Общая характеристика культура культуры Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Возрождение ( франц. – «Ренессанс», итал. – «Ринашименто») – явление культурного развития ряда стран Центральной и западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 
 

Кафедра общих гуманитарных,

социально-экономических  и 

Естественнонаучных  дисциплин. 
 

Контрольная работа

по  дисциплине культурология

Вариант 3 
 
 

                                                           Работу выполнил

                                                                                 студент 1 курса гр Ф5-28-С(И)

                                                         Ожиганова  Яна

                                                        Александровна

                                                           Работу проверил

                                                        Преподаватель

                                                        Филиппов С.М.                                                                   

                                                                                       
 
 
 
 

Пермь, 2008

 
  1. Общая характеристика культура культуры Возрождения?

Возрождение ( франц. – «Ренессанс», итал. – «Ринашименто») – явление культурного развития ряда стран Центральной и западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

Хронологическая эпоха Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин  «Возрождение» был впервые введен в XVI в. Известным итальянским художником, архитектором и историком искусства  Джорджо Вазари (1551-1574). Под ним  понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной культуры. У гуманистов эпохи Возрождения этот термин еще не получил четкого выражения. Более определенно он раскрывается в конце XVII в. В трудах французского мыслителя Пьера Бейля (1647-1706), выражая протест против средневекового варварства. В XVIII в. Деятели эпохи Просвещения как непосредственные преемники гуманистов XVI в. Вложили в это понятие новое содержание. Так, Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума, пришедший на смену варварства и невежеству Средневековья. XIX в. Распространила понятие «Возрождение» на всесферы жизни общества рассматриваемой эпохи и определила характерные эпохи и определила характерные черты культуры этого времени.

Эпоха Возрождения – это эпоха больших  экономических и социальных преобразований в жизни многих государств  Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения.

 
 
 
 
 
 
  1. Что возрождалось в эпоху  Возрождения?

В этот исторический период в различных  областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические  открытия, перемещение торговых путей, появление новых торговых и промышленных центров, включены в  атмосферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

Меняются  представления о самом человеке, о его и роли в природе и  обществе. Идеалом личности новой эпохи становились человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняет радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуальности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.

Это было время, нуждавшееся в титанах  мысли, духа, учености и эпоха Возрождения  породила таких титанов. Она дала человечеству целый ряд  выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

Фундаментальным для культуры Возрождения является обращение к античному наследию. В то же время Возрождение не было конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь  Средневековья и более длительный период существования христианства, которое пронизывало все формы общественного бытия и сознания, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями.

 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Почему  культуру Возрождения  называют эпохой гуманизма?

Идеологическое  движение эпохи Возрождения имело два направления – религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в реформации – движение, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставшее основным идейным содержанием Возрождения и получившее название гуманизм (от лат.humanus -  человечный).

Идеологи  Возрождения противопоставляли  новую эпоху эпохе средневековья. Художники, писатели, философы поставили в центр своего творчества человека. Они отвергали жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека – основа культуры Возрождения. Опорой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где все, что создавалось, было соразмерно человеку и философия изучала главным образом человека. поэтому возвращение к античности отвечало идеалом и целям людей новой эпохи.

Важнейшей чертой  мировоззрения эпохи Возрождения  был индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией  и предпринимательством требовали от человека личной, активной деятельности, проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельности  индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.

Другой  его важной чертой выступает интерес к естествознанию. Естественные науки были теоретической основой для развития производства и в то же время – идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в астрономии (Н.Коперник, Дж.Бруно, И.Кеплер, Г.Галилей), медицине (Ф.Парацельс, А.Везалий, М.Сервет и др.), математике (Дж.Кардано и др.), а также в географии, геологии, зоологии, ботанике и других науках.

Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания. У  людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Появились работы по истории (Бруни, Флавио Бьондо, Макиавелли, Гвиччардини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Авентин в Германии и др.) в эпоху Возрождения окончательно формируется итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. Постепенно перестает быть живым языком живой литературы. Изобретение И.Гутенбергом  в середине XV в.книгопечатания, появление газеты дало возможность большему числу людей соприкоснутся с печатным словом, с кругом вопросов, которые до этого были уделом немногих.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Что такое Реформация и Протестантизм?

Реформация  – широкое общественное религиозное  движение в Западной и Центральной  Европе XVI в., приведшее к реформированию христианской (католической) церкви.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе реформации XVI в. объединяет множество самостоятельных церквей деноминаций (лютеранство, кальвинизм, английская церковь, методисты, бактисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и принащение). Основной источник вероучения – Священное писание, которое разрешается читать и толковать всем верующим. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Специфика Северного Возрождения.

Северным  Возрождением называют период в культурном и идейном развитии стран, расположенных  к северу от Альп, - Нидерландов, Германии, Франции первой трети XV-XVI вв. Оно характеризуется сложным сочетанием мистического мироощущения и гуманистического  мышления. Познание мира и человеческой личности художниками Северного Возрождения проходило не через отрицание идеалов средневековья, как у итальянцев, а через развитие традиций национального готического искусства. Характерное для всей ренессанской культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в творчестве северян по –иному, нежели в Италии. Итальянские художники наделяли образы идеальной гармонией, а северяне копировали мельчайшие детали, так что их творения своим натурализмом производили несколько странное впечатление. Таковы обнаженные фигуры Адама и Евы на Гентском алтаре я ванн эйка или бородавка на щеке Бога – Отца Х.Бальдунга.

Художников  Северного Возрождения, о отличие  от итальянских, мало волновали красота  человеческого тела и иллюзорная глубина изображаемого пространства. Для них выразительной была готическая экспрессивность, состоящая в нарушении пропорций фигур, беспокойном движении складок одежды, в напрягщихся мускулах и жилах на шее. К примеру, в итальянской живописи св. Себастьян изображался прекрасным юношей, невозмутимо стоящим у мраморной колонны, несмотря на впившиеся в его тело стрелы врагов, а в нидерландской или немецкой он стоит на фоне ветвистого дерева, извиваясь вместе с его искореженным стволом.

Для итальянских  художников идеалом считались точные пропорции и симметрии, а северянам  любая закономерность казалась нарочитой. По этим причинам искусство Северного Ренессанса называют еще «магическим реализмом». Оно было стилистически неоднородным и по-разному проявлялось в Нидерландах, Германии и Франции.

    Список  литературы

  1. Культурология. Под ред. А.А.Радугина М., 1999
  2. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов. Под редакцией А.Н.Макаровой М., 2004
  3. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984
  4. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения М., 1979
  5. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учебное пособие М., 1997

Информация о работе Общая характеристика культура культуры Возрождения