Общая психологическая подготовка лыжников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Работа содержит 1 файл

курс по лыжам.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Тестирование - это метод получения информации с помощью стандартизированного испытания, т. е. теста. Существуют бланковые, манипуляционные, двигательные, проективные и другие тестовые методики. Большое распространение получили опросники (т. е. анкетные тесты), но надежность полученных с их помощью данных будет высокой только при большом количестве респондентов (25-30 и более человек). 

Для изучения способности  поддерживать равновесие тела использовалась методика: проба Ромберга 

Для изучения быстроты в действиях использовалась методика, основанная на оценке скорости бросков  баскетбольного мяча в стену. 

Для изучения 

использовалась  методика . 

Текст инструкции и описание заданий используемых тестов, бланки для ответов и описание алгоритма обработки полученных данных приведены в приложении 2. 

2.2 Организация  исследования 

Выборку испытуемых составили 30 спортсменов-лыжников в возрасте 16 лет, различного спортивного стажа, одного тренера. Первую выборку в 15 человек укомплектовали спортсмены-разрядники, занимающиеся три года лыжным спортом, вторую, также 15 человек – начинающие лыжники, первый год пришедшие в спортивную школу (кол-во человек, возраст, пол, статус и т. д.). 

Исследование  проводилось на лыже-ролерной трассе города Минска и состояло из нескольких этапов. 

На первом этапе  была выбрана тема исследования, сформулирована проблема, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, основные понятия, методологическое обоснование исследования, осуществлен подбор методов и методик исследования. 

На втором этапе  был проведен теоретико-библиографический  анализ

литературы, который позволил нам более углубленно изучить выбранную тему курсовой работы и определить методологическую основу исследования. 

На третьем  этапе было проведено исследование групповым методом на грани сильной  усталости после тяжелого тренировочного пробега. 

Умение контролировать положение своего тела по отношению  к противнику создает предпосылки  для успешного хода по дистанции. Как мы думаем, способность поддержания  равновесия тела в пространстве и  быстроты движений воспитываются спортсменами в течение учебно-тренировочного периода, у более опытных спортсменов с большим стажем тренировки данные психомоторные процессы должны оказаться более развитыми. 

Исследование  длилось один месяц и кроме  тестирования предусматривало проведение беседы с тренером и лыжниками, педагогическое наблюдение и изучение учебно-тренировочной документации. 

На четвертом  этапе полученные данные были обработаны с помощью

методов математической статистики, что позволило обработать результаты исследования и проанализировать их. 

На пятом этапе был подведен итог выполненным действиям, сформулировано заключение, практические рекомендации, а также завершено оформление курсовой работы в соответствии с требованиями к ней. 

Анализ продуктов  деятельности* предполагает получение  информации без непосредственного участия испытуемого в исследовании. В работе изучались (личные дела, дневники, учебные журналы, протоколы, мед. карты и т. п. для документального подтверждения сведений, полученных в процессе беседы и наблюдения. 

Математико-статистическая обработка данных. Результаты исследований обрабатывались и обобщались с помощью методов математической статистики, направленных на установление закономерности, определение различий или зависимости между признаками. 

В работе рассчитывались основные статистические характеристики: сумма, среднее значение, стандартное отклонение, стандартная ошибка средней арифметической. [25, стран. 80-154]. 

сумма 

Σ =х+х2+х3 +…х15 = N. 

среднее арифметическое значение: 

Общая психологическая  подготовка лыжников 

стандартное отклонение 

Общая психологическая  подготовка лыжников 

ошибка средней  арифметической 

Общая психологическая  подготовка лыжников, 

Достоверность различий между сопоставляемыми  величинами оценивалась при помощи сравнения их средних величин. 

по формуле: 

Общая психологическая  подготовка лыжников 

Взаимосвязь показателей  определялась на основе процентных отношений  двух тестов между двумя выборками. 

по формуле: 

1. среднее значение  выборки второразрядников теста  по способности поддерживать  равновесие тела х 100% / среднее значение выборки начинающих боксеров теста по способности поддерживать равновесие тела = %. 

2. среднее значение  выборки второразрядников теста  по оценке быстроты в действиях  х 100% / среднее значение выборки  начинающих боксеров теста по  оценке быстроты в действиях = %. 

Дополнительно использовалась статистическая обработка: использование таблицы MICROSOFT OFFICE EXEL для построения графика. 

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.1 (протоколы, тексты методик, промежуточные расчеты... оформляются в виде приложения). 

Таблица 2.1 Результаты измерений, полученные у начинающих лыжников

Код испытуемого   Разряд  Проба Ромберга, баллы  Скорость бросков баскетбольного мяча в стену за 30 сек, кол раз

1  -  2  26

2  -  3  25

3  -  4  29

4  -  3  31

5  -  2  28

6  -  4  30

7  -  2  27

8  -  4  31

9  -  4  30

10  -  3  32

11  -  4  30

12  -  4  29

13  -  2  30

14  -  5  34

15  -  3  28

Σ, сумма  49  440

X, среднее значение   3,266667  29,33333

Σ, стандартное  отклонение  0,96115  2,319688

m, ошибка выборочной  средней  0,24  0,59 

Таблица 2.2. Результаты измерений, полученные у лыжников-разрядников

Код испытуемого   Разряд  Проба Ромберга, баллы  Скорость бросков баскетбольного мяча в стену за 30 сек, кол раз

1  2  4  32

2  2  5  31

3  2  5  35

4  2  3  35

5  2  5  36

6  2  5  34

7  1  5  39

8  2  3  36

9  2  5  33

10  2  5  35

11  2  4  34

12  2  5  34

13  2  4  33

14  2  5  31

15  2  5  34

Σ, сумма  68  512

X, среднее значение   4,533333  34,13333

Σ, стандартное  отклонение  0,743223  2,065591

m, ошибка выборочной  средней  0,19  0,53 

Проанализируем  полученные результаты. 

Как видно из таблицы 2.1. и 2.2., способность поддерживать равновесие в пробе Ромберга на грани  сильной усталости после тяжелого тренировочного поединка на 38,95% оказалась выше у спортсменов разрядников, имеющих спортивный стаж три года. Они показали средний результат в 4,53±0,19 баллов в сравнении с 3,26±0,24 баллами начинающих лыжников. 

В процессе тренировки у спортсменов-разрядников развились  высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов, от степени проявления которых зависит срочность образования координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим. 

Быстрота в  действиях, выявленная с помощью  методики, основанной на оценке скорости бросков баскетбольного мяча в стену, оказала, что лыжники с трехлетним стажем показали результат на 13,36% выше, чем начинающие боксеры, набрав среднее значение по выборке в 34,13±0,53 бросков за 30 секунд. Начинающие спортсмены остановились на среднем значении выборки в 29,33±0,59 бросков за 30 секунд. Это довольно существенная разница в таком виде теста. 

К тому же выполнение тестов на грани сильного утомления  указывает и на более развитую эмоциональную выносливость опытных лыжников. 

Наблюдение за ходом лыжников показало, что даже менее успешные спортсмены с трехлетним стажем тренировок более уверенно чувствуют  себя на трассе, обладают более высокой  координацией движений, скоростью, ловкостью  по сравнению с наиболее способными новичками. Это указывает на то, что все вышеописанные исследуемые психомоторные процессы и эмоциональная устойчивость развиваются в процессе спортивной тренировки и соревнований. 

При проведении тестирования все испытуемые серьезно отнеслись к тестам и желали показать возможно лучший результат. 

На наш взгляд, это обусловлено тем, что генетические исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью, но на 12-40% быстрота развивается в процессе тренировочной деятельности, что мы и выявили. 

На рисунке 2.1. полученные результаты представлены в  форме (графика, диаграммы, гистограммы  и т. д.). 

Общая психологическая  подготовка лыжников 

Рисунок 2.1 Результаты тестирования по пробе Ромберга 

Общая психологическая подготовка лыжников 

Рисунок 2.2 Результаты скорости бросков баскетбольного мяча в стену за 30 сек, количество раз 

2.3 Математико-статистическая  обработка результатов 

Проверка полученных результатов на нормальность распределения  показала, что выборка боксеров-разрядников по среднему значению двух тестов существенно превзошла выборку начинающих боксеров; основываясь на значениях стандартного отклонения и стандартной ошибки средней арифметической двух тестов можно говорить о нормальности распределения выборок. 

Анализ достоверности  различий между двумя выборками  позволил утверждать: 

Проба Ромберга: n = (15+15) – 2 = 28. tst = 4,37 >P (0,999 = 3,67). Достоверность  различий – 999 (тысячных) %. 

Скорость бросков  баскетбольного мяча в стену за 30 сек: n = (15+15) – 2 = 28. tst = 6,85 >P (0,999 = 3,67). Достоверность различий – 999 (тысячных) % 

Корреляционный  анализ полученных данных выявил (в  единичных по времени измерениях не вычисляется). 

Статистическая  обработка с помощью математических методов позволила сравнить исследуемые значения двух выборок боксеров с различным стажем тренировки и описать полученные результаты. 

Выводы по второй главе 

Таким образом, проведенное экспериментальное  исследование показало: 

1. Для решения  поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; психолого-педагогическое наблюдение; тестирование по методикам: проба Ромберга и оценка быстроты в действиях; эксперимент; методы опроса: анкетирование, беседа; анализ продуктов деятельности; математико-статистическая обработка данных. 

Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние

изученности интересующего  вопроса, определить методологическую основу

исследования, установить предположения, направленные на решение постав

ленной проблемы, по требованиям укомплектовать выборки, дать соответствующие инструкции и  провести необходимые измерения. 

Информация о работе Общая психологическая подготовка лыжников