Общая психологическая подготовка лыжников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Работа содержит 1 файл

курс по лыжам.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

- оптимизацию  условий тренировочной деятельности  по формированию навыков решения оперативных задач; 

- развитие волевых  и психических качеств, определяемых  способностями к решению этих  задач; 

- регуляцию психических  состояний, сопутствующих решению  этих задач. 

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную  деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния. 

В повседневном тренировочном процессе психическая  подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической  подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки[11 , c.68] 

О специальных  методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок. 

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта. 

Содержание психической  подготовки, ее построение, средства и  методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д. 

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. 

Построение психической  подготовки связано с использованием определенных принципов. 

Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа. 

Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим. 

Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались  в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной  подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект. 

Принцип согласованности  относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ)[3,c.65]. 

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам . 

В настоящее  время психологическая подготовка рассматривается двояко: 

- как особый  вид подготовки спортсмена (наряду  с физической, технической, тактической), система психолого-педагогических  воздействий, применяемых с целью  формирования и совершенствования  у спортсменов свойств личности  и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них; 

- обретение системного  качества психики, в котором  целеполагающим началом служит  познавательно-оценочное отношение  спортсмена ко всем видам проделанной работы (в том к числе физической, технической, тактической) с позиции их значимости для спортивного результата. [1, с. 18]. 

Психологическая подготовка способствует максимальному  использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности. Результативность и надежность соревновательной деятельности спортсмена определяется не только его разносторонней подготовленностью, но и готовностью к конкретному соревнованию [3, с. 81]. Готовность спортсмена следует понимать как высокий уровень развития функциональных систем организма, регуляторных функций психики, физических и двигательных качеств, обеспечивающих специфическую двигательную деятельность. [7, с. 19]. 

В настоящее время принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к соревнованиям. Оба этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. [8, с. 14]. 

Общая психологическая  подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: коммунистического  мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать  развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению боксерских задач: ощущений, восприятий и т. д. 

Психологическая подготовка лыжника к предстоящему бою диктуется следующими задачами: 

осознание своеобразия  спортивных задач предстоящего соревнования; 

изучение сильных  и слабых сторон противников и  подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей; 

формирование  твердой уверенности в своих  силах и возможностях для достижения победы; 

преодоление отрицательных  эмоций, вызванных предстоящим соревнованием, и создание состояния психологической готовности к соревнованию; приобретение готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и умение проявить их в условиях соревнования; 

умение максимально  расслабиться после соревнования и  вновь мобилизоваться к последующему соревнованию. [9, с. 70]. 

Следовательно, сущность психологической подготовки спортсмена сводится к направлению  его сознания и действий на решение  тренировочных и соревновательных задач. [10, с. 223]. 

Итогом психологической подготовки должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях. [6, с. 16] 

Проблемы психологической  подготовки, поглотив множество частных вопросов, стали ведущими как в научно-исследовательской, так и в научно-практической работе. 

Готовясь к  написанию курсовой работы и проанализировав  различные литературные источники  по психологической подготовке лыжников, мы можем говорить о том, что недостаточно изученной является особенность проявления состояния психической подготовки к соревнованиям и процесс ее формирования, диагностика состояния психической готовности к соревнованиям, факторов укрепляющих и нарушающих ее, непосредственная подготовка спортсменов к выполнению спортивного действия в ходе соревнований, психологическая подготовка к конкретному соревнованию, нервно-психические состояния у спортсменов, их профилактика и устранение. 

1.3 Значение психического  фактора в лыжных гонках 

психологическая подготовка эмоциональный лыжник 

Результат выступления  в лыжных гонках зависит от многих факторов: физического и психического состояния спортсмена к моменту  соревнования, технического мастерства, тактически правильного распределения сил на дистанции, смазки лыж и т. п. 

Конечно, решающим фактором в достижении высокого результата в лыжном спорте была, есть и, надо полагать, будет физическая готовность спортсмена, т. е. степень развития физических качеств, способностей, необходимых в специфических условиях его деятельности. Но сейчас высокий результат доступен многим спортсменам, выступающим в каком-либо одном соревновании, и, таким образом, решающий фактор (физическая готовность) еще не гарантирует победы в соревновании. Так, почти все лыжники на крупных соревнованиях показывают высокие результаты, а победителей (или призеров) всего несколько. Разница же между результатами сильнейших спортсменов достигает всего нескольких секунд или даже десятых долей секунды. 

Общая психологическая подготовка лыжниковРешающее значение приобретают техника, тактика, психика спортсмена, т. е. те его знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе всей спортивной тренировки. Именно они помогут спортсмену максимально использовать физические возможности в условиях соревнования. 

Какова же роль психического фактора в лыжных гонках? Какое влияние на результат выступления  оказывают психика спортсмена, его  психическая готовность к соревнованию? 

Прежде всего  следует определить понятия «психика» и «психическая готовность» спортсмена[1,9]. 

Под психикой понимают особое свойство, функцию мола, заключающуюся  в отражении объективной действительности. Объективная действительность отражается в мозгу человека в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, различных чувств, стремлений и т.д. 

Содержание психики  не только зависит от объективных  условий жизни, но и во многом определяется присущими данному человеку психическими свойствами: наблюдательностью, особенностью памяти и мышления, эмоциональностью, волевыми качествами, интересами и другими чертами личности. 

Будучи обусловлена  объективной действительностью, психика  играет важную роль в ориентации человека в окружающей среде, в его действиях  и поступках. Она формируется  на основе практики и в процессе деятельности, и поэтому действия человека и его поведение тем сознательнее, чем более они опосредованы познанием бытия, сущности предстоящей деятельности. Как и во всякой практической и сознательной деятельности, успех в спортивной деятельности, и в частности успех лыжника-гонщика в условиях соревновательной борьбы, во многом зависит от психики спортсмена, его сознания, ума, чувств и воли, способностей, интересов, стремлений, характера. Отсюда «психическая готовность» спортсмена — это готовность сознания, воли, всех психических качеств, которые обусловливают поведение спортсмена и способность управлять своими действиями в ходе соревнования. 

Так как лыжники  уже за несколько дней до соревнований могут испытывать эмоциональный  подъем или, наоборот, усталость, раздражительность и т. п., можно сделать заключение и о состоянии психической готовности того или иного спортсмена к соревнованию. Состояние психической готовности наиболее ярко проявляется у спортсменов на старте в виде различных форм стартовых состояний: стартовой апатии, боевой готовности, стартовой лихорадки (А. Ц. Пуни, О. Л. Черникова). 

Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников