Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:54, реферат
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и воздействий в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношение человека к природе, стремительного роста технологии, размах индустриализации и роста населения. Выработки природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использования в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличении стоков в мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирания биологических видов.
Введение
Диалектика экологии и нравственности.
Основные экологические проблемы современности.
Хозяйственная деятельность человека.
Загрязнение природных вод.
Производство энергии.
Шумовое загрязнение.
Основные пути решения экологических проблем .
Вывод
Список литературы
План
Введение
Вывод
Список литературы
Введение
«Все взаимосвязано со
всем!» - записано в первом экологическом
законе. Значит, и шагу нельзя ступить,
не задев, а порой и не нарушив
чего-нибудь из окружающей среды. Каждый
шаг человека на обычной поляне -
это десятки погубленных
До появления человека
и ее деятельного отношения к
природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость
и связанность, можно сказать, что
царила экологическая гармония. С
появлением человека начинается процесс
нарушения экологической
Но, осваивая природу в
процессе трудовой деятельности, человек
не учитывала необходимости
Через малую численность
человеческих популяций в ранние
исторические эпохи негативное отношение
к природе еще не приводило
к многочисленным нарушениям в естественной
среде. Люди оставляли места, где
они испортили природную среду,
заселяли новые, а на старых местах
происходило быстрое
Экологические проблемы, которые
выражаются в нарушении уравновешенности
условий и воздействий в
1. Диалектика экологии и нравственности
Понятие экологии настолько быстро стало входить во все сферы общественной жизни, что оно сейчас находится в своем становлении. Его объем и содержание наполняются новым смыслом, изменяются его параметры.
В условиях нарастающего экологического кризиса не только обостряется интерес к особенностям техногенной деятельности современного человечества, способной привести его к окончательной катастрофе, но и возобновляются дискуссии, насчитывающие уже не одно столетие.
Мы уже стали говорить об экологии не только применительно к природе (флоре и фауне), но и пользуемся понятиями "экология совести", "экология нравственности", "экология сознания" и т.п. Но в любом случае все эти понятия являются производными от исходной категории - "человек". Именно состояние категории "человек" детерминирует и содержание производных понятий. Поэтому, чтобы использовать понятие экологии в какой-либо сфере, необходимо прежде всего определить степень экологичности самого человека.
В настоящее время мы, к сожалению, с большой долей правомерности можем говорить о степени антиэкологичности нашего общества и нашего сознания. В эпоху застоя экологическое сознание не воспитывалось. В нас весьма интенсивно возделывали технократическое сознание. Наша общественная методология была занята созданием моделей социального гигантизма, обусловив теоретическое уродование законов общественного развития, отход от реальной жизни, кризис существования самого человека.
Оказавшись в тяжелом
социально-экономическом
Антиэкологичность самого человека не дает нам понять, что цивилизация и все мы потому существуем, что все мы - разные. Человеческое общество ведь держится на различии между людьми, и оно давно бы вымерло, если бы мы были сделаны по самым лучшим, но одинаковым образцам. С понимания того, что надо научиться ценить в другом человеке другого человека, и с обеспечения ему права быть другим человеком, видимо, и начинается движение к экологии совести. В целом можно сказать, что сегодня нам нужно говорить не об экологии вообще, а об экологии человека. Только с этих позиций мы сможем решить социальные проблемы в самых различных направлениях: создать человеческую экономику, человеческое существование, человеческие взаимоотношения, экологию совести и нравственности.
Многочисленные данные современной археологии, антропологии, этологии, генетики и психологии, неопровержимо доказывают, что человек по своей природе изначально агрессивен, «агрессивно-эгоистические импульсы составляют предпосылку спонтанной активности организма», «общебиологическое свойство агрессивности унаследовано человеком, его психикой, интеллектом»[1]. С этим связана история экологических кризисов, вызванных растущей технологической мощью, которая не компенсировалась своевременно совершенствованием культурных механизмов сдерживания агрессии. Вместе с тем, доведенное до крайности зло рождает добро, социальную солидарность, милосердие, мораль, но лишь в той мере и с той целью, чтобы абсолютное зло не пожрало и не уничтожило самое себя. Таким образом, определяя зло и агрессию в качестве онтологически изначальных и определяющих оснований человеческого существования.
Исследование экологической проблематики с точки зрения нарастания этой кризисной ситуации и усиливающихся негативных последствий оказало мощное инициирующее воздействие на общественное сознание мирового сообщества. Уже во второй половине 70-х годов возникает понимание того, что для осмысления подлинных причин современного экологического кризиса и поисков действенных способов его разрешения недостаточно подробных описаний негативных явлений, естественнонаучных и футурологических прогнозов, социально-экономических, политических и правовых действий. Все это должно быть подкреплено глобальным изменением приоритетов, выдвижением новых нравственных идеалов и утверждением новых жизненных ценностей, экологической переориентацией этики и добровольным принятием большинством человечества требований нравственно-экологического императива.
В нашей стране названное направление оформилось лишь во второй половине 80-х годов. Специалисты связывают его начало с Первой всесоюзной конференцией по социальной экологии, состоявшейся в 1986 году.
Как своеобразный отклик на
этот вызов времени в середине
70-х годов в современной
Что касается стремления распространить нравственные идеалы любви, уважения и ответственности на сферу отношений человека к природе, то оно и сегодня у многих вызывает серьезные сомнения. Традиционная мораль имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу и себе подобным и утверждала, что другие живые существа, неодушевленные предметы, земная природа и Космос не могут быть объектом нравственного отношения: они-де лишены нравственного статуса и нравственно-самоценного значения. А между тем в современных условиях все отчетливее раскрывается не только несостоятельность, но и серьезная опасность стереотипов, отрицающих самоценность всего живого и неживого на Земле и в Космосе в целом. Возрождение, обогащение и развитие этики ненасилия, любви и уважения, распространение границ и сферы ее реального действия на природу в целом представляют сегодня важнейшую часть, ядро смыслообразующей, культуротворческой, нравственно-созидательной деятельности человечества[2].
2. Основные экологические проблемы современности
2.1 Хозяйственная деятельность человека
Человечество является частью биосферы, продуктом её эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого примитивного орудия человек уже не довольствует предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить в свой обиход предметы, вещества и т.д., которые находятся за пределами естественного биологического круговорота. Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы биологических потребностей и материальных технологий.
Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Вместе с тем воздействие племён охотников и собирателей на сообщества обычно не было значительным. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледелию. При росте человеческой популяции численность домашних копытных превышает ёмкость среды, потребляемая ими степная растительность уже не успевает возобновляться. Степь или саванна сменяются полупустынями. Из-за такого воздействия скотоводства произошло увеличение площади Сахары и соседней полупустынной зоны - Сахеля. В ходе развития земледелия неправильна распашка приводила к потере плодородного слоя, который уносился водой или ветром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.
Следует отметить, что биологически человек на предысторической фазе различия отличается от всех других одинаковых по размеру млекопитающих исключительной подвижностью, проходя в сутки обычно вдвое большее расстояние, чем они. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, отсюда вынуждены были огромную кормовую территорию, в которой периодически или постоянно кочевали. И, несмотря на это, они долгое время находились в рамках весьма скромного энергетического лимита. Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привёл к удвоению затрат и при замене собирательства кочевым скотоводством малой экономией площадей. Подсечно-огневое земледелие территориально эффективней на 2-3 порядка. Это позволило снизить подвижность человека и в свою очередь создало предпосылки для формирования общества со свойственным ему разделением функций, культурной специальности. И в это же время подсечно-огневое земледелие, при котором участок леса выжигают, снимают несколько урожаев и забрасывают, нередко приводило к замене лесов степями, саваннами.
Таким образом, уже в древности человек вызывал массовые вымирания, нарушение сукцессионных рядов, замены одного сообщества другим. Человечество, являясь неотъемлемой частью природы, принадлежащей ей и находящейся внутри неё, благодаря развитию общества биологический вид Homo sapiens был выведен из-под действия естественного отбора, межвидовой конкуренции, ограничения роста численности, расширило возможности приспособительного поведения и расселения людей. Развитие технологий и достижение индустриальных цивилизаций создало стойкий миф о господстве человека над силами природы.
За последние 100 лет произошло
два важных сдвига. Во-первых, резко
увеличилась численность
1.Потребление ресурсов
Земли на столько превысило
темпы их естественного
2.Отходы, побочные продукты
производства и быта
2.2 Загрязнение природных вод.
Человечество практически полностью зависит от поверхностных вод суши - рек и озер. Это ничтожная часть водных ресурсов (0,016%) подвергается наиболее интенсивному воздействию. Вода рек и озер покрывает потребности человечества в питьевой воде, используется на орошение в сельском хозяйстве, в промышленности, служит для охлаждения атомных и тепловых электростанций.
Для оценки природных вод существуют определенные показатели, главными среди которых являются гигиенические ПДК (предельно допустимые концентрации) их соблюдение обеспечивает нормальное состояние здоровья населения и благоприятные условия для санитарно-бытового использования. Они также являются критериями эффективности мероприятий по охране водоемов от загрязнения, а также стимулами прогресса в области промышленной технологии. Эти гигиенические нормативы используются также для оценки комплексного загрязнения поверхностных вод. Они определялись с учетом запаха, количества взвешенных веществ, прозрачности, цвета, окисляемости, содержания растворенного кислорода, биологической потребности в кислороде (БПК), плотного остатка, количества солей, хлоридов, фенолов, нефтепродуктов, жесткости и др.
Информация о работе Основные пути решения экологических проблем