Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
При изучении способности
поддерживать равновесие тела использовалась
проба Ромберга. При изучении быстроты
в действиях использовалась методика,
основанная на оценке скорости бросков
баскетбольного мяча в стену.
2. Выборку испытуемых
составили 30 спортсменов-лыжников
в возрасте 16 лет, различного спортивного
стажа, одного тренера. Первую
выборку в 15 человек укомплектовали
спортсмены-разрядники, занимающиеся
три года лыжным спортом, вторую, также
15 человек – начинающие лыжники, первый
год пришедшие в спортивную школу. Исследование
проводилось на лыже-ролерной трассе города
Минска групповым методом на грани сильной
усталости после тяжелой тренировки.
3. Способность
поддерживать равновесие в
Полученные результаты
мы связали с влиянием учебной
деятельности и соревновательных поединков
на развитие вышеисследуемых психомоторных
процессов и эмоциональной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы
по данным литературы показал, что психическая
подготовка является основной в овладении
технико-тактическим
Общая психологическая
подготовка направлена на формирование
необходимых свойств личности: она
должна стимулировать развитие психических
процессов, способствующих успешному
выполнению боксерских задач.
Сущность психологической
подготовки спортсмена сводится к направлению
его сознания и действий на решение тренировочных
и соревновательных задач.
Итогом психологической
подготовки лыжника должно явиться
состояние психической
Проведенное исследование
показало, что способность поддерживать
равновесие в пробе Ромберга и
быстрота в действиях на грани
сильной усталости после
К тому же выполнение
тестов на грани сильного утомления
указывает и на более развитую
эмоциональную выносливость опытных
лыжников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Тренер должен
способствовать постановке и коррекции
соревновательных целей спортсмена,
формированию специфичных мотивов,
побуждающих стремиться к успеху
именно в лыжном спорте, учитывая при
этом индивидуально-психологические
особенности каждого ученика. Причем,
задача тренера заключаться не только
в помощи спортсмену в психологической
подготовке, но и в создании субъект-субъектных
ситуаций психического развития, которые
могут возникнуть в предсоревновательных,
соревновательных и постсоревновательных
условиях.
Применение приемов
и средств психологической
При психологической
подготовке лыжника на первый план
выдвигаются его индивидуальные
качества; поэтому тренер должен быть
достаточно эрудирован в области психологии,
педагогики, физиологии и врачебного контроля
с тем, чтобы досконально изучить своего
подопечного и наиболее индивидуализировать
подготовку с учетом его способностей
и условий их развития.
Тренер должен
способствовать развитию положительных
интересов путем правильного планирования
учебно-тренировочного процесса, соблюдения
педагогических принципов обучения, формирования
стремлений к самостоятельной тренировке,
к творческому мышлению, обсуждением итогов
соревнований, интересом к жизни спортсмена,
помощью в учебе, трудовой деятельности,
налаживанием хороших взаимоотношений
с товарищами по команде и т. п.
Воспитание личности
через спорт сложный и
Тренер обязан
поощрять самовоспитание воли спортсменов,
оценивать результаты их работы над
собой, привлекать к обсуждению проблем
самовоспитания весь коллектив, знакомить
с литературой по вопросам волевого воспитания
и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Алябьев А.Н., Марищук
В.Л., Цыган В.Н. Особенности физиологии,
психологии и педагогики в лыжном
спорте. Спб.: ВМедА, 2001.- 128с.
Ванек М., Гашек
В. Актуальные вопросы психологической
подготовки спортсмена // Психология и
современный спорт. — М.: Физкультура и
спорт, 1982. — 112 c.
Верхошанский
Ю. В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов. — М.: Физкультура
и спорт, 1988. — 326 с.
Годик, М.А. Спортивная
метрология: Учеб. пособие для институтов
физической культуры. – М.: ФиС, 1988. –
192 с.
Горбунов Г. Д.
Психопедагогика спорта. — М.: Физкультура
и спорт, 1986. –186 с.
Гордон С.М., Ямпольский
Л.Т. Оценка психологической
Гордон С.М., Ильин
А.Б. Оценка психической готовности
к соревновательной деятельности спортсменов
различных специализаций и
Дихтяренко В.
Ф. Оптимизация
Захаров А.Д. Психологическая
подготовка лыжников – М., «Физкультура
и спорт», 1971.-104с.
Келлер В. С.,
Платонов В. Н. Теоретико-методические
основы подготовки спортсменов. — Львов,
1993. — 270 с.
Лыжный спорт
и методика преподавания. Программа для
педагогических факультетов институтов
физической культуры. Общий курс. — М.,
1987.
Лыжный спорт:
учебник для институтов физической
культуры/Под общ. ред. М. А. Аграновского.
— М.: ФиС, 1980.
Лыжный спорт:
Учебник для техникумов физической культуры/Под
ред. Е. И. Кудрявцева и др. — М.: ФиС, 1983.
Манжосов В. Н.,
Огольцов И. Г., Смирнов Г. А. Лыжный спорт:
Учебное пособие для вузов. —
М.: Высшая школа, 1979.
Манжосов В. Н.
Тренировка лыжников-гонщиков. — М.:
ФиС, 1986.
Методики психодиагностики
в спорте: Учебн. пособ. для студентов
пед. ин-тов. Марищук, Л. В. Ю. М. Блудов, 2-е
изд, доп и испр. – М.: Просвещение,
1990. – С-195
Некрасов В. П.,
Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер
Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов.
— М.: Физкультура и спорт, 1985. — 154 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Карта наблюдения
за 30 спортсменами-боксерами в
ЧТО НАБЛЮДАЛОСЬ
КАК ОЦЕНИВАЛОСЬ
Чувство положения
тела на грани утомления
Открытое педагогическое наблюдение
Быстрота движений на грани утомления
Стремление к победе
Ловкость на грани утомления
Чувство удара
Боевое мышление на грани утомления
Быстрота реакции на грани утомления
Отношение к
тестам и желание показать лучший
результаты
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. ТЕСТ. ИЗМЕРЕНИЕ
СПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ
Суть пробы
Ромберга, заключается в том, чтобы, поставив
ступни на одной линии (носок правой возле
пятки левой ноги), стоять удерживая равновесие.
Мы рекомендуем следующую модификацию
данной пробы:
— простоять
в позе руки по швам 15 с — оценка
«2» (или «1», если не устоял);
— вытянуть руки
вперед, простоять еще 15 с — оценка «3»;
— закрыть глаза
(опустить повязку) и простоять в
данной позе еще 15 с — оценка «4»;
— поднять голову
с закрытыми глазами вверх
и простоять еще 15 с в той
же позе — оценка «5».
Применение такой
пробы особенно информативно до и после
физической или эмоциональной нагрузки.
(Методики психодиагностики
в спорте: Учебн. пособ. для
студентов пед. ин-тов.
2. ТЕСТ. ИЗМЕРЕНИЕ
БЫСТРОТЫ В ДЕЙСТВИЯХ
Удары баскетбольным
мячом в стену. Выполнить как
можно быстрее удары
Результат меньше
28 ударов за 30 с считается низким.
(Методики психодиагностики
в спорте: Учебн. пособ. для студентов пед.
ин-тов. Марищук, Л. В. Ю. М. Блудов, 2-е изд,
доп и испр. – М.: Просвещение, 1990. – С-203).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Достоверность
различий между сопоставляемыми
величинами оценивалась при помощи
сравнения их средних и ошибок выборочных
средних величин по формуле:
Общая психологическая
подготовка лыжников
Проба Ромберга:
4,53 – 3,26 = 1,27
0,242+0,192 = 0,05+0,036, находим
корень = 0,29
1,27/ 0,29 = 4,37
Скорость бросков
баскетбольного мяча в стену за 30 сек:
34,13 – 29,33 = 4,8
0,532+0,592 = 0,2+0,3 = 0,5,
находим корень = 0,7
4,8/ 0,7 = 6,85
Критическое значение t-распределения
v P
0,95 0,99 0,999
28 2,05 2,76 3,67
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников