Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
Наблюдения и
исследования показывают, что не все
спортсмены умеют владеть собой,
управлять своим поведением и
психикой накануне ответственных соревнований
и это отражается на результатах их
выступлений[9,c.35].
Многие, вероятно,
помнят разговоры, вызванные неудачными
выступлениями наших
Все это подтверждало
необходимость изучения влияния, оказываемого
психическим состоянием спортсмена
на результат его выступления на соревновании.
Изучить этот вопрос
было важно и с чисто познавательной
целью и для определения тех
объективных критериев, с помощью
которых можно было бы регулировать
психическое состояние
Для определения
зависимости результата выступления от
состояния психической готовности лыжника-гонщика
были проведены специальные исследования
в естественных условиях.
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ,
ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
Приняв старт,
лыжник вступает в активное взаимодействие
с внешней средой, которая беспрерывно
меняется в ходе гонки: подъемы чередуются
со спусками и равнинными участками. Внутреннее
состояние спортсмена также не остается
без изменений. Таким образом, в ходе соревнования
постоянно возникают препятствия различной
степени трудности. От того, как спортсмен
справится с ними зависит результат выступления.
Какие же трудности
характерны для лыжных гонок? Специальные
исследования в этой области были
проведены А. П. Поварницыным (1965). С
одной стороны, эти трудности обусловлены
спецификой лыжного спорта, с другой —
особенностями личности спортсмена. К
первой группе относятся следующие трудности:
постоянное и
неуклонно нарастающее
неблагоприятные
погодные условия: сильный мороз
или боковой ветер, метель, падающий
дождь и т.д;
неблагоприятные
условия скольжения
трудные трассы, возможность падения, ушибов,
учения травм,
поломки инвентаря и т. п.;
неожиданно возникающее
болезненное состояние.
Ко второй группе
относятся трудности, обусловлен индивидуально-психологическими
особенностями спортсмена:
боязнь падений, получения травм, ушибов, полом-
инвентаря, длины
дистанции, больших физических
психических напряжений,
проигрыша и т. п.;
навязчивые мысли, связанные с неуверенностью
своих силах, и
сомнения в качестве смазки, инвентаря
и т. п.;
смущение, вызванное
непривычной обстановкой, соперниками;
чрезмерное, но
необоснованное стремление спортсмена
выпирать гонку, вызывающее перевозбуждение;
болезненное отношение
к неудачам;
субъективные
переживания хода спортивной борьбы, тактических
действий соперников, информации о ходе
гонки.
Перечисленные
трудности могут вызвать как
у новичков, так и у лыжников
высокой квалификации накануне соревнования
или в ходе его неблагоприятные
внутренние состояния, различные по форме
и содержанию и возникающие, как правило,
непроизвольно, независимо от воли и желания
спортсмена.
Трудности в
ходе соревнований в той пли иной
степени влияют на сознание спортсмена
и па показанный им результат, причем
влияние их различное. Допустим, лыжник,
выступающий в личном соревновании, упал
на спуске, немного понервничал, потому
что потерял 10—30 сек., но потом успокоился
и пошел дальше. Если же он упал в эстафетной
гонке, особенно на первом этапе, при общем
старте и к тому же еще сломал лыжу, его
психические переживания сильнее, так
как в эстафете каждый отвечает не только
за себя, но и за товарищей по команде.
Особо нужно
выделить трудности, связанные с
необходимостью преодолевать постоянно
и неуклонно нарастающее
1.4 Особенности
общей психологической подготовки
лыжников к соревнованию
Основные задачи
общей психологической
воспитание стремления
постоянно улучшать спортивные результаты;
совершенствование
психических функций, специализированных
восприятий, свойств и качеств
личности, необходимых для достижения
успеха на соревнованиях;
адаптация к соревновательной обстановке.
Стремление улучшать
спортивные результаты — главный
побудительный мотив, «движущая
сила» спортсмена, определяющая и
направляющая деятельность лыжника
не только в условиях (соревнований, но
и в процессе подготовки к ним). Формированию
этого стремления способствует организация
деятельности лыжника-гоищика в процессе
подготовки к соревнованиям.
Как и всякая
человеческая деятельность, она должна
быть целенаправленной, плановой, систематичной.
Под целенаправленностью
деятельности лыжника-гонщика
Без систематических
занятий невозможны успех и улучшение
результатов от соревнования к соревнованию,
поэтому для повышения
Очень часто
стремлению спортсменов улучшить результаты
препятствуют многочисленные факторы
(постоянные и неожиданные неудачи, болезнь,
отсутствие интереса, стимула, физическая
и психическая усталость и т. п.). Все это
нарушает целенаправленность и плановость
занятий, делает их нерегулярными, приводит
к снижению результатов на соревнованиях,
поэтому особого внимания заслуживают
вопросы воспитания и формирования идейных,
политических и моральных качеств спортсменов.
Воспитание идейной
направленности, моральных черт личности,
чувства патриотизма, долга, ответственности
и спортивной чести, формируя личность
спортсмена как члена нашего общества,
одновременно способствует воспитанию
специальных качеств, необходимых спортсмену
в условиях тренировок и соревнований
(дисциплинированности и организованности,
волевых, интеллектуальных качеств, убежденности,
способности к произвольному управлению
поведением в условиях соревнования и
т. п.).
Воспитание моральных
черт и качеств спортсмена достигается
в процессе длительной и повседневной
воспитательной работы.
Спортсмены находятся
в спортивном коллективе до десяти
и более лет, и от того, как поставлена
в нем воспитательная работа, зависит
общий успех и успех каждого спортсмена.
Совершенствование
психических функций, специализированных
восприятий, свойств и качеств
личности, необходимых для достижения
успеха на соревнованиях. Одной из главных
задач общей психологической подготовки
к соревнованиям является развитие волевых
качеств спортсменов.
Эта задача решается
приближением условий тренировочных
занятий к условиям деятельности
лыжника-гонщика на соревнованиях.
Тренировка на
местности с различным
Формированию
необходимых волевых качеств
лыжника-гонщика способствуют тренировки,
направленные на развитие физических
качеств: выносливости, скоростной выносливости,
быстроты, силы. Так, продолжительные тренировки,
развивая выносливость, способствуют
также развитию ведущих волевых качеств
лыжника-гонщика— инициативности, настойчивости
и упорства[16,c.105].
Интенсивные тренировки
переменного и повторного характера,
повышая скоростные и силовые качества
спортсмена, воспитывают выдержку и самообладание,
способность вести борьбу с большим напряжением
физических и психических сил.
Развитию волевых
качеств способствуют групповые
методы тренировки. Группы должны подбираться
примерно равными по силам и быть небольшими
по количеству.
Групповые тренировки
в лыжном спорте необходимы не только
в силу специфики вида спорта (метель,
отсутствие лыжни и т. п.), они также
повышают эмоциональность тренировочных
занятий и способствуют формированию
у занимающихся отсутствующих волевых
качеств. Чувства долга, ответственности
перед товарищами формируют у спортсменов
инициативность, настойчивость и упорство,
выдержку и самообладание.
В лыжном спорте
большое значение имеют специализированные
восприятия: чувство времени, чувство
снега, чувство скорости, чувство лыж.
В последние
годы в связи с внедрением в
практику лыжного спорта метода управления
тренировочным процессом при
помощи специальных технических
устройств, позволяющих спортсменам
тренироваться при запрограммированном
пульсовом режиме (Н. А. Корягин, 1969), к специализированным
восприятиям лыжника-гонщика можно отнести
и чувство пульса.
Специализированные
восприятия следует разливать
Для развития чувства
времени субъективную оценку времени
прохождения участка следует
подкреплять на отдельных участках
дистанции истинным временем, зафиксированным
тренером по секундомеру. Изменяя длину
этих участков и скорость передвижения
и используя информацию о субъективной
оценке и истинном времени, спортсмен
овладевает чувством времени[9].
Чувство снега
лучше развивать на трассах с
различной лыжней: плотной и сыпучей,
разбитой, мягкой и покрытой льдом и т.
д. Следует тренироваться в любую погоду,
специально искать сложные трассы с неудобной
(широкой, разбитой и т. п.) лыжней.
Методика воспитания
чувства скорости имеет много
общего - с методикой воспитания
чувства времени. Однако в первом случае
следует больше внимания уделять воспитанию
у спортсменов правильной оценки скорости
передвижения с различной затратой энергии.
Здесь полезно применять передающие устройства
о работе сердца, дыхании и информацию
об истинном времени прохождения участка.
Спортсмен может 'Сравнить субъективное
ощущение скорости и нагрузки на организм.
Изменяя пульсовой режим тренировки и
проверяя истинное время прохождения
отрезков, спортсмен вырабатывает тонкую
дифференцировку чувства скорости в зависимости
от получаемой нагрузки. Аналогичный эксперимент
можно организовать и на трассах со сложным
и простым рельефом (подъемы и спуски).
Чувство лыж, как
это ни парадоксально, необходимо развивать
для того, чтобы не чувствовать
лыжи. Это чувство приходит с годами
в результате выработки тонких мышечных
ощущений. Развитию чувства лыж можно
способствовать, применяя в тренировочных
занятия утяжеленные лыжи со свинцом.
Обычно эти лыжи применяют в начале зимнего
сезона (в период вкатывания) для развития
выносливости, однако параллельно решается
задача развития чувства лыж. Управление
лыжами в сложных условиях, на трассах
с большим количеством поворотов также
способствует развитию чувства лыж.
Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников