Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.

Сложность этого вопроса заключена в структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.

Объект исследования – процесс занятий физической культурой.

Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.

Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.

Содержание

Введение 3
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 4
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 5
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 6
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 8
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 9
1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 11
1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 17
2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе 23
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      ♦  соответствие плана нормативным  документам руководящих органов;

      ♦  учет общих принципов формирования физической культуры человека;

      ♦  реальность, конкретность и гибкость.

      При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

      Учет  общих принципов формирования физической культуры человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленностью физической культуры) при планировании должен в максимальной степени отражать:

      ♦  научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

      ♦  комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности;

      ♦  целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;

      ♦  объективные закономерности индивидуального  развития человека;

      ♦  последовательность решения образовательных  и воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами;

      ♦  прикладной эффект формирования физической культуры человека. Реальность и конкретность планирования должны предусматривать  учет

      имеющихся материально-технических, климатических  и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.

      Гибкость  планирования предполагает оперативное  реагирование на изменяющиеся условия  в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля.

      Планирование  достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность действий педагога. 

1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 

    Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым, способствуя улучшению его качества и эффективности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени.

    В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе - определение заключений и выводов, принятие соответствующих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, ответственности и творческой активности в работе педагога, уход от шаблонности, формализма и стихийности.

    Таким образом, значение хорошо поставленного  контроля заключается в том, что он,

    - во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом;

    - во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние, как на педагога, так и на занимающихся;

    - в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

    Ведущим фактором в осуществлении педагогического  контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются: своевременность; объективность; точность и достоверность; полнота и информативность; простота и наглядность.

    Своевременность контроля и учета предполагает выявление  новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педагогических воздействий.

    Объективность, точность и достоверность заключаются  в максимальном соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов недопустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам.

    Полнота и информативность предусматривают  достаточную всесторонность контроля и учета. Педагогический процесс - явление исключительно сложное. Его эффективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэтому наиболее существенным является определение в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты информации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности. Однако требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.

    Простота  контроля и учета предполагает доступность  его форм и методов, а также возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил.

    Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности. 

1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 

      Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

      Встает  вопрос: «Что же следует понимать под методом и какие их разновидности применяются в практике?» Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др. Несмотря на некоторые различия в понимании категории «метод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений:

      1.  Любой метод предполагает осознанную  цель, без чего невозможна целенаправленная  деятельность субъекта, т.е. он  всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ - это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.

      2.  Достижение намеченной цели осуществляется  в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.

      3.  Метод имеет свое предметное  содержание. Он включает в себя  инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

      4.  Всякий метод предназначен для  воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого  метода человеку надо что-то  знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

      5.  В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.

      6.  Применение метода должно неизбежно  и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату.

      Хотелось  бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной - двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

      Если  обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом:

      МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности. 
 
 

1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями                                     и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 

      Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть связано с аналогичными предшествующими и последующими звеньями и должно вносить определенный вклад в решение задач физического воспитания. Это становится возможным лишь при проведении их в соответствии с системой задач и тщательной организацией по содержанию и форме.

      Построение  занятий не может быть однозначным, одинаково пригодным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи с чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:

      I.  Урочные.

      II.  Неурочные.

      Несмотря  на значительные различия, все они  имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах  и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям.

      С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике. В процессе урока взаимодействия педагога и занимающихся основаны на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся.

      Учебно-воспитательный процесс на уроке надо рассматривать  как систему непрерывных взаимодействий педагога и постоянной по составу группы занимающихся. Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий как в общем физическом воспитании, так и в спортивной тренировке, прикладной физической подготовке.

      Главной особенностью уроков является: руководство  педагогом в течение  точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.

Информация о работе Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом