Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
На исход соревнования
большое влияние оказывает
Развивают чувство
пульса, контролируя пульс в процессе
тренировки. Сравнивая его частоту
(спортсмен останавливается и
подсчитывает пульс за 10 сек.), субъективное
ощущение скорости и нагрузки, можно
регулировать скорость передвижения.
Практика показала, что это неплохой и
объективный способ контроля за самочувствием
и получаемой нагрузкой. Однако этот способ
применим лишь в летних условиях подготовки.
В зимних условиях хорошо зарекомендовала
себя методика контроля за пульсом с помощью
портативных передающих устройств. Они
легки и удобны, не мешают движениям спортсмена
и позволяют контролировать скорость
передвижения при различных пульсовых
режимах от 90 до 200 уд/мин с достаточно
большой точностью (отклонение 3—5 уд/мин).
В плане общей
психологической подготовки спортсмена
к соревнованиям следует учесть
развитие его специализированных интеллектуальных
качеств.
На соревнованиях
лыжники демонстрируют не только
свои физические возможности, техническое
и тактическое мастерство, но и в неменьшей
степени ум и интеллект, поэтому у них
необходимо развивать аналитико-синтетические
качества и критичность ума, наблюдательность,
творческое воображение, глубину, устойчивость
и гибкость мышления. Для этого на тренировках
следует создавать условия для проявления
и развития их качеств, например тренироваться
на сложном рельефе, требующем быстроты
реакции, принятия решений, умения мыслить.
Большую роль здесь должны сыграть тренировки
игрового характера, эстафетные гонки
и т.п
Общая психологическая
подготовка лыжниковОбщая психологическая
подготовка лыжниковАдаптация к
соревновательной обстановке. В период
подготовки к соревнованию и во время
его проведения на спортсмена действуют
различные неблагоприятные факторы,
мешающие ему и отвлекающие его от борьбы:
обстановка, присутствие зрителей и вызываемые
ими реплики, информация и т. п. Чтобы ликвидировать
или уменьшить их влияние, у спортсменов
необходимо развивать адаптацию к мим.
Для этого на тренировках следует воспитывать
сосредоточенность и умение распределять
внимание.
Нужно научить
спортсменов при любой скорости
увидеть окружающее, принимать решения
при неожиданных препятствиях (которые
можно создавать и
Усложнением обстановки
и (вводом элементов «соревнования
воспитываются выдержка и самообладание,
умение быстро овладевать собой, трезво
оценивать ситуацию, принимать решения
для достижения цели.
Все большее
значение в лыжном спорте приобретают
вопросы сохранения нервно-психической
свежести к моменту соревнования, которая
может быть достигнута следующим:
1. Воспитанием
адаптации к соревновательной
обстановке.
Этот вопрос
можно решать, во-первых, проводя
соревнования, участие в которых
и приобретенный опыт благоприятно
действуют на психику спортсмена (конечно,
в разумных пределах, при достаточной
готовности к ним и т. п.), во-вторых— введением
элементов соревнования в тренировки,
т.е. проводя контрольные прикидки, групповые
занятия в скоростных тренировках, эстафеты,
игры, приглашая зрителей на тренировки
и т. п.
2. Снижением
нагрузки накануне
Беседы с ведущими
спортсменами и опытными тренерами
показывают, что снизить нагрузку
целесообразно за 1-2 недели до соревнований,
а проводить скоростные тренировки
в последние 3—4 дня до соревнования.
Следует учитывать
психическое состояние
3. Овладением
приемами саморегуляции
К специальным
«приемам саморегуляции состояния лыжника-гонщик
а можно отнести:
а) воспитание самоконтроля
за внешними проявлениями эмоциональной
напряженности, возбуждения или
угнетения (выражением лица, тонусом
мышц и т. п.). В случае закрепощенности
или угнетения следует
б) овладение
приемами словесного самовнушения, выбор
которых зависит от ряда факторов,
и прежде всего от особенностей характера
и личности спортсмена. Самовнушение,
необходимое для сохранения нервно-психической
свежести к соревнованиям, должно способствовать
борьбе с навязчивыми мыслями, ликвидации
(психологических барьеров накануне соревнований.
В случае поражения
или неиспользования всех сил
в соревновании словесные самовнушения
содействуют быстрому переключению,
восстановлению активности и желания
спортсмена тренироваться и участвовать
в соревнованиях;
в) развитие умения
различными способами отвлекаться
и отключаться от неблагоприятных
влияний среды, обстановки и т. п.
Очень часто
разговоры накануне ответственных
соревнований создают атмосферу нервозности,
беспокойства. Спортсмен, сам того не замечая,
невольно расходует нервную энергию, поэтому
нужно подбирать темы для разговоров,
не имеющие отношения к соревнованию.
В день соревнований
не нужно пренебрегать разминкой, так
как во время ее проведения можно успокоиться
и хорошо подготовить организм к выступлению.
Лучше разминаться в лесу, вдали от соревновательной
обстановки.
Отвлечься от соревнований
помогут хорошая книга, просмотр
кинофильма или спектакля, подготовка
инвентаря или занятие каким-либо интересным
делом;
г) овладение
приемами аутогенной тренировки и использование
ее в практической деятельности лыжника-гонщика,
что должно иметь прежде всего
профилактическое и психогигиеническое
значение.
В сочетании
с разминкой аутогенная тренировка
способствует непосредственной подготовке
спортсмена к соревнованиям[9,c.83-88]
Выводы по первой
главе
Таким образом,
проведенный теоретический
1. Общая психологическая
подготовка в спортивной
Психологическая
подготовка способствует максимальному
использованию потенциальных
В настоящее
время принято делить психологическую
подготовку спортсмена на два этапа
— этап общей психологической
подготовки и психологическую подготовку
к соревнованиям. Оба этапа взаимосвязаны,
вместе с тем каждый из них имеет
свои особенности, которые необходимо
учитывать в методике спортивной тренировки.
Общая психологическая
подготовка направлена на формирование
необходимых свойств личности: мировоззрения,
разнообразия интересов, волевых черт
характера; должна стимулировать развитие
психических процессов, способствующих
успешному выполнению спортивных задач:
ощущений, восприятий и т. д.
2. Лыжные гонки
как вид спорта предъявляет
исключительно высокие
Психологическая
подготовка лыжника должна соответствовать
особенностям лыжного спорта. Это, в
конечном счете, приведет к достижению
стабильных и надежных результатов выступлений
спортсменов.
В психологической
подготовке находит отчетливое отражение
принцип взаимосвязи трех групп
психических явлений –
1. каждый психический
процесс имеет свою структурную единицу:
восприятие – образ; представление и воображение
– вторичный образ; мышление – понятие;
эмоции и чувства – переживание; воля
– волевое усилие.
2. структурные
единицы всегда связываются в
цепочку, образуя психическое состояние.
3. развитие свойств
личности. В процессе воспитания
и самовоспитания происходит
изменение процессов,
Результаты психологической
подготовки особенно сказываются во время
соревнований, которые являются ответственным
испытанием для лыжника, подведением итогов
и в то же время служат средством дальнейшего
совершенствования мастерства.
Выводы формулируются
исходя из решения первой и второй
задач исследования
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
выявления различия
в тестовых значениях двух групп
по составляющим психомоторных процессов
и уровня их эмоциональной устойчивости
2.1 Методы исследования
Для решения
поставленных задач использовались
следующие методы:
- теоретический
анализ и обобщение
- психолого-педагогическое
наблюдение;
- тестирование
по методикам: проба Ромберга
и оценка быстроты в действиях;
- методы опроса:
анкетирование, беседа*;
- анализ продуктов
деятельности*;
- математико-статистическая
обработка данных.
Теоретический
анализ и обобщение 17 литературных
источников, отражающих проблему в
психологической, литературе по лыжному
спорту, теоретико-методической, физиологической
литературе, позволил дать теоретическое
обоснование выдвинутых положений и помог
в объяснении результатов экспериментальных
исследований.
Изучались следующие
аспекты проблемы: описывалась общая
физическая подготовка спортсменов-лыжников
и раскрывались наиболее важные психические
процессы, характерных для лыжников и
воспитываемые в ходе тренировки.
Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние
изученности интересующего вопроса, определить методологическую основу
исследования, установить предположения, направленные на решение постав
ленной проблемы,
по требованиям укомплектовать выборки,
дать соответствующие инструкции и
провести необходимые измерения.
Наблюдение является
одним из наиболее часто используемых
в психологии исследовательских
методов. Может применяться самостоятельно,
но обычно включается в состав других
методов исследования, таких, как беседа,
анализ продуктов деятельности, различных
типов эксперимента и т. д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта, что предполагает наличие плана наблюдения и
критериев оценки.
Этот метод позволяет
Данные наблюдения
сопоставлялись с результатами тестовых
методик, беседы и анализа продуктов деятельности
(указать методы). Наблюдение проводилось
в процессе тестирования и учебно-тренировочных
поединков (указать действие).
Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников