Общая психологическая подготовка лыжников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Работа содержит 1 файл

курс по лыжам.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

При изучении способности  поддерживать равновесие тела использовалась проба Ромберга. При изучении быстроты в действиях использовалась методика, основанная на оценке скорости бросков баскетбольного мяча в стену. 

2. Выборку испытуемых  составили 30 спортсменов-лыжников  в возрасте 16 лет, различного спортивного  стажа, одного тренера. Первую  выборку в 15 человек укомплектовали спортсмены-разрядники, занимающиеся три года лыжным спортом, вторую, также 15 человек – начинающие лыжники, первый год пришедшие в спортивную школу. Исследование проводилось на лыже-ролерной трассе города Минска групповым методом на грани сильной усталости после тяжелой тренировки. 

3. Способность  поддерживать равновесие в пробе  Ромберга на грани сильной  усталости после тяжелого тренировочного  поединка на 38,95% оказалась выше  у спортсменов разрядников, имеющих  спортивный стаж три года: средний  результат равен 4,53±0,19 баллов в сравнении с 3,26±0,24 баллами начинающих лыжников. В быстроте в действиях лыжники с трехлетним стажем показали результат на 13,36% выше, чем начинающие спортсмены (29,33±0,59 бросков за 30 секунд), набрав среднее значение по выборке в 34,13±0,53 бросков за 30 секунд. 

Полученные результаты мы связали с влиянием учебной  деятельности и соревновательных поединков  на развитие вышеисследуемых психомоторных  процессов и эмоциональной устойчивости, так как даже самые способные  новички уступили в измеряемых значениях самым неперспективным разрядникам. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Анализ проблемы по данным литературы показал, что психическая  подготовка является основной в овладении  технико-тактическим мастерством. В  настоящее время принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа – этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к соревнованиям. Оба этих этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. 

Общая психологическая  подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: она  должна стимулировать развитие психических  процессов, способствующих успешному  выполнению боксерских задач. 

Сущность психологической  подготовки спортсмена сводится к направлению его сознания и действий на решение тренировочных и соревновательных задач. 

Итогом психологической  подготовки лыжника должно явиться  состояние психической готовности, которое находит свое выражение  в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях. 

Проведенное исследование показало, что способность поддерживать равновесие в пробе Ромберга и  быстрота в действиях на грани  сильной усталости после тяжелой  тренировки оказались выше у спортсменов разрядников, а начинающие спортсмены им существенно уступили. 

К тому же выполнение тестов на грани сильного утомления  указывает и на более развитую эмоциональную выносливость опытных  лыжников. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ 

Тренер должен способствовать постановке и коррекции  соревновательных целей спортсмена, формированию специфичных мотивов, побуждающих стремиться к успеху именно в лыжном спорте, учитывая при  этом индивидуально-психологические  особенности каждого ученика. Причем, задача тренера заключаться не только в помощи спортсмену в психологической подготовке, но и в создании субъект-субъектных ситуаций психического развития, которые могут возникнуть в предсоревновательных, соревновательных и постсоревновательных условиях. 

Применение приемов  и средств психологической подготовки должно выработать у спортсмена стремление к активному самоусовершенствованию, к самовоспитанию воли, развить психические  качества, научит его сознательно  управлять своими состояниями в  экстремальных условиях соревнований и тренировок, сделает его (с субъективных позиций) сторонником или противником используемых средств подготовки. 

При психологической  подготовке лыжника на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития. 

Тренер должен способствовать развитию положительных интересов путем правильного планирования учебно-тренировочного процесса, соблюдения педагогических принципов обучения, формирования стремлений к самостоятельной тренировке, к творческому мышлению, обсуждением итогов соревнований, интересом к жизни спортсмена, помощью в учебе, трудовой деятельности, налаживанием хороших взаимоотношений с товарищами по команде и т. п. 

Воспитание личности через спорт сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и лыжника на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи. 

Тренер обязан поощрять самовоспитание воли спортсменов, оценивать результаты их работы над  собой, привлекать к обсуждению проблем  самовоспитания весь коллектив, знакомить с литературой по вопросам волевого воспитания и т. д. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Алябьев А.Н., Марищук  В.Л., Цыган В.Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте. Спб.: ВМедА, 2001.- 128с. 

Ванек М., Гашек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 112 c. 

Верхошанский  Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура  и спорт, 1988. — 326 с. 

Годик, М.А. Спортивная метрология: Учеб. пособие для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1988. – 192 с. 

Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: Физкультура  и спорт, 1986. –186 с. 

Гордон С.М., Ямпольский Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена: Метод. разраб. для слушат. ВШТ и факульт. усовершенств. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. -24 с. 

Гордон С.М., Ильин  А.Б. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов  различных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых и спортивных единоборств). - М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 1999. – 39 с. 

Дихтяренко В. Ф. Оптимизация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных  боксеров: Автореф. дис ... канд. пед. наук. — Л., 1982.—123 c. 

Захаров А.Д. Психологическая  подготовка лыжников – М., «Физкультура и спорт», 1971.-104с. 

Келлер В. С., Платонов В. Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. — Львов, 1993. — 270 с. 

Лыжный спорт и методика преподавания. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. Общий курс. — М., 1987. 

Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры/Под общ. ред. М. А. Аграновского. — М.: ФиС, 1980. 

Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры/Под ред. Е. И. Кудрявцева и др. — М.: ФиС, 1983. 

Манжосов В. Н., Огольцов И. Г., Смирнов Г. А. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов. —  М.: Высшая школа, 1979. 

Манжосов В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков. — М.: ФиС, 1986. 

Методики психодиагностики в спорте: Учебн. пособ. для студентов  пед. ин-тов. Марищук, Л. В. Ю. М. Блудов, 2-е  изд, доп и испр. – М.: Просвещение, 1990. – С-195 

Некрасов В. П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер  Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 154 с. 

ПРИЛОЖЕНИЕ I 

Карта наблюдения за 30 спортсменами-боксерами в процессе учебно-тренировочных занятий, учебных  спаррингов и тестирования. 

ЧТО НАБЛЮДАЛОСЬ 
 

КАК ОЦЕНИВАЛОСЬ

Чувство положения  тела на грани утомления   

Открытое педагогическое наблюдение

Быстрота движений на грани утомления  

Стремление к  победе  

Ловкость на грани утомления  

Чувство удара   

Боевое мышление на грани утомления  

Быстрота реакции  на грани утомления  

Отношение к  тестам и желание показать лучший результаты   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

1. ТЕСТ. ИЗМЕРЕНИЕ  СПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ РАВНОВЕСИЕ  ТЕЛА 

Суть пробы  Ромберга, заключается в том, чтобы, поставив ступни на одной линии (носок правой возле пятки левой ноги), стоять удерживая равновесие. Мы рекомендуем следующую модификацию данной пробы: 

— простоять  в позе руки по швам 15 с — оценка «2» (или «1», если не устоял); 

— вытянуть руки вперед, простоять еще 15 с — оценка «3»; 

— закрыть глаза (опустить повязку) и простоять в  данной позе еще 15 с — оценка «4»; 

— поднять голову с закрытыми глазами вверх  и простоять еще 15 с в той  же позе — оценка «5». 

Применение такой  пробы особенно информативно до и после физической или эмоциональной нагрузки. 

(Методики психодиагностики  в спорте: Учебн. пособ. для  студентов пед. ин-тов. Марищук,  Л. В. Ю. М. Блудов, 2-е изд,  доп и испр. – М.: Просвещение, 1990. – С-195). 

2. ТЕСТ. ИЗМЕРЕНИЕ  БЫСТРОТЫ В ДЕЙСТВИЯХ 

Удары баскетбольным  мячом в стену. Выполнить как  можно быстрее удары баскетбольным  мячом в стену ведущей рукой (ловим отлетевший от стены мяч  двумя) за 30 секунд, стоя в 2 м от стены. 

Результат меньше 28 ударов за 30 с считается низким. 

(Методики психодиагностики в спорте: Учебн. пособ. для студентов пед. ин-тов. Марищук, Л. В. Ю. М. Блудов, 2-е изд, доп и испр. – М.: Просвещение, 1990. – С-203). 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Достоверность различий между сопоставляемыми  величинами оценивалась при помощи сравнения их средних и ошибок выборочных средних величин по формуле: 

Общая психологическая  подготовка лыжников 

Проба Ромберга: 

4,53 – 3,26 = 1,27 

0,242+0,192 = 0,05+0,036, находим  корень = 0,29 

1,27/ 0,29 = 4,37 

Скорость бросков  баскетбольного мяча в стену за 30 сек: 

34,13 – 29,33 = 4,8 

0,532+0,592 = 0,2+0,3 = 0,5, находим корень = 0,7 

4,8/ 0,7 = 6,85 

Критическое значение t-распределения

v  P 

      0,95  0,99  0,999

28  2,05  2,76  3,67 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников