Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:09, реферат

Описание работы

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Содержание

Введение 3
1. Компоненты физической культуры 4
2. Роль спорта в формировании личности 5
3. Спортивная деятельность и эволюционный прогресс человека 7
4. Удлиненное «детство мозга» и физическое совершенствование. 12
5. Спортивная деятельность и эволюционирование человека будущего. 13
Заключение 14
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Физическая культура.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      Иначе говоря, опыт родителей наследуется  не буквально, не по биологическим каналам, а социально, т. е. путем передачи детям социальных знаний, умений, опыта.

      Можно,однако, предположить, что феноменологические проявления «нормы реакции» под влиянием жестких, агрессивно воздействующих факторов внешней среды расширяются за счет формирования новых, добавочных регуляторных механизмов (например, новых ферментных систем в ответ на длительное действие некоторых агентов внешней среды).

      Место физических упражнений в ряду факторов эволюции головного мозга. Важную роль в реализации старых и формировании новых способов реагирования на действие агентов внешней среды сыграл эволюционирующий головной мозг человека. Эволюционирование его на стадии позднее-третичных антропоидов характеризовалось стремительным по сравнению с обычными темпами эволюции увеличениеммассы.Эволюционные изменения головного мозга продолжаются и теперь, но уже не путем увеличения массы, а путем совершенствования тех его областей, которые несут наибольшую функциональную нагрузку(высших интегративных центров, цент-ров речи, письма). Ребенок без особого труда овладевает речью, так как для создания программы семантического анализа слышимой (а потом и «видимой») речи у него имеются структурные предпосылки.

      Эволюционные  тенденции развития головного мозга  могут быть рассмотрены как форма реализации действия главного системообразующегофактора (полезного адаптивного результата) в функциональной системе головной мозг-внешняя среда. В соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина, полезный приспособительный результат работы системы определяет формирование органа. Эволюционирующий мозг не только перерабатывает, усваивает старое, известное ранее, но творит новое, опираясь на предшествующий опыт.

      Специализированные  занятия спортом, овладение сложнейшей техникой движений для развивающегося мозга не представляют значительных трудностей. С наступлением зрелости, с окончанием морфологической дифференцировки мозга возможности освоения сложных по технике упражнений резко уменьшаются. Выбор оптимальных сроков начала (да и окончания)специализированной спортивной подготовки требует объективного учета врожденных особенностей созревания, темпов структурной дифференцировки мозга.

      Благоприятные возможности обучения движениям  создаются уже к концу 2-го —  началу 3-го года жизни. Редкие, но тем  не менее чрезвычайно показательные  проявления специальных способностей в раннем возрасте могут, по-видимому, служить аргументом в пользу этого. В Мюнхенской школе плавания 2-летняя Ева Герцигер проплыла под водой 26,5 м! Экс-чемпион мира А. Карпов в 4 года играл в шахматы, а 6-летний М. Магистрато поднимал штангу больше своего веса. Подобные примеры можно приводить и далее, и они нисколько не противоречат фактам проявления высокой обучаемости людей в преклонном возрасте, так как при внимательном анализе оказывается, что в их число попадают как раз те люди, которые уже в раннем возрасте проявляли свои недюжинные способности.

      Объем движений, который усваивает человек в зрелом возрасте, тем больше, чем эффективнее использовался для обучения период созревания. Иначе говоря, и сам период созревания «удлиняется» тем больше, чем более насыщенным новыми формами движений был предшествующий период.

      С этой точки зрения биологически оправданным  является накопление, обогащение двигательного  опыта ребенка и подростка  в период начальных занятий спортом  и спортивной специализации. Эти резервы,«двигательное богатство», становятся источником спортивного роста на последующих этапах совершенствования.

      Человек обладает высокой пластичностью  всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальной средой. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуется генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном, ни пловцом. Он становится им благодаря отсутствию жесткой генетической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции. Эта пластичность — высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И все это — результат не только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью.

      В процессе эволюции возникли новые механизмы  адаптации вегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешним воздействиям — механизмы сознательного управления адаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, сам стал объектом управления! Эта способность сознательного, волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика дает нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения, тренировки там, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.

4. Удлиненное «детство мозга» и физическое  
совершенствование.

      Совершенно  беспомощный при рождении человек  благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которое в значительной мере перекрывает врожденные двигательные задатки.

      Удлиненный  период биологического созревания не только создает благоприятные предпосылки для обучения новым движениям, но и способствует закреплению чрезвычайно важных для длительной спортивной жизни моторно-висцеральных взаимоотношений. Двигательная деятельность, стимулируя функции вегетативных органов, способствует формированию и совершенствованию нейрогуморальных регуляций, обеспечивающих высочайшую слаженность в работе двигательного аппарата и внутренних органов.

      Отсутствие  жесткой генетической программы  развития двигательной функции позволяет  человеку добиваться поразительно быстрых  успехов в новых формах движений по сравнению с биологическими видами, имеющими такую программу.

      Появление человека разумного сопровождалось не только чрезвычайно важными для  его прогрессивного развития качествами, но и известными утратами. С наступлением биологической зрелости человек утрачивает потребность в активной двигательной деятельности. Только правильно поставленное физическое воспитание в детском и подростковом возрасте позволяет сохранить эту потребность. Только с помощью специальных педагогически организованных приемов и средств можно компенсировать эту биологическую утрату. Волевые побуждения людей зрелого возраста, а не потребность в движениях (кинезофилия) являются главным условием их двигательной активности и сохранения здоровья.

      Высокие способности детей к овладению  новыми движениями также постепенно утрачиваются. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат.Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью(чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно-технического роста и развития тренированности.

      Физиологически  оправданными являются различные технические средства стимулирования двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с использованием тренажеров и других технических приспособлений, являются высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль в этом играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.

5. Спортивная деятельность и эволюционирование  
человека будущего.

 

      В перспективных направлениях эволюционирования  человека, по-видимому, одно из важнейших  мест займет использование приобретенных, но чрезвычайно слабо раскрытых резервов мозга. Около триллиона взаимосвязанных нервных клеток головного мозга представляют собой настолько сложный механизм, что для полноценного использования его понадобится социальный опыт многих и многих поколений людей. Иначе говоря, возможности социального наследования в овладении огромными резервами мозга безграничны. В ряду ближайших задач раскрытия его резервов — овладение более совершенными формами обучения и воспитания, в том числе физического воспитания в детском и подростковом возрасте.

      Важнейшим адаптивным свойством человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в  основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом — важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей.

      Главная социальная функция спорта — совершенствование  физической и психической природы человека— в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества.Человечество стареет: увеличение продолжительности жизни ведет к увеличению количества людей, которые совершенно заслуженно пользуются благами общества, но уже не могут делать для него того, на что были способны в пору их активной трудовой деятельности. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам:продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения.

      Совершенствование индивидуальных природных качеств  личности средствами физической культуры —одна из перспективных линий развития человека ближайшего будущего. Будучи тесно связанными, природные данные и социально обусловленные личностные качества в равной мере подвержены влиянию занятий спортом. Однако социальные мотивации спорта делают его не столько средством индивидуального физического совершенствования, сколько важнейшим инструментом формирования личности человека.

      Уже в ближайшем будущем человек  резко увеличит резервы адаптации  к факторам внешней среды за счет широкого использования различных  средств самосовершенствования.В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающую роль.

Заключение

      Физическое  воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин:

      · во-первых, единством цели всех видов воспитания;

      · во-вторых, диалектикой самого воспитательного  процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом;

      · в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

      В спорте представлены практически все  виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

      В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь имеют место две связи: непосредственная и опосредованная.

      Непосредственная  связь заключается в том, что  в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т. д. - представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

      Опосредованная  связь спорта с умственным развитием  личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

Информация о работе Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсмена