Общая психологическая подготовка лыжников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Работа содержит 1 файл

курс по лыжам.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

На исход соревнования большое влияние оказывает правильное распределение сил на дистанции, однако эмоции в соревнованиях бывают настолько сильны, что необходимо наличие развитого чувства контроля за своим самочувствием в сложных условиях борьбы, чтобы не отступить от заранее намеченного плана. В таких случаях приобретает значение степень развития чувства пульса у спортсменов[1,c.59]. 

Развивают чувство  пульса, контролируя пульс в процессе тренировки. Сравнивая его частоту (спортсмен останавливается и  подсчитывает пульс за 10 сек.), субъективное ощущение скорости и нагрузки, можно регулировать скорость передвижения. Практика показала, что это неплохой и объективный способ контроля за самочувствием и получаемой нагрузкой. Однако этот способ применим лишь в летних условиях подготовки. В зимних условиях хорошо зарекомендовала себя методика контроля за пульсом с помощью портативных передающих устройств. Они легки и удобны, не мешают движениям спортсмена и позволяют контролировать скорость передвижения при различных пульсовых режимах от 90 до 200 уд/мин с достаточно большой точностью (отклонение 3—5 уд/мин). 

В плане общей  психологической подготовки спортсмена к соревнованиям следует учесть развитие его специализированных интеллектуальных качеств. 

На соревнованиях  лыжники демонстрируют не только свои физические возможности, техническое и тактическое мастерство, но и в неменьшей степени ум и интеллект, поэтому у них необходимо развивать аналитико-синтетические качества и критичность ума, наблюдательность, творческое воображение, глубину, устойчивость и гибкость мышления. Для этого на тренировках следует создавать условия для проявления и развития их качеств, например тренироваться на сложном рельефе, требующем быстроты реакции, принятия решений, умения мыслить. Большую роль здесь должны сыграть тренировки игрового характера, эстафетные гонки и т.п 

Общая психологическая  подготовка лыжниковОбщая психологическая  подготовка лыжниковАдаптация к  соревновательной обстановке. В период подготовки к соревнованию и во время  его проведения на спортсмена действуют  различные неблагоприятные факторы, мешающие ему и отвлекающие его от борьбы: обстановка, присутствие зрителей и вызываемые ими реплики, информация и т. п. Чтобы ликвидировать или уменьшить их влияние, у спортсменов необходимо развивать адаптацию к мим. Для этого на тренировках следует воспитывать сосредоточенность и умение распределять внимание. 

Нужно научить  спортсменов при любой скорости увидеть окружающее, принимать решения  при неожиданных препятствиях (которые  можно создавать и искусственно), например переставив контрольные флажки и т. д. 

Усложнением обстановки и (вводом элементов «соревнования  воспитываются выдержка и самообладание, умение быстро овладевать собой, трезво оценивать ситуацию, принимать решения  для достижения цели. 

Все большее  значение в лыжном спорте приобретают вопросы сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнования, которая может быть достигнута следующим: 

1. Воспитанием  адаптации к соревновательной  обстановке. 

Этот вопрос можно решать, во-первых, проводя  соревнования, участие в которых  и приобретенный опыт благоприятно действуют на психику спортсмена (конечно, в разумных пределах, при достаточной готовности к ним и т. п.), во-вторых— введением элементов соревнования в тренировки, т.е. проводя контрольные прикидки, групповые занятия в скоростных тренировках, эстафеты, игры, приглашая зрителей на тренировки и т. п. 

2. Снижением  нагрузки накануне соревнований. 

Беседы с ведущими спортсменами и опытными тренерами  показывают, что снизить нагрузку целесообразно за 1-2 недели до соревнований, а проводить скоростные тренировки в последние 3—4 дня до соревнования. 

Следует учитывать  психическое состояние спортсмена накануне выступлений. Если спортсмен  возбужден уже за 1—2 недели до соревнований, необходимо снять возбуждение, проводя  продолжительные тренировки равномерного характера. Накануне соревнований скоростные возможности спортсменов можно усилить и восстановить. В случае апатии, вялости накануне соревнования рекомендуется провести ряд интегративных тренировок. Характер предстартовых психических состояний у спортсменов различен, и для каждого нужны индивидуальные тренировочные нагрузки, позволяющие сохранить нервно-психическую свежесть. 

3. Овладением  приемами саморегуляции неблагоприятных  предстартовых состояний. 

К специальным  «приемам саморегуляции состояния лыжника-гонщик а можно отнести: 

а) воспитание самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной  напряженности, возбуждения или  угнетения (выражением лица, тонусом  мышц и т. п.). В случае закрепощенности  или угнетения следует расслабиться, усилить или успокоить дыхание; 

б) овладение  приемами словесного самовнушения, выбор  которых зависит от ряда факторов, и прежде всего от особенностей характера  и личности спортсмена. Самовнушение, необходимое для сохранения нервно-психической  свежести к соревнованиям, должно способствовать борьбе с навязчивыми мыслями, ликвидации (психологических барьеров накануне соревнований. 

В случае поражения  или неиспользования всех сил  в соревновании словесные самовнушения содействуют быстрому переключению, восстановлению активности и желания спортсмена тренироваться и участвовать в соревнованиях; 

в) развитие умения различными способами отвлекаться  и отключаться от неблагоприятных  влияний среды, обстановки и т. п. 

Очень часто  разговоры накануне ответственных  соревнований создают атмосферу нервозности, беспокойства. Спортсмен, сам того не замечая, невольно расходует нервную энергию, поэтому нужно подбирать темы для разговоров, не имеющие отношения к соревнованию. 

В день соревнований не нужно пренебрегать разминкой, так как во время ее проведения можно успокоиться и хорошо подготовить организм к выступлению. Лучше разминаться в лесу, вдали от соревновательной обстановки. 

Отвлечься от соревнований помогут хорошая книга, просмотр кинофильма или спектакля, подготовка инвентаря или занятие каким-либо интересным делом; 

г) овладение  приемами аутогенной тренировки и использование  ее в практической деятельности лыжника-гонщика, что должно иметь прежде всего  профилактическое и психогигиеническое значение. 

В сочетании  с разминкой аутогенная тренировка способствует непосредственной подготовке спортсмена к соревнованиям[9,c.83-88] 

Выводы по первой главе 

Таким образом, проведенный теоретический анализ литературы показал: 

1. Общая психологическая  подготовка в спортивной деятельности показывает не только крайнее многообразие уровня развития психических функций и состояний, играющих важную роль в достижении спортсменом наивысш его результата, но и наличие специфических особенностей проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике спортсмена разными видами спорта. 

Психологическая подготовка способствует максимальному  использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности  и надежности его соревновательной деятельности. 

В настоящее  время принято делить психологическую  подготовку спортсмена на два этапа  — этап общей психологической  подготовки и психологическую подготовку к соревнованиям. Оба этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый из них имеет  свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. 

Общая психологическая  подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению спортивных задач: ощущений, восприятий и т. д. 

2. Лыжные гонки  как вид спорта предъявляет  исключительно высокие требования  к психике спортсмена. Значительно  легче достичь определенного  уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим. 

Психологическая подготовка лыжника должна соответствовать  особенностям лыжного спорта. Это, в конечном счете, приведет к достижению стабильных и надежных результатов выступлений спортсменов. 

В психологической  подготовке находит отчетливое отражение  принцип взаимосвязи трех групп  психических явлений – процессов, состояний, свойств личности. 

1. каждый психический процесс имеет свою структурную единицу: восприятие – образ; представление и воображение – вторичный образ; мышление – понятие; эмоции и чувства – переживание; воля – волевое усилие. 

2. структурные  единицы всегда связываются в  цепочку, образуя психическое состояние. 

3. развитие свойств  личности. В процессе воспитания  и самовоспитания происходит  изменение процессов, состояний,  которые определяют развитие  только в том случае, если они  закрепляются. 

Результаты психологической  подготовки особенно сказываются во время соревнований, которые являются ответственным испытанием для лыжника, подведением итогов и в то же время служат средством дальнейшего совершенствования мастерства. 

Выводы формулируются  исходя из решения первой и второй задач исследования 

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ 

выявления различия в тестовых значениях двух групп  по составляющим психомоторных процессов  и уровня их эмоциональной устойчивости 

2.1 Методы исследования 

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы: 

- теоретический  анализ и обобщение литературных  источников; 

- психолого-педагогическое  наблюдение; 

- тестирование  по методикам: проба Ромберга  и оценка быстроты в действиях; 

- методы опроса: анкетирование, беседа*; 

- анализ продуктов  деятельности*; 

- математико-статистическая  обработка данных. 

Теоретический анализ и обобщение 17 литературных источников, отражающих проблему в  психологической, литературе по лыжному  спорту, теоретико-методической, физиологической  литературе, позволил дать теоретическое обоснование выдвинутых положений и помог в объяснении результатов экспериментальных исследований. 

Изучались следующие  аспекты проблемы: описывалась общая  физическая подготовка спортсменов-лыжников и раскрывались наиболее важные психические процессы, характерных для лыжников и воспитываемые в ходе тренировки. 

Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние

изученности интересующего  вопроса, определить методологическую основу

исследования, установить предположения, направленные на решение постав

ленной проблемы, по требованиям укомплектовать выборки, дать соответствующие инструкции и  провести необходимые измерения. 

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских  методов. Может применяться самостоятельно, но обычно включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, анализ продуктов деятельности, различных типов эксперимента и т. д. 

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта, что предполагает наличие плана наблюдения и

критериев оценки. Этот метод позволяет целенаправленно  воспринимать какое-либо явление без  вмешательства в течение его  развития. Карта наблюдения приведена  в приложении 1. 

Данные наблюдения сопоставлялись с результатами тестовых методик, беседы и анализа продуктов деятельности (указать методы). Наблюдение проводилось в процессе тестирования и учебно-тренировочных поединков (указать действие). 

Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников