Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:09, реферат

Описание работы

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Содержание

Введение 3
1. Компоненты физической культуры 4
2. Роль спорта в формировании личности 5
3. Спортивная деятельность и эволюционный прогресс человека 7
4. Удлиненное «детство мозга» и физическое совершенствование. 12
5. Спортивная деятельность и эволюционирование человека будущего. 13
Заключение 14
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Физическая культура.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая образовательная

Организация высшего профессионального образования

«Международный  славянский институт»

Калининградский филиал

Факультет: Гуманитарный

 

Реферат 

По  дисциплине: Физическая культура  
 
 

Тема: «Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсмена» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студентка 2 курса 

                                                                                   Группа:10-УП

                  Суслова Т.Г. 

                                                                                             Научный Руководитель: Кандидат биологических наук Ахмедова Наталья Равиловна

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                    
                   
                   

Г.Калининград

2011г.

 

Содержание

 

Введение

      Физическая  культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

      В своей основе физическая культура имеет  целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

      Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

      Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

      Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в . нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

1. Компоненты физической культуры

      Включенное  в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

      Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

2. Роль спорта в формировании личности

      Среди наследуемых и приобретаемых  качеств человека, определяющих готовность его к труду, особую роль играет физическая кондиция, общий физиологический статус.

      Социальные  функции спортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом —различны. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам. Современный спорт высших достижений требует наблюдательности, умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен не только для вдумчивого изучения специальной спортивной литературы, но и для срочного анализа своих достоинств и недостатков, точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований.

      Спорт — одно из эффективных средств  формирования социально ценной личности. Выполнение огромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм — эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени — одна из существенных сторон социальной функции спорта. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов, развития и укрепления международной солидарности и мира.

      Становление, формирование личности является и самореализацией, самовыражением человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческом обществе. Уровень социализации индивидуума, соответствие его мировоззрения идеалам общества, отношение к труду, следование нормам нравственности, коллективизм, гражданская зрелость и, наконец, физическое совершенство в значительной мере связаны с биологическими, природными задатками. Однако решающую роль в формировании личности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место.

3. Спортивная деятельность и эволюционный прогресс  
человека

 

      Роль  двигательной активности в социально-биологическом  прогрессе. Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса.

      Тончайшая сработанность всех систем организма  формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе — социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяции людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличения агрессивных агентов среды обитания.

      В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминирующим действие естественного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации двигательного режима сводятся к использованию малоинтенсивныхформ двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной.Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяций, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.

      С появлением на Земле человека разумного  получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры — физические упражнения различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы — стали важными средствами повышения адаптивных возможностей человека, совершенствования его социальной и биологической природы.

      Действие  главного фактора эволюции — естественного  отбора — с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов резко сократилось, и на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней.Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования.

      Материализация его начинается там, где создаются условия накопления культурных ценностей,созданных человеком, и передачи их последующим поколениям.

      Будучи  изолированным от общества людей  в раннем детстве, человек никак  не проявляет потребности в подлинно человеческом познании окружающего нас мира. И наоборот,чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям человеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта,физиологическими, тактико-техническими знаниями необходим не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности.

      Разумеется,социальное наследование не меняет основ биологической  наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под действием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт.

      По-видимому,в  высоких адаптивных резервах к физическим нагрузкам можно усмотреть механизм реализации «нормы реакции» при систематических упражнениях. Доказательством неизменности генетических структур при систематической тренировке является отсутствие выраженных корреляционных связей в развитии физических способностей родителей и детей, если дети не проходят родительской школы спорта.

Информация о работе Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсмена