Основные пути снижения логистических издержек

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы выявить основные пути снижения и оптимизации логистических издержек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты в целом;
- изучить сущность и понятия логистических издержек;
- разработать технические, организационные и экономические решения, использование которых может сыграть решающую роль в минимизации логистических издержек.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 307.65 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономическая  ситуация в Республике Беларусь и  в мире характеризуется всё возрастающей конкуренцией на рынке товаров и  услуг. В данный момент мы можем твёрдо и абсолютно уверенно говорить о  том, что все предприятия, работающие в одной отрасли, достигли примерно одного уровня развития. В большинстве  случаев товары конкурентов имеют  одинаковый уровень качества, сходные  характеристики, одинаковый уровень  и условия обслуживания и принадлежат к одному ценовому.

Возникает актуальный вопрос: как же выделить свою компанию среди  сотни других? И при этом не потерять прибыль – основной мотивирующий фактор работы компании. Снижение логистических издержек – вот ответ на этот вопрос. Их снижение не только уменьшит расходы при совершении логистических операций, принесёт дополнительную прибыль, но как следствие позволит предприятию значительно снизить цены на свою продукцию и за счёт этого выиграть в конкурентной борьбе.

Анализ структуры логистических  издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35 %), расходы  на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен  рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические  функции, как транспортировка, обработка  заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое  администрирование.

Анализ статистических данных ряда западных стран, выполненный специалистами  Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, показал, что доля товародвижения в этих странах составляет более 20 % ВНП, при этом в структуре этих расходов издержки по содержанию запасов  составляют 44 %, на складирование и  экспедирование – 16 %, перевозки – 31 % (из них магистральные – 23%, технологические – 9 %), сбыт продукции – 8 %. Таким образом, около трети общих логистических издержек, приходится на транспортировку. Практически все компании стремятся, исходя из сложившегося положения, снизить затраты, связанные с транспортировкой, которые чаще всего интерпретируются как логистические, что вызывает усиление тенденции специализации и/или передачи части функций компаний-производителей продукции транспортным компаниям.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы выявить основные пути снижения и оптимизации логистических издержек.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты в целом;

- изучить сущность и понятия логистических издержек;

- разработать технические,  организационные и экономические  решения, использование которых  может сыграть решающую роль  в минимизации логистических  издержек.

Объектом исследования данной работы является производственная деятельность, влияющая на издержки предприятия.

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ

1.1 Определение и понятие логистики

 

В логике термин "понятие" обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

Если рассмотреть в  совокупности круг проблем, которые  затрагивает логистика, то общим  для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно  встретить более широкую трактовку  понятия логистики, в которой  объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к  логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и  иными потоками, имеющими место в  экономических системах. Появились  такие термины, как "банковская логистика"; "информационная логистика" и  ряд других.

Термин "логистика" начинает использоваться в ситуациях, связанных  с четким планированием согласованной  последовательности действий. Например, прибывшему на симпозиум участнику  в европейской гостинице могут  предложить обратиться к менеджеру  по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения  в разделе криминальной хроники  может отметить, что у названной  группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается  в 80-е и особенно в 90-е гг., объясняется  в первую очередь развитием методов  управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и  метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными  потоками и применяться в более  широком плане. Однако основной потенциал  логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Настоящий курс рассматривает  логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Прежде чем давать определение  логистике, наглядно представим себе процесс  управления материальным потоком. В  качестве простого физического примера  возьмем струю воды, текущую из-под  крана. Управлять этим потоком можно  с помощью различных действий – закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду. Можно переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий меняется интенсивность потока, его направление, качественная характеристика – температура, при распылении струи через душевую сетку меняется структура.

Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих  в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

- "открыли кран" – от поставщика к покупателю пошел товар;

- "открыли кран" больше – усилили поставки;

- "закрыли кран" – прекратили поставку. Можно изменить адресата – поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров, и т. д., и т. п.

Несмотря на определенное сходство рассмотренных объектов, управление материальными потоками в экономических  системах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с  материальным потоком (погрузки, разгрузки, транспортировки и т. п.) оно включает в себя:

- различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

- поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

- определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, и многие другие виды работ.

Подробно состав деятельности, которая осуществляется с целью  доведения материального потока до потребителя, рассматривается во второй главе.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей:

- принятие решения;

- реализация принятого решения.

Для того чтобы принимать  обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике, соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление, т.е. междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:

- прогноз спроса и на его основе планирование запасов;

- определение необходимой мощности производства и транспорта;

- разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

- разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

- построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

- разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны  конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает  логистику как хозяйственную  деятельность: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального  потока – основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рисунок 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

- на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

- на втором – изделия народного потребления.

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья  и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также  имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

Рисунок 1. Принципиальная схема  материального и информационного  потоков

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его  рациональное продвижение через  цепь складских и производственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными  потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический  словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Настоящее определение, как  следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная  деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика  – процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег – получения денег). Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

Выделение материального  потока в качестве основного объекта  управления несколько упрощает видение  экономических процессов. Однако такое  упрощение позволяет ставить  и решать задачи сквозного мониторинга  движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все  промежуточные процессы вплоть до поступления  к конечному потребителю. Абстрагирование  от ряда факторов и выделение материального  потока в качестве основного объекта  исследования и управления позволяют  проектировать сквозные логистические  цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при  этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

На объект логистики можно  смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется  многообразие определений понятия  логистики. Анализ зарубежной и отечественной  литературы показал, что сегодня  под логистикой понимается:

- новое направление в организации движения грузов;

- теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

- совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

- интеграция перевозочного и производственного процесса;

- процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

- форма управления физическим распределением продукта;

- эффективное движение готовой продукции от места

- производства до места потребления;

- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

наука о рациональной организации  производства и распределения.

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого  начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Информация о работе Основные пути снижения логистических издержек