Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:37, реферат
Если пользоваться введенной системой координат, то культура Древнего Египта расположится где-то неподалеку от культуры Древней Месопотамии, что позволяет говорить об их типологической близости. В «картинах мира», созданных каждой из этих культур, мы обнаруживаем много общего с «картиной мира» первобытности, хотя замечаем в них также и новые элементы, порожденные изменившимися социальными условиями (в первую очередь связанными с образованием государства).
Общая
характеристика культурного пространства
Если
пользоваться введенной системой координат,
то культура Древнего Египта расположится
где-то неподалеку от культуры Древней
Месопотамии, что позволяет говорить
об их типологической близости. В «картинах
мира», созданных каждой из этих культур,
мы обнаруживаем много общего с «картиной
мира» первобытности, хотя замечаем в
них также и новые элементы, порожденные
изменившимися социальными условиями
(в первую очередь связанными с образованием
государства).
Мотивы земледельческой жизни, переплетенные с причудливой сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времени. Такова сказка “О двух братьях”, написанная в эпоху правления династии Рамзесов. Основные мотивы сказки “О двух братьях”, как то чудесные превращения главного героя, злобы жены, невинности молодости и торжества добродетели сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в частности, в сказке “О красноречивом жителе оазиса.”
В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое оформление, так как оно похоже на элементы, разработанные в рамках жанра притчи. Интересен и диапазон героев этой сказки: от крестьянина до фараона. Уже этот момент предполагает историзм, который предельно отчетливо выражен в так называемых “исторических” сказках, например, “Сказка о фараоне Секененра и гиксосском царе Апопи”. В подобных сказках действие группируется вокруг реальных событий и персонажей. Здесь истина причудливо смешивается с вымыслом. Но не только в этом проявляются новшества эпохи Нового царства; действие волшебных сказок все чаще и чаще переносится в другие страны, приобретая “чужие” мотивы, которые позднее преобразуются в так называемые “бродячие сюжеты”.
Посредством подобного смешения, существовавшего всегда, но в крайне малой степени, происходит синтез литературных традиций, что способствует появлению раннефилософских мотивов даже в тех же сказках. Такова суть “Беседы разочарованного со своей душой”. Это - диалог двух начал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека. По жанру это произведение граничит с притчей, хотя и оформлено в виде диалога. Главный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только один выход - смерть, как избавление от страданий (Смерть вообще часто сопоставляется в подобных текстах, как и в сакральной традиции египтян, с “выздоровлением после болезни”.
Смерть стоит сегодня предо мною,
(Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,
После того, как он провел долгие годы в плену.
В отчаянии человека проглядывает сомнение в существовании загробного культа, что ставит под сомнение всю систему ценностей этого мира для египтянина, оставляя надежду на утешение лишь в потустороннем мире: “Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слез, огорчение человека, когда его ... бросают на холме. Никогда ты не выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита .... увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умерли на плотах,... .” Здесь человек рассматривается в глубинных связях с природой, главная из которых - смерть. Перед ней исчезают социальные различия и вражда.
И композиция, и стиль диалога указывают на авторство одного лица. Свое собственное мировосприятие автора нашло отражение в этом произведении. В нем присутствуют два обязательные элемента религии египтян: жизнь настоящая, воплощенная в образе “души” и жизнь прошлую, воплощенную в образе “человека”, находящего утешение лишь в религиозных догмах, ведь смерть сулит вечное блаженство “в полях Иалу”. Итак, диалог поникнут скепсисом и сомнением по отношению к реальному миру. Построение его (диалога) сложно, так как перемежаются проза и песни с определенными рефренами в каждом из последних стихотворных отрывков, состоящих из трех строф.
Еще
большей автобиографичностью
Это войско вернулось благополучно,
разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся ее крепости.
Это войско вернулось благополучно,
зажегши огонь во всех ее...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
<захватив>
в ней пленными премногие
Большое значение имела реформа Эхнатона (Аменхотепа IV, 1372— 1354 гг. до н. э.), цель которой была полная централизация власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление фараона; было предложено признать единым богом нечто, лишенное земного облика. Это преобразование религии содержит в себе и тенденцию к монотеизму.
Эхнатон сделал попытку соединить официальную идеологию с оппозиционной. Порывая с традиционным многобожием, признавая только одного бога — солнечный диск Атон, сыном которого якобы был сам Эхнатон, фараон-реформатор стремился сосредоточить всю власть в руках одного правителя. Эхнатон стремился не только уничтожить имена других богов, но и само понятие бога заменить на фараона. Собственно бог был оттеснен на второй план уже отцом Эхнатона, т. к. при нем именно фараон признавался непосредственно "владыкой Маат". Сам Эхнатон уже отождествлял себя с законом и справедливостью - "Живущий Маат".
Идя
навстречу оппозиционной
Столица из Фив была перенесена в Ахетатон (современная Амарна). Храмы там лишены колонных залов, жертвенники помещаются в огромных открытых дворах, обряды совершались под открытым небом.
Светский характер культуры этого периода обусловил и реалистическую направленность искусства (в это же время стал преобладать натуралистический стиль в керамике Крита). Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери.
Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности.
Скульптурные
портреты царицы Нефертити стали
первыми классическими
Сближение идеологического и обыденного сознания, развитие новоегипетского языка содействовало появлению множества рукописей светской направленности: распространению "песен услаждения сердца", героем которых мог быть даже фараон (Мехи); произведений, высмеивающих богов, как, например, "Спор Хора с Сетом" или "Взятие кошачьей крепости" — пародии на героический эпос.
Эхнатон недооценил роль жрецов как носителей идеологии, понадеявшись на наместническую бюрократию. Но жрецы, опираясь на номовую оппозицию — знать и общественное традиционное религиозное сознание, вернули свое положение.
Единственным
средством укрепления общества был
возврат к прошлому. Упрочился культ Амона
Фиванского, уже более монотеистический,
и усилился культ посмертного воздаяния.
Гильгамеш
Гильгамеш поддерживает крылатый диск - символ ассирийского бога Ашшура
Рельеф, IX век до н. э. Гильгамеш, в шумерской и аккадской мифологии герой, чьим прототипом послужил один из правителей Урука. "Песнь о Гильгамеше", эпическое произведение о его подвигах, была записана на табличках 4000 лет назад.
Гильгамеш — на две трети бог, на одну — человек. Он вел такой образ жизни, что обитатели Урука обратились к богам, чтобы те вразумили своенравного и буйного Гильгамеша. В ответ боги создали Энкиду, который, хотя и оказался еще более воинственным и распутным, стал другом Гильгамеша. Однажды боги повелели герою отправиться на битву с Хумбабой, или Хувавой, ужасным лесным чудовищем. Гильгамеш вызвал многорукого и многоногого стража горного леса на бой и копье верного Энкиду нанесло ему смертельный удар. Друзья сражались со свирепым быком, насланным на Урук богиней Иштар, чью любовь отверг Гильгамеш.
Боги разгневались и поразили Энкиду болезнью и смертью. Гильгамеш пришел в ужас и хотел найти секрет бессмертия. Он отправился на поиски Ут-Напишти, единственного человека, которому боги даровали бессмертие после спасения от потопа. Встретив Ут-Напишти, герой сказал: "Из-за моего брата блуждаю я. Как могу я успокоиться? Он превратился в прах, и я навечно лягу в землю".
Ут-Напишти ответствовал, что смерть необходима людям как сон и предложил ему не спать шесть дней и семь ночей. Гильгамеш согласился, но заснул, как только сел. Ут-Напишти рассказал Гильгамешу о чудесном растении молодости. Отважный герой нашел цветок, однако только наклонился, чтобы сорвать, как змей похитил его. Текст поэмы о Гильгамеше смотрите на странице сайта "Мифы Вавилона. Эпос о Гильгамеше"
«Эпос
о Гильгамеше» считается
Эпос
о Гильгамеше — сокровищница поэзии
Двуречья — создавался на протяжении
тысячелетий двумя народами —
шумерами и аккадцами. Сохранились
отдельные шумерские песни о
Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот
же противник Хумбаба (Хувава), охраняющий
священные кедры. За их подвигами следят
боги, в шумерских песнях носящие шумерские
имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские.
Но в шумерских песнях отсутствует связующий
стержень, найденный аккадским поэтом.
Сила характера аккадского Гильгамеша,
величие его души не во внешних проявлениях,
не в противоборстве с богами, а в отношениях
с естественным человеком Энкиду. Эпос
о Гильгамеше — это величайший в мировой
литературе гимн дружбе, которая не просто
способствует преодолению внешних препятствий,
но преображает и облагораживает.
Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Мифы
и легенды Древнего Востока, -М.:Норинт,
2002
Заратуштра
Спасение Заратуштры
Хромолитография,
XIX в. Заратуштра, Зороастр, Заратустра,
в иранской мифологии великий религиозный
реформатор. Полагали, что он жил около
VI — V вв. до н. а, а по мнению современных
ученых — намного раньше, около 1200 г. до
н. э. Утверждают, что его рождение было
предсказано еще на заре времен. Родившись,
Заратуштра засмеялся, и весь мир рассмеялся
вместе с ним. Однако матери младенца приснилось,
что его терзают две птицы, и лишь вмешательство
Ахурамазды спасает ее ребенка. Злые демоны,
друджи, пытались погубить дитя, но источник
добра Ахурамазда охранял его. Когда Заратуштре
исполнилось 30 лет, бессмертные святые,
которые воспринимались как единое существо
Амеша Спента, ниспослали ему откровение.
Вооруженный духовным знанием, Заратуштра
мог противостоять искушениям Ангро-Майнъю,
или Ахримана, источника тьмы. Главным
в проповедях пророка являлось учение
о зависимости миропорядка и торжества
справедливости в борьбе добра и зла от
свободного выбора человека, его активного
участия на стороне добра. Посредник между
богом и людьми, Заратуштра проповедовал
зороастрийскую мораль — благие мысли,
благие слова, благие дела. Утверждали,
что Зороастр был убит во время молитвы
в возрасте 77 лет.
Ут-Напишти
Ут-Напишти и бог Энки
Иллюстрация Забелле С. Вояждана
к
эпосу "Сказание о Гильгамеше",
1924
Информация о работе Общая характеристика культурного пространства