Культура Китая.Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:04, доклад

Описание работы

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся около 5 тыс. лет до н. э. в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. С XXII в. до н. э. (династия Ся) вся дальнейшая история Китая была связана с правлением династий императоров. Династии, оставившие наибольший след в истории Китая, это: Чжоу (около XI—III вв. до н. э.), Цинъ (с 221 по 207 г. до н. э.), Тан (с начала VII по начало X в.), Сун (X—XIII вв.), Цин (просуществовавшая до 1911 г.)

Работа содержит 1 файл

китай.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия  и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся около 5 тыс. лет до н. э. в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. С XXII в. до н. э. (династия Ся) вся дальнейшая история Китая была связана с правлением династий императоров. Династии, оставившие наибольший след в истории Китая, это: Чжоу (около XI—III вв. до н. э.), Цинъ (с 221 по 207 г. до н. э.), Тан (с начала VII по начало X в.), Сун (X—XIII вв.), Цин (просуществовавшая до 1911 г.)

Но культура Китая возникла гораздо раньше, чем появилось государство. Считается, что на земле Китая возникла одна из первичных культур. Уже в VI—V тысячелетиях до н. э. в долинах рек были поселения, обнесенные рвами, существовали и некоторые ремесла. В этих местах в IV—III тысячелетиях до н. э. создавались керамические изделия. Предметы из местности Яншао были выполнены на гончарном круге или вручную. Некоторые из них по своей форме похожи на амфоры, но в отличие от них имеют разноцветный орнамент. Из раскопок в Хэбев IV в. до н. э. на найденных амфорах имеются узоры геометрического характера с повторяющимися окружностями, завитками, ромбами, треугольниками, заключенными в окружности. И узоры, и форма сосудов гармонично соответствовали друг другу и были очень изящны. Именно это изящество и утонченность отличают китайское искусство от других искусств древности.    Несколько позже (III —начало II тысячелетия до н. э.) возникла и другая культура. Она тоже связана с изготовлением керамических изделий, черные, блестящие, без всякой росписи, очень тонкие сосуды, изящные и разнообразные по форме бокалы, кубки, кружки и пр. Таким образом, уже культура неолита в Китае демонстрирует высокий уровень достижений.

Еще одно обстоятельство этой эпохи лежит , в основании многих будущих феноменов китайской культуры - это культ предков. На ранних этапах развития общества он был связан с обрядами жертвоприношений, даже  человеческими. Раскопки продемонстрировали миру огромные по размерам (около 340 м2) гробницы с подземными камерами, украшенными росписями, наполненными различными вещами, созданными специально для нее и содержащие множество останков принесенных в жертву рабов, преимущественно военнопленных.

Одна из достижений, повлиявших на всю будущую культуру, - открытие способов плавления и обработки железа. Эта ступень всегда выступает как поворот к качественно новому уровню развития. Железные орудия труда, появившиеся в первой половине I тысячелетия до н. э., усовершенствовали земледелие. С появлением железа начинается чеканка монет, развиваются города с торгово-ремесленным населением. В этот период вырабатывается общая письменность, общий язык, обычаи, верования, религиозно-философские системы, возникает представление о превосходстве людей данного этноса над другими, “варварами” севера, юга, востока и запада. Представления о мире еще несли на себе отпечаток мифологии, но, тем не менее в VII веке до н. э. был создан лунно-солнечный календарь, а в IV веке до н. э. - звездный каталог. Ближе к I веку н.э. был изобретен, ручка, которой указывала на юг. Ученый Чжан Хэн (I век н. э.) изобрел прототип современного сейсмографа, сконструировал небесный глобус, описал 2500 звезд, включив их в 320 созвездий. Математики этого времени знали десятичные дроби и отрицательные числа. Первые труды по медицине содержат 35 трактатов по разным болезням, а во II веке н. э. разработана диагностика заболеваний по пульсу и сделаны попытки лечения эпидемических заболеваний.

Появляется письменность. Ее развитию содействовал  переход  от  письма на узких бамбуковых  дощечках  к письму  на  шелке, а  затем и на бумаге. В этот период строятся пышные дворцы и гробницы, появляются удивительно сложная отделка различной утвари, резьба по камню, формируются все основные религиозно-философские представления о мире и формы управления обществом.

Государственное устройство и социально-политическая структура

В это время в культуре Китая окончательно складывается культ  обожествленного правителя, связанный  с представлениями о мире. Согласно им весь мир являл собой первоначально  хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые, в конце концов, разделились  на легкие и светлые, олицетворявшие мужское начало, — они поднялись  вверх, и тяжелые, темные, связанные  с женским началом, - они опустились вниз. Легкие, светлые частицы - ян образовали небо, тяжелые, темные - инь - землю. Небо для китайцев было и осталось верховным божеством: правитель, ван, считался сьном Неба, которому оно вручило разрешение на царство, нечто вроде небесной грамоты, Повеления, которое называлось " яиь-мин и вручалось только по-настоящему добродетельному человеку. Падение царства Инь китайские представления связывали с тем, что последний иньский правитель утратил право на власть из-за своей не добропорядочности. Это была первая социально-политическая теория, согласно которой не сила завоевателей, а именно моральные качества становились основанием для получения власти, поэтому власть становится неоспоримой: она дана Небом за мудрость и доброту.

Китайские легенды говорят  о том, что история Китая началась с правления последовательно  пяти мудрейших и справедливейших  правителей, один из них - Юй считается основателем всех последующих династий. Легенды говорят и о том, что золотой век мудрости держался до тех пор, пока к власти не пришел недобродетельный монарх Цэе, который лишился морального права управлять Поднебесной, — тогда он был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию.

Китайское государство всегда имело единоличное правление  монарха, иногда ограниченное советом  знати или общим собранием, но чаще всего абсолютное. В руках  правителя в государстве Ипь (Шан) была сосредоточена гражданская, военная власть, а также верховная власть жреца. Правитель назывался “ван”, и в более поздних государствах этот титул передавался по наследству, пока в III веке до н. э. не возникла империя, возглавлявшаяся императором. Это была империя Ципь, от наименования которой и сложились все западноевропейские названия Китая

Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она  была также сакральной: император  провозглашался «Сыном неба» — верховного духа, выдававшего «мандат» на правление. Государство занимало очень высокое место в системе ценностей, а представители государства — чиновники получали самый высокий социальный статус. В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой. Но и в Китае была достаточно высокая социальная мобильность. Личные заслуги чиновника, а не его родовитость становились основой для продвижения и успеха.  Участники этого конкурса должны были сдать экзамены, показав знания истории и литературы Китая, обнаружив умение рассуждать на философские темы и даже сочинять стихи. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины, хотя, конечно же, в большинстве случаев это были потомки чиновников и знати. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации, несмотря на все перипетии ее развития. Были и другие последствия. Еще одним следствием принятой в Китае системы сдачи экзаменов на государственные должности явилась высокая ценность образования. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Религиозно-мифологические представления  китайцев

Когда европейские миссионеры начали обращаться к китайцам с христианской проповедью, они не смогли обнаружить в китайском языке термина, адекватного  европейскому понятию «бог». В представлениях древних китайцев, создателем всего  сущего было Небо, порождающее все  многообразие жизни от связи с  Землей. Один из космогонических мифов рассказывает об отделении неба от земли по мере роста божества Пань-гу, при этом Космос уподобляется человеческому телу. Широко были распространены предания о культурных героях: так Фуси научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуанди придумал колесницы, дороги и календарь, Суйжэнь добыл огонь, Шэньнун устроил рынок и научил людей земледелию. Центром китайской традиции всегда было почитание героев и мудрецов, главные достоинства которых - служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и справедливость. Их воспевали древнейшие книги Китая, такие как: Шуцзин - книга истории, Шицзин - книга народных песен и священных гимнов, Ицзин - книга перемен, Лицзин - книга о правилах поведения и обычаях и Юэцзин - книга о музыке. Среди великих мудрецов Китая особое место занимают философы, выразившие суть менталитета древнего китайского общества и оказавшие сильнейшее влияние на его развитие в последующие времена. Это основатели даосизма и конфуцианства - Лао-цзы и Конфуций.

Конфуций (Кун Фу-цзы), живший на рубеже VI—V вв. до н. э. (551-479 гг.) В XVI в. Конфуций был обожествлен, сам император совершал в честь него религиозные обряды. Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию общества, утверждая, что человек должен научиться следовать правилам гуманности, человеколюбия. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. Сам он не написал никаких книг, а лишь прокомментировал классические произведения Древнего Китая. Вскоре после смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга строится своеобразно: ученики задают вопросы, Конфуций отвечает. «Лунь юй» является, по сути дела, сборником мудрых мыслей и наставлений. Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Основное содержание поучений Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве. Они находятся в соответствии с законами природы и являются важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей. Конфуций сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом. Главное - найти путь к свободному процветанию общества, его благоденствию и спокойствию, что предполагает соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять великих добродетелей. Человек, следующий этим правилам, - идеальный гражданин (цзюнь-цзы). Конфуций предлагает начать моральное совершенствование с самого себя, затем построить должные отношения в семье, а потом и в государстве. Главным правилом жизни конфуцианство считает соблюдение правил и обрядов (ли). Конфуций требовал строгого соблюдения древних обычаев, в частности культа предков: т. е. совершения обрядов и жертв в её честь. По религиозным верованиям китайцев, главнейшей обязанностью является также сыновняя почтительность (сяо). Центральным понятием учения Конфуция является также принцип жень - гуманности, человеколюбия. В европейской цивилизации принцип гуманизма как основы человеческого поведения появляется лишь в эпоху Возрождения, а Конфуций говорит о нем за 500 лет до н. э. Конфуцием был сформулирован принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила нравственности». Оно гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». «Лунь юй» начинается и завершается высказываниями о необходимости учиться, учеба же не сводится только к овладению знаниями, она заключается в нравственном совершенствовании личности. Конфуцианство было политическим и морально-этическим учением. Конфуцианство стало главной политической доктриной в Китае и оставалось таковой в течение 25 веков. Специального конфуцианского жречества в Китае не было, исполнителями обрядов являлись должностные лица. Система государственных экзаменов, с одной стороны, была порождена конфуцианством, а с другой - поддерживала и воспроизводила его, поскольку именно знание классических конфуцианских книг должен был продемонстрировать претендент на государственную должность. Сравнивая авторитет конфуцианства с быстро меняющимися политическими учениями Европы, невозможно не отметить удивительной стабильности и традиционности восточного менталитета. На протяжении двух с лишним тысяч лет конфуцианство представляло собой государственную идеологию.

Основателем даосизма был  Лаоцзы (604г. до н.э.) хотя историки и сомневаются в его существовании, учение которого также было изложено уже после его смерти и представляет собой сборник странных и загадочных изречений - «Дао-дэ-цзин» («Книга о Дао»). Конфуций и Лаоцзы были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе, а возможно, и споре, настолько расходились их учения. Центральной идеей философии Лаоцзы была теория дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения, обычно его переводят как «путь». В отличие от Конфуция, Лаоцзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика. Даосы совсем не интересовались политикой (вряд ли можно было рассматривать ее как средство продления жизни, скорее наоборот), они были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли). Если конфуцианство - учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильное мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному, разумному существу, даосизм — к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам. Если конфуцианцы призывали к социальной активности, то даосы выдвинули принцип недеяния: «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», — это высказывание Лаоцзы стало его классической формулировкой. Конфуцианская идеология, этика была попыткой снятия напряженности между человеком и обществом, укрепила социально- политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную и весьма оригинальную концепцию культурного развития человека. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представления о природном равенстве людей и необходимости возврата к естественному состоянию также включены в даосизм. Даосская религия имела своих служителей - жрецов, свои храмы и священные книги. Даосские святые («бессмертные») почитались в Китае подобно божествам. Рядом с конфуцианством и даосизмом, оригинальными китайскими учениями, популярностью пользуется буддизм, привнесенный из Индии. Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. Буддийские обряды вместе с даосскими и конфуцианскими выполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма, самое примечательное из них — школа чань-буддизма (термин «чань» означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхирдахма. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала и вообще поклонения Будде. Целью становится медитация и самораскрытием человека в повседневной жизни. Не соглашаясь с конфуцианским убеждением, что человек в принципе является рациональным существом и лучший способ воздействия на его сознание — это слово и текст, чань-буддисты утверждали, что любой текст только скрывает истину. Они были близки к даосам, считавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитации, а целью ее было достижение особого состояния «просветления». Чань-будцизм вырабатывал более гибкую, чем в конфуцианстве модель поведения. В чань-буддизме был накоплен ценный психологический опыт, оказавший воздействие на художественное творчество. Любопытно, что параллельное сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи Конфуция, Лаоцзы и Будды.

Искусство

Важной особенностью китайской  культуры, во многом обусловившей не только самобытность китайского искусства, но и способ мышления китайцев, была иероглифическая  письменность. Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала и  укрепляла способность китайцев мыслить образами и символами. Изобразительно-символический  характер иероглифики и трудоемкость техники письма, требовавшей высокого мастерства владения кистью, привели  к эстетизации письма, осознанию самоценности его графической основы линии и появлению самостоятельного вида искусства — каллиграфии. В каллиграфии существовало множество школ, стилей и почерков. Единство эстетических принципов сближало каллиграфию с живописью. Сам процесс создания традиционной китайской картины был сходен с письмом. Художник с помощью тех же средств, что и при письме, - кисти и туши - строил композицию, составленную, как и иероглиф, из определенных элементов, написанных каллиграфическими линиями и штрихами.     В VI—XI вв. складываются основные жанры китайской живописи: пейзаж («горы» и «воды»), «цветы и птицы», «люди». Ведущая роль среди них принадлежала пейзажу. Традиционная китайская живопись условно подразделяется на два типа. В пейзажах приверженцев первого из них выразилось мистическое преклонение перед необъятностью и могуществом природы. Их работам присущи яркие цветовые сочетания, выписанность каждой детали. Сторонники другого направления испытали сильное влияние учения буддистской секты чань. Художники делали акцент на интимном общении с природой, исполненной тишины и покоя, находящейся в гармоническом согласии с человеком. Их живопись полна намеков, недосказанности, поэтических раздумий. С творчеством мастеров этого направления связано становление монохромной живописи тушью. Особенностью их пейзажей является подчеркнутая воздушность.

Выдающимся явлением мировой  культуры была классическая китайская  поэзия. В конце 1 тысячелетия до н.э. развивается авторская поэзия, в жанрах песен и поэм. Мощное государство императоров династии Тан (618—906) было временем небывалого взлета китайской поэзии.  Лучшие танские поэты — Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и.

Архитектура

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун"( 1406-1420гг),храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй.  Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. Все они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации. В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня. Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями. Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны. Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей. Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом.

Информация о работе Культура Китая.Общая характеристика