Общая характеристика медицинских групп по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Физкультура и спорт выполняют в обществе множество функций. В первую очередь – это наименее затратное и наиболее эффективное средство физического и морального оздоровления нации. Физкультура и любительский спорт развивают физические, эстетические и нравственные качества человеческой личности, способствуют профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации человека, сплочению семьи, организации досуга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Общая характеристика медицинских групп по физической культуре…3
Проведение занятий в основной группе....………………………...5
Проведение занятий в подготовительной группы………………...5
Проведение занятий в специальной группы…….………………...7
Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 30.64 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Общая характеристика медицинских групп по физической культуре…3
    1. Проведение занятий в основной группе....………………………...5
    2. Проведение занятий в подготовительной группы………………...5
    3. Проведение занятий в специальной группы…….………………...7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  использованной литературы…………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Физкультура и спорт выполняют в обществе множество функций. В первую очередь  – это наименее затратное и  наиболее эффективное средство физического  и морального оздоровления нации. Физкультура  и любительский спорт развивают  физические, эстетические и нравственные качества человеческой личности, способствуют профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации  и реабилитации человека, сплочению  семьи, организации досуга. Физкультурно-спортивные общественные движения сближают личные и общественные интересы, формируют  здоровый морально-психологический  и нравственный климат в различных  социально-демографических группах  населения, особенно в молодежной среде. Физкультура является частью общей  культуры человека и во многом определяет его поведение во время учебы, на производстве, в быту и в общении (В. С. Новиков, Р.А. Дмуховский. Факультет здоровья. 2004. – с. 8). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика медицинских  групп по физической культуре

        В целях дифференцированного  подхода к организации уроков  физической культуры все обучающиеся  общеобразовательных учреждений, в  зависимости от состояния здоровья  и индивидуальных особенностей  организма, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.

     Основная  медицинская группа объединяет хорошо физически развитых учащихся, без отклонений в состоянии здоровья.

     Подготовительная  медицинская группа: к этой группе относятся учащиеся, имеющие незначительные (преимущественно функционального характера) отклонения в состоянии здоровья и физического развития. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений. Во время занятий следует  более осторожно дозировать физические нагрузки и исключать противопоказанные движения. Освобождаются они лишь от тех упражнений, которые могут усугубить имеющиеся функциональные или органические нарушения, и от  высоких нагрузок. При улучшении состояния здоровья и физического развития учащиеся, занимающиеся в подготовительной группе, по разрешению врача могут быть переведены в основную группу.

     Специальную медицинскую группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии постоянного или временного характера. Занятия с ними проводят отдельно по специально разработанной программе преподаватели, имеющие соответствующую подготовку (В. С. Новиков, Р.А. Дмуховский. Факультет здоровья. 2004. – с. 23).

     Сравнительная характеристика медицинских групп  представлена в Табл. 1:

Группа Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная 1. Занятия по  учебным программам в полном  объеме 
2. Сдача норм ГТО 
3. Занятие в одной из спортивных секций школьного физкультурного коллектива или вне школы (ДЮСШ, ДСШ). 4. Участие в соревнованиях
Учащиеся без  отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с  незначительными отклонениями в  состоянии здоровья преимущественно  функционального характера, но с  достаточной физической подготовкой.
Подготовительная 1. Занятия по  учебным программам при условии  исключения некоторых видов физических  упражнений 
2. Сдача контрольных испытаний и норм ГТО - с особого разрешения врача.
Учащиеся, имеющие  незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без  существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная 1. Занятия по  особой программе или по отдельным  видам школьных программ со  сниженными нормативами. 
2. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры.
Учащиеся, имеющие  значительные отклонения в состоянии  здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной  учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий  физкультурой. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия  в учебных занятиях по физкультуре.
 

     Табл. 1. Сравнительная характеристика медицинских  групп 
 

    1. Проведение  занятий в основной группе

      Основная  медицинская группа формируется  из учащихся без отклонений в состоянии  здоровья и с хорошей физической подготовленностью. В качестве основного  учебного материала в данной группе используют обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу  контрольных нормативов физической подготовленности; рекомендуют занятия  в спортивных секциях (В. Н. Касаткина, Л. А. Шеплягина. Здоровье. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007. – с. 69). 

    1. Проведение  занятий в подготовительной группе

      В настоящее время около 10% и больше учащихся отнесено к подготовительной медицинской группе. Как правило, это дети, перенесшие различные заболевания (сердечно-сосудистые, легочные, инфекционные и другие заболевания, травмы). Следствием болезни является не только отклонение от нормы в состоянии здоровья, но и общее ослабление организма, ухудшение физического развития и низкая физическая подготовленность.

     У них наблюдается, как правило, более  или менее выраженная слабость мышц, понижение функции органов дыхания, а также сердечно-сосудистой и  нервной систем. Учитель или преподаватель  должен хорошо знать своих воспитанников, их функциональные возможности и  диагнозы. Следует знать и рекомендации врачей: что можно, а что и нельзя выполнять таким учащимся.

     Отмечая положительное влияние систематических  занятий физической культурой на больной организм, многие специалисты  физической культуры подтверждают важность занятий физическими упражнениями с учащимися подготовительной медицинской  группы. Однако эти занятия должны быть правильно организованы.

     Содержанием таких занятий может быть учебный  материал программы по физической культуре. Причем этот материал должен подбираться  индивидуально в соответствии с  функциональными возможностями  учащихся. Основным приемом при проведении занятий с этими учащимися  является соблюдение постепенности  в увеличении нагрузки, посильности  упражнений, соблюдение дидактических  принципов последовательности и  систематичности. Однако облегчение нагрузок не должно отражаться на технике движений.

     На  уроках физической культуры с учащимися  подготовительной медицинской группы следует сокращать количество повторений, освобождать их от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить  из облегченных исходных положений. В основной части урока учащимся надо давать индивидуальные задания, проводить  урок в медленном темпе. Наиболее сложные упражнения чередовать с  дыхательными, бег заменять ходьбой  в разном темпе, игры проводить без  быстрого передвижения.

     Они освобождаются от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, но отдельные упражнения программы для них учитель  может заменять другими, наиболее адекватными  их здоровью и физической подготовленности.

     Основным  показателем эффективности занятий  следует считать перевод после  года занятий детей из подготовительной группы в основную.

     Однако  к исключению упражнений и замене их другими, более легкими, а также  к освобождению этих учащихся от соревнований и т.п. следует относиться как  к временному этапу обучения детей  подготовительной медицинской группы. По мере улучшения их здоровья и  физической подготовленности методика физического воспитания должна приближаться к методике обучения здоровых детей. В противном случае такой метод  работы с ними может оказать отрицательное  влияние как на двигательный опыт и на развитие физических качеств, так и на их психику (В. К. Велитченко. Физкультура для ослабленных детей. 2007. – с. 51).

     Итак, методика занятий физическими упражнениями должна основываться на щадящем подходе, который учитывал бы состояние здоровья, уровень физического развития и  физической подготовленности учащихся подготовительной медицинской группы. Этот метод выражается в следующем:

    1. Более постепенное и последовательное изучение физических упражнений программы по сравнению с учащимися основной группы;
    2. Индивидуализация обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
    3. Меньшая интенсивность в нарастании физической нагрузки как в одном занятии, так и от занятия к занятию;
    4. Уменьшение числа повторений упражнений и увеличение пауз отдыха;
    5. Временное исключение сдачи учебных норм.
 
    1. Проведение  занятий в специальной  группе

     Для учащихся специальной медицинской группы более сложны и методика, и организация занятий. Такие учащиеся занимаются по специально разработанным программам и освобождаются от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.    

     Специальную медицинскую группу условно можно  разделить на две подгруппы: подгруппу  «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных  мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу, и подгруппу «Б» - обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями.

     Комплектование  СМГ осуществляется в зависимости  от заболевания:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания пищеварительной системы, эндокринной и нарушение обмена веществ;
  • заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата;
  • заболевания органов слуха и зрения;
  • заболевания мочевыделительной системы;
  • заболевания центральной нервной системы и периферической нервной системы.

    Основные  задачи физического воспитания обучающихся  специальных медицинских групп:

  1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  2. улучшение показателей физического развития;
  3. освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
  4. постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
  5. закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  6. воспитание волевых качеств, а также воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой;
  7. овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащегося, с учётом имеющегося у него заболевания.

    Характеристика  заболеваний и противопоказаний при них приведена в Табл. 2:

Заболевания Противопоказания  и ограничения Рекомендации
Сердечно-сосудистая система  Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, максимальным усилением и статическим напряжением Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе
Органы  дыхания  Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и резким ускорением темпа Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и  особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе
Заболевания почек  Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела, толчковые прыжки и прыжки в глубину При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в  воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй и последующие годы обучения)
Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения
Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега, кувырки, стойки на руках  и на голове и другие акробатические упражнения Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, гимнастика для глаз
Хронические заболевания желудочно-кишечного  тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки  

Информация о работе Общая характеристика медицинских групп по физической культуре