Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.

Сложность этого вопроса заключена в структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.

Объект исследования – процесс занятий физической культурой.

Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.

Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.

Содержание

Введение 3
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 4
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 5
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 6
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 8
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 9
1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 11
1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 17
2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе 23
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Вместе  с тем на самом деле в настоящее  время наиболее актуальной, насущной и сложной задачей ученых, занимающихся проблемами школьной физической культуры, является разработка и теоретическое обоснование структуры и содержания общего физкультурного образования, опирающихся на современные концептуальные подходы, основанные не на «перетягивании» с образования на тренинг и наоборот, а на сбалансированном воздействии, как на двигательный, так и на интеллектуальный компоненты физической культуры личности учащихся.

      И здесь уже есть определенные наработки. Значительно хуже обстоят дела с разработкой эффективных технологий воздействия на интеллектуальный компонент физической культуры личности школьников. Но и здесь уже кое-что предпринимается. Разработана Примерная программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура».

      В этой связи на первый план выдвигается еще одна проблема, связанная с недостаточной подготовленностью учительского корпуса к преподаванию теоретического материала. Данный факт представляет собой следствие сложившейся в течение многих десятилетий традиции, согласно которой процесс целенаправленного, специально организованного и систематически осуществляемого преподавания теоретического материала по предмету «Физическая культура» в школе фактически отсутствует. В соответствии с этим и система подготовки специалистов не предусматривает специализированную деятельность в данном направлении. Негативные следствия сложившегося положения находят свое отражение, в частности, в результатах проведенного нами социолого-педагогического исследования. Они свидетельствуют о том, что в процессе обучения в вузах подготовка к деятельности по формированию теоретических и инструктивно-методических знаний и умений осуществляется на явно неудовлетворительном уровне. Это неудивительно, так как в учебном плане подготовки специалистов нет ни одной  базовой дисциплины,  программа  которой  предусматривала  бы материал по методике преподавания теоретического раздела учебного предмета «Физическая культура». Такого раздела нет в учебниках и учебных пособиях по ТФК. Задания, связанные с его преподаванием, отсутствуют и в программах прохождения педагогической практики в школе. Восполнение этого пробела должно рассматриваться как одна из актуальных задач совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры. 

2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы                           по физической культуре в школе 

      В рамках обсуждения вопроса о несостоятельности  попыток решения всех основных задач физического воспитания на уроках физической культуры нельзя не уделить особое внимание вопросу о реализации оздоровительных задач. Это тем более актуально в связи с широко распространенным мнением о том, что именно оздоровительная направленность уроков физической культуры должна быть ведущей.

      В соответствии с таким подходом главным, чему следует посвящать уроки  физической культуры, является закаливание  детей, предоставление им возможности вволю двигаться, разучивать упражнения, которые могут пригодиться во время отдыха, развлечений и т.п.

      Системы образования и здравоохранения  в обществе имеют свои специфические цели. Основной результат работы школы - обеспечение необходимого уровня общего образования. Это в полной мере относится и к предмету «Физическая культура», который в учебном плане школы значится как одна из базовых общеобразовательных дисциплин. Другое дело, что образовательный процесс не должен отрицательно влиять на здоровье детей, а физическая культура должна всемерно содействовать его укреплению.

      Однако  и это содействие может и должно осуществляться не медицинскими, а образовательными средствами. Необходимо осознание того, что решение задач оздоровительной направленности должно достигаться не путем превращения уроков физической культуры в оздоровительные мероприятия, а путем эффективного решения образовательных задач, связанных с познанием способов целесообразного использования средств физической культуры с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Следует полностью отдавать себе отчет в том, что простого пути решения проблемы здоровья подрастающего поколения не существует. Тем более безосновательны надежды на ее решение в рамках двухразовых учебных занятий на уроках физической культуры в школе.

      Казалось  бы, безнадежность такого подхода, безосновательность надежд на получение положительного результата очевидны. Тем не менее, именно он настойчиво реализуется в практике физического воспитания школьников в настоящее время. Несмотря на существование совершенно справедливого афоризма «Движение - это жизнь», здоровье детей зависит не только от уровня двигательной активности. В частности, отрицательное влияние на него оказывают нарушения гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания, недостаток его калорийности, сложность учебных программ, неблагоприятные экологические факторы, состояние системы здравоохранения, вредные привычки и еще многое другое. Комплексное воздействие всех этих факторов, являющееся, к сожалению, одной из характерных черт нашей действительности, способно напрочь перечеркнуть какие бы то ни было положительные влияния от использования средств физической культуры даже при условии идеальной постановки процесса физического воспитания в школе, не говоря уже о ситуации, когда учащиеся ничего, кроме двух уроков, не имеют.

      Поэтому те, кто предполагают наличие прямой и определяющей зависимости состояния здоровья детей от двигательной активности на этих уроках, либо откровенно лукавят, либо не представляют себе всей глубины и масштабности данной проблемы.

      Действительно, было бы замечательно, если бы такую сложную и стратегически важную государственную проблему можно было бы решить столь простым способом, как повышение моторной плотности уроков физкультуры или превращение их в оздоровительные мероприятия. Видимо, поэтому так велико искушение представить урок чем-то вроде панацеи. При этом многие настаивают, чтобы главным критерием эффективности работы учителя физической культуры являлись показатели здоровья детей, статистика заболеваний школьников.

      Наряду  с искренне заблуждающимися подобная позиция очень привлекательна для тех, кого явно гипертрофированные представления о чудотворной роли двигательной активности на уроках физической культуры избавляют от необходимости принятия неотложных, действенных мер по решению сложнейших проблем, от которых в действительности зависит здоровье подрастающего поколения. И действительно, значительно проще свести причины социального, медицинского, биологического, геополитического характера к несовершенству методики преподавания уроков физической культуры, недостаточности двигательной активности на них, чем разрабатывать и реализовывать комплексную программу оздоровления населения страны, основой которой и должна стать постановка на качественно новый организационный и методологический уровень всей системы физического воспитания школьников. Стержнем этой системы должно стать образование в сфере физической культуры.

      В этой связи важно подчеркнуть  и нравственный аспект рассматриваемой позиции. С одной стороны, учитель физической культуры предстает в роли эдакого чудотворца, которому нипочем ни обострение социальных проблем, ни отягченная или неблагополучная наследственность, ни тяжелая экологическая обстановка, ни низкий уровень медицинского обслуживания, с чем не может справиться вся государственная машина. Достаточно ему самому немного поднапрячься да учащихся побольше погонять на двух уроках физической культуры в неделю - и проблемы низкого уровня здоровья школьников как ни бывало. С другой стороны, учитель физкультуры оказывается в крайне неблагодарной роли. Мало того, что перед ним ставятся заведомо невыполнимые задачи (причем без должного материального обеспечения и какой бы то ни было финансовой поддержки), но его еще и пытаются представить в роли своеобразного «стрелочника», ответственного за грехи целого ряда государственных структур, министерств и ведомств, не справляющихся со своими функциями.

      Но  как бы то ни было, а задачи оздоровительной направленности должны решаться в рамках учебной деятельности по физической культуре. Более того, именно урок физической культуры призван обеспечивать высокую эффективность их реалроации в целостном процессе физического воспитания школьников.

      При этом определенное значение имеют объем  и интенсивность двигательной активности на уроке физкультуры. Однако их не следует рассматривать как главный, определяющий фактор, от которого в решающей мере зависит успешность реализации задач оздоровительной направленности. При определении стратегии и тактики реализации этих задач необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, если она станет заботой всего общества, а также только при условии, что человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные заповеди сохранения здоровья: правильно питаться, правильно пить, правильно дышать, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих и подобных принципов и правил имел в виду                     Н.А. Семашко (13), когда, утверждая, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки.

      Для этого человек должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, уметь реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием учебной работы по физической культуре в школе.

      Таким образом, содействие решению проблемы здоровья детей может быть успешным не тогда, когда она будет самой главной, определяя собой основное содержание и направленность учебного предмета «Физическая культура», как принято считать в настоящее время, а только в том случае, когда главной будет образовательная направленность этого предмета (16). В условиях урока физической культуры нет более эффективного пути решения оздоровительных задач, чем посредством формирования соответствующих знаний и мотивационно-ценностных ориентации. Именно их формирование, а не сами, как правило, совершенно бесплодные попытки укрепить здоровье только за счет двигательной активности на уроках или их подмены оздоровительно-профилактическими мероприятиями может явиться фактором, эффективно способствующим решению этой стратегически важной проблемы.

      Невозможно  укреплять здоровье человека помимо его воли, тем более, что ценность здоровья для самих детей сомнительна (3). И здесь трудно переоценить роль образования. Образовательная направленность выступает в роли побудительного начала для запуска механизма физического самосовершенствования как важнейшего условия сохранения и укрепления здоровья.

      Знания  о том, как приобрести здоровье, умение его  приобретать и  сохранять - вот главное, неизбежное и труднопереоценимое следствие успешного решения задач образовательной направленности уроков физической культуры.

      Проведение  уроков физической культуры должно быть направлено прежде всего на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества в достижении необходимого уровня образованности в сфере физической культуры.

      Целесообразное  воздействие на физическое развитие, двигательную подготовленность, состояние  здоровья, формирование личности - это  комплексные задачи всех видов и  форм физического воспитания: оздоровительных мероприятий, тренировочных занятий, учебной работы, внеклассных и внешкольных форм, семейной физической культуры. Поэтому попытки решения всех этих стратегически важных и весьма сложных задач за счет двигательной активности в рамках двухразовых учебных занятий являются заведомо невыполнимыми.

      Представленные  аргументы свидетельствуют о  несостоятельности позиции тех, кто, переоценивая значение непосредственного  прикладного эффекта от двигательной активности на отдельном учебном  занятии, утверждает, что уроки физической культуры только для того и существуют, чтобы на них дети двигались, а не занимались разговорами. Они делают очевидным тот факт, что формируемое в процессе уроков образование в сфере физической культуры благодаря своей универсальности является не только более ценным вообще, но и наиболее ценным в прикладном отношении результатом учебной работы.

      Другие  формы, в силу своей специфики, фактически лишены возможностей для целенаправленного и систематического формирования у школьников необходимого физкультурного общеобразовательного минимума (так как главные цели у них другие: активный отдых, оздоровительное воздействие, достижение максимального спортивного результата) и несут вспомогательную функцию.

      Вместе  с тем именно в этих вспомогательных  формах должно быть сосредоточено решение всего остального объема задач, требующих значительно больших (чем урок) затрат времени и физических сил. Важнейшее место среди этих форм должна занимать систематическая самостоятельная двигательная активность. Только такой подход может позволить надеяться на успешное решение задач физического воспитания подрастающего поколения. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом