Общая психологическая подготовка лыжников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Работа содержит 1 файл

курс по лыжам.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

   

Курсовая работа: Общая психологическая подготовка лыжников

Название: Общая  психологическая подготовка лыжников

Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту

Тип: курсовая работа Добавлен 19:40:21 04 апреля 2011 Похожие работы

Просмотров: 205 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

Размещено на http://www.allbest.ru/ 

Реферат 

Тема «Общая психологическая подготовка лыжников» 

Ключевые слова: лыжный спорт, лыжники-гонщики, быстрота в действиях, особенности личности спортсмена, психологическая подготовка, Ромберга проба, спортсмены-разрядники, психологическая готовность, эмоциональная устойчивость, 

Приводятся основные используемые в работе понятия (слова  и словосочетания) в алфавитном порядке. 

Актуальность  темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, уровень развития психомоторных процессов, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником. 

Актуальность  темы обосновывается с позиции общественных потребностей в решении данной психологической  проблемы, тенденции развития науки, а также запросами практики. 

Как в науке  определяется сущность изучаемого процесса или явления? 

Неуклонный и  значительный рост спортивных достижений, рекордов характерный для мирового спорта, показывает недостаточность  трех видов подготовки (физической, технической, тактической) [17, стран. 116]. Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной [4, стран. 108]. Даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции. [12, стран. 42]. 

Существенную  роль в обеспечении психической  готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических  особенностей, таких как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности. [5, стран. 97]. 

Объект исследования: 30 спортсменов-лыжников в возрасте 16 лет, различного спортивного стажа, одного тренера. Первую выборку в 15 человек укомплектовали спортсмены-разрядники, занимающиеся три года лыжным спортом, вторую, также 15 человек – начинающие лыжники, первый год пришедшие в спортивный комплекс. 

Описание конкретного  контингента испытуемых, психического явления, процесса, состояния, свойства личности спортсмена, тренера, учащегося, учителя и т. п. 

Предмет исследования: уровень психологической подготовки лыжников с различным стажем тренировки на примере психомоторных процессов, уровень эмоциональной устойчивости спортсменов. 

Описание тех  или иных сторон, свойств, характеристик  объекта, которые исследуются в  курсовой работе. 

Цель исследования: изучить уровень психологической  подготовки лыжников с различным  стажем тренировки на примере психомоторных  процессов, проявление этих процессов  на грани сильного утомления, что  также отражает уровень эмоциональной  устойчивости спортсменов. 

Описание предполагаемой деятельности для достижения результата в процессе исследования (что предстоит?), которое должно быть обусловлено  темой курсовой работы (при формулировке цели следует использовать такие  термины, как «изучение», «разработка», «апробация», «проверка», «создание», «формирование» и т. д.). 

Гипотеза исследования: выдвигаем предположение, что способность  поддержания равновесия тела в пространстве и быстрота движений на грани сильного утомления после тяжелых тренировочных  нагрузок (показатель развития психомоторных процессов и эмоциональной устойчивости) воспитываются спортсменами в течение учебно-тренировочного периода, у более опытных спортсменов с большим стажем тренировки данные психомоторные процессы должны оказаться более развитыми, чем у новичков. 

Предположение о возможном состоянии предмета исследования, истинность которого проверяется  в курсовой работе. 

Задачи исследования: 

1. Описать сущность  психологической подготовки спортсменов. 

2. Раскрыть наиболее  важные особенности общей психологической подготовки, характерной для лыжников. 

3. Исследовать  уровень психологической подготовки  лыжников с различным стажем  тренировки на примере психомоторных  процессов и уровеня их эмоциональной  устойчивости. 

4. Проанализировать  результаты исследования. 

Конкретизация предполагаемых действий для достижения поставленной цели исследования (что  надо сделать?) направленная на выявление  сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления, его характеристику, обоснование основных путей решения проблемы (при формулировке задач следует использовать такие термины, как «изучить», «охарактеризовать», «описать», «сравнить», «разработать» и т. п.). 

Методы исследования: 

теоретический анализ и обобщение литературных источников; 

психолого-педагогическое наблюдение; 

тестирование  по методикам: проба Ромберга и оценка быстроты в действиях; 

эксперимент; 

методы опроса: анкетирование, беседа; анализ продуктов  деятельности; 

математико-статистическая обработка данных. 

ГЛАВА 1 Теоретический  анализ проблемы общей психологической подготовки лыжников 

1.1 Проблемы изучения  психологической подготовки 

Психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности [6, с. 16]. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта [11, стран. 105]. Естественно, и до этого в учебно - тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки [1, с. 55]. 

В отечественной  психологии спорта разработаны научно-обоснованные рекомендации, касающиеся различных аспектов психологической подготовки спортсменов (А.В. Родионов, Б.А. Вяткин) и разработаны приемы психопрофилактичнских и психокоррекционных воздействий (В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, А.Б. Алексеев). 

Анализ литературы показал, что эта проблема психологической подготовки исследовалась А.Ц. Пуни, А.А. Лалаяном, Б.А. Вяткиным, В.В. Медведевым, В.Г. Черным, С.В. Калмыковым и др. В этих работах были выявлены такие элементы психологической подготовки к соревнованию как мотивация деятельности, регуляция стресса, адекватная психодиагностика, регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях, специфика подготовки в лыжном спорте. 

Тем не менее, наметился  ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта и реализацию научных достижений в сфере психологической подготовки спортсменов. 

Необходимо проведение дальнейших исследований в области  психологической подготовки боксеров с акцентуацией внимания на подготовку начинающих боксеров, учащихся спортивных комплексов, ДЮСШ, СДЮШОР – эти учащиеся и есть будущее нашего белорусского бокса. 

1.2 Общее представление  о психологической подготовке 

Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью  формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. 

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели[6, c.12]. 

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки  на соревновательную деятельность и  на создание условий для адаптации  к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена. 

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое  состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). 

Принято выделять общую психическую подготовку и  психическую подготовку к конкретному  соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным  приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. 

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей. 

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая  подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса[7,11,15,17]. 

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий  представляет собой один из вариантов  управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий  самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции. 

Управление на первых этапах, до периода непосредственной пред-соревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на: 

Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников