренера. Учитывается количество правильно выполненных ударов из девяти попыток. При необходимости сетка может быть снижена. Качественные особенности при блокировании объективно оценить весьма трудно. Можно лишь судить о предпосылках из развития па основе дальности переноса рук через сетку. Для этого следует использовать весьма простое приспособление. Величина переноса рук в сантиметрах в прыжке с места или после перемещения в один-два шага влево и вправо и будет служить критерием оценки. Учитывается лучший результат из трех попыток.

Тактические способности  включают качественные особенности  действий при второй передаче мяча в модельных (взаимодействие с нападающими) и соревновательных (эффективность) условиях. Модельные условия предполагают взаимодействие связующего с двумя-тремя  нападающими против одного-трех блокирующих. Связующий располагается у сетки. Первую передачу из зоны 6 выполняет  тренер. В задачу связующего входит создать нападающим наиболее благоприятные  условия для атаки. Непременным  «условием» данного упражнения должны быть атакующие действия нападающего  в зоне 3 с низкой передачи и параллельно  оценка действий блокирующих. Учитывается  количество эффективных передач (без  блока и против одного блока) к  общему их числу за вычетом явно некачественных и ошибочных. Оценка эффективности тактических действий предполагает соревновательные условия. Во внимание берутся передачи, выполняемые в площади атаки. Методика оценки эффективности та же.

Морфологические особенности  включают длину тела связующего. Измерения  производятся по высоте вытянутой руки.

Результаты тестирования ранжируются для каждого связующего. При необходимости можно использовать также результаты диагностики способностей к обучению. Общая (интегральная) оценка на данном этапе будет иметь сравнительный характер. С учетом большого числа слагаемых метод получения интегрального ранга признается как достаточно корректный.

 

3.3 Специализация связующего

Ведущими задачами в подготовке юного волейболиста являются:

  1. Повышение уровня физической подготовленности.
  2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.
  3. Прочное овладение основами техники и тактики игры.
  4. Создание предпосылок (базовой основы) для развития и совершенствования способностей связующего. Эти задачи вытекают из общих закономерностей многолетней подготовки юных волейболистов.

Вся особенность работы на данном этапе заключается в том, что решение четвертой задачи приобретает с этого момента целенаправленный характер. Учитывая, что первые трудные задачи вытекают из общих принципов, остановимся на содержании и характеристике средств четвертой.

Приступая к разработке средств (упражнений) с целью их направленного  влияния на развитие отмеченных качеств  и способностей связующего, необходимо в основу их подбора и взаимосвязи  взять системный принцип. Такой  подход позволит учесть и увязать  сложные и на первый взгляд разноплановые  задачи: принципы формирования двигательного  навыка, специфику волейбола и  логику поэтапной периодизации учебно-тренировочного процесса. С учетом этого вся работа будет строиться в такой последовательности:

Информация о работе Подготовка и роль связующего игрока в волейболе