Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.

Сложность этого вопроса заключена в структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.

Объект исследования – процесс занятий физической культурой.

Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.

Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.

Содержание

Введение 3
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 4
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 5
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 6
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 8
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 9
1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 11
1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 17
2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе 23
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Достоинствами и преимуществом уроков физического  воспитания являются:

      ♦  непрерывность и четкость организации  и руководства учебно-воспитательным процессом;

      ♦  близкие контакты и возможность  лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими - друг друга;

      ♦  стимулирующее влияние организованного  коллектива на каждого. Эффективность  уроков зависит от соблюдения норм наполняемости группы. Поэтому в физическом воспитании различных контингентов населения установлены определенные нормы количества одновременно занимающихся. Соблюдение этих норм позволяет педагогу руководить учебно-воспитательным процессом группы с учетом особенностей каждого занимающегося. Превышение же нормы практически исключает возможность полноценного использования урока как формы организации занятий. 

1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 

      Педагогический  процесс состоит из составляющих его структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть главные его составляющие, совместить их с российским стандартом общего образования и требованиями модернизации школы.

      Педагогический  процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых физически, образованных учеников к жизнедеятельности при условии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

      Принципы  государственной политики в области  образования отражают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

      Физическое  воспитание школьников направлено на физическое и духовное совершенствования  учеников средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями учащихся в школе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) школьного звена российской системы физического воспитания.

      В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания школьников и создать новое педагогическое мышление учителя физической культуры,

      Многое  изменилось в жизни россиян. Формируется  новая общеобразовательная школа, формируется педагогическая деятельность учителя, которая направлена на развитие и саморазвитие ученика.

      Развитие ученика осуществляется не столько на основе ЗУНов, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей учеников — мальчиков, девочек, юношей, девушек.

      Саморазвитие  ученика направлено на формирование активного «Я», обучение его умениям саморазвиваться и после окончания школы, на протяжении всей жизни в условиях рыночных отношений.

      Всеми перечисленными обстоятельствами определяется структура современного процесса физического воспитания школьников, которая состоит из шести компонентов и показана в графической схеме, которая разработана на основе исследовательской работы автора на экспериментальных площадках в школах. 

 

    1. Целенаправленность  физического воспитания

Цели  физического воспитания определяются на основе необходимости всестороннего развития личности школьника.

      Задачи  физического воспитания включают усвоение знаний, овладение умениями, нравственное воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний, нужных для жизнедеятельности человека.

      2. Программа физического воспитания. До последнего времени разработано более двадцати программ физического воспитания. Каждую из них можно взять за основу для построения процесса физического воспитания школьников. При этом следует заложить в программу обязательный состав государственных требований по физической культуре - российский образовательный стандарт: 1) обязательный минимум содержания образовательной области «Физическая культура» и 2) требования к уровню подготовки школьников 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.

      Программа содержит базовый (федеральный) и вариативный компонент (разрабатывает учитель физической культуры).

      Базовый компонент программы содержит объем  федеральных требований к процессу физического воспитания, включает в себя российский образовательный стандарт по физической культуре. В общем объеме он занимает 70-75% всей программы.

      Вариативный компонент - 25-30% программы разрабатывает учитель физической культуры с учетом:

      а)  географических и климатических  условий местонахождения школы;

      б) этнических особенностей большинства  населения;

      в)  социально-экономических условий проживания людей.

      Принимается во внимание качество материальной базы школы (физкультурный зал, плоскостные  спортивные сооружения), наличие оборудования, инвентаря, технические средства обучения. Учитываются пожелания школьников, интересы родителей в занятиях детей физическими упражнениями.

      В процессе обучения физической культуре школьников применяются примерные программы начального, основного и среднего (полного) образования.

      Может быть разработана авторская программа  физического воспитания по пяти направлениям школьной физической культуры:

      а)  урочному;

      б)  прикладному;

      в)  физкультурно-оздоровительному;

      г)  внеклассному;

      д)  общешкольному.

      3. Модель физического воспитания школьников. Создается на основе избранной учителем программы, форм физического воспитания и представляет собой авторскую конструкцию педагогического процесса; при этом математически рассчитывается двигательный режим ученика. Например, «Модель физического воспитания школьников с направленным развитием двигательных способностей», «Модель оздоровительного двигательного режима ученика», «Модель физического воспитания с рекреационно-спортивной направленностью»1.

      Модель  рассматривается как совокупность форм физического воспитания, объединенных единой целью и направленных на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных педагогических задач.

      4.  Технология физического воспитания (технология модели)

      Создается на основе избранной учителем программы и модели физического воспитания и составляет процессуальную часть педагогической деятельности учителя. Отражается в технологической карте педагогического процесса, включает планирование и учет учебы учеников.

      Технология физического воспитания - это совокупность средств (физических упражнений программы), методов, форм организации и условий занятий двигательными действиями (их около 40), направленных на реализацию целей и решение педагогических задач. Базовая модельная технология описана в монографии автора.

      5. Качество физического воспитания

      Качество  физического воспитания определяет эффективность профессиональной работы учителя. Оно выявляет соответствие процесса физического воспитания государственным установлениям в области школьного образования в Российской Федерации и, в первую очередь, образовательному стандарту по физической культуре.

      Выявляются  объективные и субъективные показатели качества.

      Объективные:

      1)  уровень достигнутого учениками  здоровья (по результатам медицинского  обследования учеников);

      2)  физическое развитие (на основе  антропометрических показателей);

      3) физическая подготовленность (развитие  физических качеств по экспресс-тестам);

      4) двигательная подготовленность (оценка  владения движениями);

      5)  умение владеть двигательными  действиями в изменяющихся условиях (в комбинированных эстафетах, при преодолении полосы препятствий, на местности).

      Субъективные  показатели:

      1)  уровень профессиональной подготовки  учителя;

      2) отношение учителя к своим  обязанностям;

      3)  отношение родителей учеников  к физической культуре;

      4) отношение школьника к занятиям  физическими упражнениями;

      5)  психологическая атмосфера в  классе (взаимоотношения между учениками).

      Качество  физического воспитания определяется посредством мониторинга, т.е. выявлением объективных показателей поведения и успеваемости ученика и принятием учителем адекватных педагогических решений, которые должны быть положены в основу управления физическим воспитанием школьников.

      6. Управление процессом физического воспитания

      Под управлением понимают функционально-процессуальную деятельность учителя физической культуры, направленную на руководство системой физического воспитания, обеспечивающую качественное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. В процессе управления происходит выход на более высокий уровень задач после изучения тем программы, освоения этапа обучения, развития физических качеств, серии уроков физической культуры, после окончания учебной четверти, полугодия, учебного года.

      Выход на другой уровень задач происходит в процессе реализации модели физического воспитания, процессуальной технологии, демонстрации учениками основных знаний, двигательных умений, уровня развития физических качеств. Так, в 1-4-х классах ученики осваивают физическую культуру с общеразвивающей направленностью, в 5-9-х классах - с выраженной образовательной и общеприкладной направленностью, в 10-11-х классах - с рекреационно-спортивной и тренировочной направленностью.

      В основу управления положен мониторинг качества, после чего следуют педагогические решения, направленные на коррекцию всего процесса физического воспитания или его составляющих. Движение выявления качества определяется в направлении: ученик - класс - возрастная группа школьников. Мониторинг должен быть постоянным и объективным.

      Надлежит  помнить высказывание П.Ф. Лесгафта (1937-1909), крупного общественного деятеля, врача, анатома и педагога о том, что задача физического образования состоит «в ограничении произвола в действиях молодого человека, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить его сознательно относиться к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшей тратой материала и сил».

      Физическое воспитание школьников - сложнейшая педагогическая система совершенствования человека, направленная на подготовку школьников к жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 

2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 

      Для полноты представлений о современном  состоянии проблемы общего образования в сфере физической культуры и перспективах совершенствования этого процесса необходимо обратить внимание на ряд очень важных обстоятельств. Одно из самых серьезных из них заключается в том, что на фоне крайне слабой реализации образовательной направленности урока физической культуры очень ярко проявляется и другая крайность -явная переоценка его возможностей по другим направлениям.

      Данное  обстоятельство находит свое выражение  в попытках большинства учителей и многих ученых (в том числе и разработчиков концепций) представить дело так, что ведущее положение предмета «Физическая культура» в системе организации физического воспитания школьников обусловлено главным образом «...возможностью решения всего комплекса задач физического воспитания в органическом единстве» (14), а также «...полнотой и научной обоснованностью содержания учебного материала, освоение которого способно обеспечить требуемый уровень здоровья, физического развития и образования».

Информация о работе Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом