Основные пути решения экологических проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и воздействий в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношение человека к природе, стремительного роста технологии, размах индустриализации и роста населения. Выработки природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использования в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличении стоков в мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирания биологических видов.

Содержание

Введение
Диалектика экологии и нравственности.
Основные экологические проблемы современности.
Хозяйственная деятельность человека.
Загрязнение природных вод.
Производство энергии.
Шумовое загрязнение.
Основные пути решения экологических проблем .
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социология. экология.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

 

 

План

Введение

  1. Диалектика экологии и нравственности.
  2. Основные экологические проблемы современности.
    1. Хозяйственная деятельность человека.
    2. Загрязнение природных вод.
    3. Производство энергии.
    4. Шумовое загрязнение.
  3. Основные пути решения экологических проблем .

Вывод

Список литературы

 

Введение

«Все взаимосвязано со всем!» - записано в первом экологическом  законе. Значит, и шагу нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив  чего-нибудь из окружающей среды. Каждый шаг человека на обычной поляне - это десятки погубленных микроорганизмов, подавленных насекомых, которые  изменяют миграционные пути, а может  быть, и что снижают свою естественную продуктивность.

До появления человека и ее деятельного отношения к  природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость  и связанность, можно сказать, что  царила экологическая гармония. С  появлением человека начинается процесс  нарушения экологической гармонии, равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека начал делать орудия труда, пользоваться знаниями, рисовать и  в своей деятельности производить  средства к жизни.

Но, осваивая природу в  процессе трудовой деятельности, человек  не учитывала необходимости уважения закономерностей, которые царят  в биосфере и своей деятельности, нарушал уравновешенность условий  и воздействий в природной  среде.

Через малую численность  человеческих популяций в ранние исторические эпохи негативное отношение  к природе еще не приводило  к многочисленным нарушениям в естественной среде. Люди оставляли места, где  они испортили природную среду, заселяли новые, а на старых местах происходило быстрое восстановление природы. Тем временем, с развитием  производственных сил, которые позволяют  осваивать природу с большим  размахом и увеличением числа  жителей на Земле деградация природной  среды достигает небывалого опасного для самого существования людей  размера, так, что вполне оправданно речь идет о экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

Экологические проблемы, которые  выражаются в нарушении уравновешенности условий и воздействий в экологической  среде человека, возникли как следствие  эксплуататорского отношение человека к природе, стремительного роста  технологии, размах индустриализации и роста населения. Выработки природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использования в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличении стоков в мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирания биологических видов. Влияние человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли как планеты, вызывает изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого влияния выражается как угроза экологических условий целостного существования людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.

1. Диалектика экологии  и нравственности

Понятие экологии настолько  быстро стало входить во все сферы  общественной жизни, что оно сейчас находится в своем становлении. Его объем и содержание наполняются новым смыслом, изменяются его параметры.

В условиях нарастающего экологического кризиса не только обостряется интерес  к особенностям техногенной деятельности современного человечества, способной  привести его к окончательной  катастрофе, но и возобновляются дискуссии, насчитывающие уже не одно столетие.

Мы уже стали говорить об экологии не только применительно  к природе (флоре и фауне), но и  пользуемся понятиями "экология совести", "экология нравственности", "экология сознания" и т.п. Но в любом случае все эти понятия являются производными от исходной категории - "человек". Именно состояние категории "человек" детерминирует и содержание производных  понятий. Поэтому, чтобы использовать понятие экологии в какой-либо сфере, необходимо прежде всего определить степень экологичности самого человека.

В настоящее время мы, к сожалению, с большой долей  правомерности можем говорить о  степени антиэкологичности нашего общества и нашего сознания. В эпоху застоя экологическое сознание не воспитывалось. В нас весьма интенсивно возделывали технократическое сознание. Наша общественная методология была занята созданием моделей социального гигантизма, обусловив теоретическое уродование законов общественного развития, отход от реальной жизни, кризис существования самого человека.

Оказавшись в тяжелом  социально-экономическом положении, люди стали терять своё человеческое лицо - не срабатывает "экология совести", "экология нравственности". Общество характеризуется разгулом психологии насилия. Падение нравов дает понять, что все мы находимся в трудном  положении, что в этих условиях самое  страшное - перестать быть человеком, потерять свое человеческое лицо и  совесть, что необходимо сплотиться для преодоления общих сложностей.

Антиэкологичность самого человека не дает нам понять, что цивилизация и все мы потому существуем, что все мы - разные. Человеческое общество ведь держится на различии между людьми, и оно давно бы вымерло, если бы мы были сделаны по самым лучшим, но одинаковым образцам. С понимания того, что надо научиться ценить в другом человеке другого человека, и с обеспечения ему права быть другим человеком, видимо, и начинается движение к экологии совести. В целом можно сказать, что сегодня нам нужно говорить не об экологии вообще, а об экологии человека. Только с этих позиций мы сможем решить социальные проблемы в самых различных направлениях: создать человеческую экономику, человеческое существование, человеческие взаимоотношения, экологию совести и нравственности.

Многочисленные данные современной  археологии, антропологии, этологии, генетики и психологии, неопровержимо доказывают, что человек по своей природе  изначально агрессивен, «агрессивно-эгоистические импульсы составляют предпосылку спонтанной активности организма», «общебиологическое свойство агрессивности унаследовано человеком, его психикой, интеллектом»[1]. С этим связана история экологических кризисов, вызванных растущей технологической мощью, которая не компенсировалась своевременно совершенствованием культурных механизмов сдерживания агрессии. Вместе с тем, доведенное до крайности зло рождает добро, социальную солидарность, милосердие, мораль, но лишь в той мере и с той целью, чтобы абсолютное зло не пожрало и не уничтожило самое себя. Таким образом, определяя зло и агрессию в качестве онтологически изначальных и определяющих оснований человеческого существования.

Исследование экологической  проблематики с точки зрения нарастания этой кризисной ситуации и усиливающихся  негативных последствий оказало  мощное инициирующее воздействие на общественное сознание мирового сообщества. Уже во второй половине 70-х годов  возникает понимание того, что  для осмысления подлинных причин современного экологического кризиса  и поисков действенных способов его разрешения недостаточно подробных  описаний негативных явлений, естественнонаучных и футурологических прогнозов, социально-экономических, политических и правовых действий. Все это должно быть подкреплено  глобальным изменением приоритетов, выдвижением  новых нравственных идеалов и  утверждением новых жизненных ценностей, экологической переориентацией  этики и добровольным принятием  большинством человечества требований нравственно-экологического императива.

В нашей стране названное  направление оформилось лишь во второй половине 80-х годов. Специалисты  связывают его начало с Первой всесоюзной конференцией по социальной экологии, состоявшейся в 1986 году.

Как своеобразный отклик на этот вызов времени в середине 70-х годов в современной западной философии возникает направление  экологической этики, предмет и  статус которой в нашей философской, этической и научной литературе оспаривался вплоть до середины 80-х  годов. И это не случайно. Дело в  том, что представители современной  экологической этики возродили  важнейшие идеи так называемой универсальной этики, отстаиваемые такими выдающимися мыслителями, как М. Ганди, Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Швейцер и др., которые рассматривали принцип ненасилия, «закон любви» и благоговения перед жизнью в качестве всеобъемлющего нравственного принципа и нравственного закона человеческого бытия. Именно эти идеи, гениально предвосхитившие суть предстоящей человечеству глобальной переоценки ценностей, еще до недавнего времени считались несбыточными, наивными, благодушными и определялись не иначе, как «абстрактный гуманизм» и «абстрактное морализирование»

Что касается стремления распространить нравственные идеалы любви, уважения и  ответственности на сферу отношений  человека к природе, то оно и сегодня у многих вызывает серьезные сомнения. Традиционная мораль имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу и себе подобным и утверждала, что другие живые существа, неодушевленные предметы, земная природа и Космос не могут быть объектом нравственного отношения: они-де лишены нравственного статуса и нравственно-самоценного значения. А между тем в современных условиях все отчетливее раскрывается не только несостоятельность, но и серьезная опасность стереотипов, отрицающих самоценность всего живого и неживого на Земле и в Космосе в целом. Возрождение, обогащение и развитие этики ненасилия, любви и уважения, распространение границ и сферы ее реального действия на природу в целом представляют сегодня важнейшую часть, ядро смыслообразующей, культуротворческой, нравственно-созидательной деятельности человечества[2].

2. Основные экологические  проблемы современности

2.1 Хозяйственная  деятельность человека

Человечество является частью биосферы, продуктом её эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных  сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого  примитивного орудия человек уже  не довольствует предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить  в свой обиход предметы, вещества и  т.д., которые находятся за пределами  естественного биологического круговорота. Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы  биологических потребностей и материальных технологий.

Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание  многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Вместе с тем воздействие племён охотников и собирателей на сообщества обычно не было значительным. Человек  начал менять и разрушать целые  сообщества с переходом к скотоводству и земледелию. При росте человеческой популяции численность домашних копытных превышает ёмкость среды, потребляемая ими степная растительность уже не успевает возобновляться. Степь или саванна сменяются полупустынями. Из-за такого воздействия скотоводства произошло увеличение площади Сахары и соседней полупустынной зоны - Сахеля. В ходе развития земледелия неправильна распашка приводила к потере плодородного слоя, который уносился водой или ветром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

Следует отметить, что биологически человек на предысторической фазе различия отличается от всех других одинаковых по размеру млекопитающих исключительной подвижностью, проходя в сутки обычно вдвое большее расстояние, чем они. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, отсюда вынуждены были огромную кормовую территорию, в которой периодически или постоянно кочевали. И, несмотря на это, они долгое время находились в рамках весьма скромного энергетического лимита. Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привёл к удвоению затрат и при замене собирательства кочевым скотоводством малой экономией площадей. Подсечно-огневое земледелие территориально эффективней на 2-3 порядка. Это позволило снизить подвижность человека и в свою очередь создало предпосылки для формирования общества со свойственным ему разделением функций, культурной специальности. И в это же время подсечно-огневое земледелие, при котором участок леса выжигают, снимают несколько урожаев и забрасывают, нередко приводило к замене лесов степями, саваннами.

Таким образом, уже в древности  человек вызывал массовые вымирания, нарушение сукцессионных рядов, замены одного сообщества другим. Человечество, являясь неотъемлемой частью природы, принадлежащей ей и находящейся  внутри неё, благодаря развитию общества биологический вид Homo sapiens был выведен из-под действия естественного отбора, межвидовой конкуренции, ограничения роста численности, расширило возможности приспособительного поведения и расселения людей. Развитие технологий и достижение индустриальных цивилизаций создало стойкий миф о господстве человека над силами природы.

За последние 100 лет произошло  два важных сдвига. Во-первых, резко  увеличилась численность населения  Земли. Во-вторых, еще более резко  выросло промышленное производство, производство энергии и продуктов  сельского хозяйства. В результате, потоки вещества и энергии, вызываемые деятельностью человека, стали составлять заметную долю от общей величины биогенного круговорота. Человечество стало оказывать заметное воздействие на свое функционирование всей биосферы. Критическую ситуацию в столетия образуют следующие негативные тенденции:

1.Потребление ресурсов  Земли на столько превысило  темпы их естественного воспроизводства,  что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы.

2.Отходы, побочные продукты  производства и быта загрязняют  биосферу, вызывают деформации экологических  систем, нарушают глобальный круговорот  веществ и создают угрозу для  здоровья человека. Если не будут  приняты срочные меры, в ближайшее  десятилетие можно ожидать нарушения  и гибели многих сообществ,  ухудшения среды обитания в  целом.

2.2 Загрязнение  природных вод.

Человечество практически  полностью зависит от поверхностных  вод суши - рек и озер. Это ничтожная  часть водных ресурсов (0,016%) подвергается наиболее интенсивному воздействию. Вода рек и озер покрывает потребности  человечества в питьевой воде, используется на орошение в сельском хозяйстве, в  промышленности, служит для охлаждения атомных и тепловых электростанций.

Для оценки природных вод  существуют определенные показатели, главными среди которых являются гигиенические ПДК (предельно допустимые концентрации) их соблюдение обеспечивает нормальное состояние здоровья населения и благоприятные условия для санитарно-бытового использования. Они также являются критериями эффективности мероприятий по охране водоемов от загрязнения, а также стимулами прогресса в области промышленной технологии. Эти гигиенические нормативы используются также для оценки комплексного загрязнения поверхностных вод. Они определялись с учетом запаха, количества взвешенных веществ, прозрачности, цвета, окисляемости, содержания растворенного кислорода, биологической потребности в кислороде (БПК), плотного остатка, количества солей, хлоридов, фенолов, нефтепродуктов, жесткости и др.

Информация о работе Основные пути решения экологических проблем