Физическая культура в стране и в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:36, реферат

Описание работы

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена.

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием.

Работа содержит 1 файл

Реферат Физическая культура в стране и в обществе.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

    Министерство  Образования

Российской  Федерации 

Татарский Институт Содействия Бизнесу 
 
 
 

Юридический факультет

Физическая  культура в стране и обществе

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Казань - 2000 г.

Физическая  культура в стране и обществе.

На современном  этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Перестройка народного  образования в стране поставила  перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов.

В новых условиях повышается социальная значимость физического  воспитания в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и  во все времена.

Первоначально слово  “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием.

Сейчас это  слово в общечеловеческом понимании - это и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.).

В научном смысле слово “культура” это все формы  общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это  процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности.

В содержание “культура” в широком смысле слова входят, например, и философия, и наука, и  идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом  “культура” - это творческая созидательная  деятельность человека.

Основу и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры” составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств.

Исходя из этого, физическая культура, является одной  из составных частей общей культуры, она возникает и развивается  одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
  • высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется  в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов  труда и отдыха, т.е. это процесс  окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня  в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали  предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.

Система физического  воспитания имеет ряд отличительных  черт, таких как:

  • народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;
  • научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая  культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.

Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой  происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством  целенаправленных занятий физическими  упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и  труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями  состояния физической культуры в  обществе являются:

  • массовость ее развития;
  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
  • уровень спортивных достижений;
  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
  • пропаганда физической культуры и спорта;
  • степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
  • состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.

Когда же и в  силу каких причин возникла физическая культура? Какие стадии она прошла в своем развитии?

В истории человеческого  общества не существовало времен, народов, которые бы не имели хотя бы в  самой элементарной форме, физического  воспитания.

Состояние и уровень  развития физической культуры на том  или ином этапе зависит от ряда условий:

  • географической среды;
  • условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил, экономических и социальных факторов.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом  обществе физическая культура приобрела  классовый характер и военную  направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых  масс внутри государства и ведения  захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного  и военного характера.

В период капитализма  физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью  развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования  СССР главная социальная функция  физического воспитания состояла в  формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Цель физического  воспитания конкретизируется в его  задачах, первый круг которых состоит  в оздоровлении, воспитании и образовании  занимающихся.

  • Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания.
  • Воспитательная задача состоит в развитии двигательных качеств человека (сила, быстрота, выносливость и др.), а также волевых качеств, в умении противостоять утомлению.
  • Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний.

Ко второму  кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и эстетическим.

Третий круг задач - это задачи общественно-политического  характера, состоящие в привлечении  молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами нашей

Информация о работе Физическая культура в стране и в обществе