Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа
Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.
Сложность этого вопроса заключена в структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.
Объект исследования – процесс занятий физической культурой.
Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.
Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.
Введение 3
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 4
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 5
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 6
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 8
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 9
1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 11
1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 17
2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе 23
Заключение 27
Литература 28
Пензенский государственный педагогический университет
им.
В. Г. Белинского
Факультет
физической культуры
Кафедра
теоретических основ
Салихов Наиль Мунилович
группа 45 ФК
Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом
Курсовая
работа
Руководитель работы:
к.п.н., доцент
Макаренко
Вера Константиновна
Пенза – 2008
Содержание
Введение | 3 |
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека | 4 |
|
5 |
|
6 |
|
8 |
|
9 |
|
11 |
|
12 |
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой | 17 |
|
17 |
|
23 |
Заключение | 27 |
Литература | 28 |
Введение
Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.
Сложность
этого вопроса заключена в
структуре механизма
Объект исследования – процесс занятий физической культурой.
Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.
Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.
Задачи исследования:
- выявить условия, оказывающие влияние на эффективность занятий физической культурой;
-
описать и дать анализ
Методы
исследования – изучение литературы
по теме исследования и ее анализ.
1.
Значение занятий
физической культурой
в жизни человека
Физическая культура - действенное и незаменимое средство гармоничного развития и укрепления здоровья как взрослого, так и подрастающего поколения. Систематические занятия физической культурой способствуют правильному формированию растущего организма, повышению его функциональных возможностей и расширению диапазона его адаптивных реакций на воздействия внешней среды и физическую нагрузку. В настоящее время физкультура и спорт особенно необходимы.
Физическая культура призвана в настоящее время восполнить тот «двигательный пробел», который образовался в ходе эволюционного развития человека, когда он постепенно от активного поиска пропитания, силой мысли стал создать условия, позволяющие получать готовую и быструю еду. В итоге человеческий организм оказался в «физиологической ловушке» т.к. он, скорее всего не предназначен только лишь для активной мыслительной деятельности. Многие исследования ученых говорят о том, что человек продолжает в двигательном плане оставаться активным существом. Многие патологические болезненные изменения в организме человека происходят из-за низкой двигательной активности. Отсюда возникает потребность в организации и обеспечении человека необходимым уровнем двигательной активности и ее качеством.
В связи с этим изменились цели занятий физической культурой. Сейчас она стала необходимой для поддержания необходимого уровня здоровья. Причем здоровья не только физического, но психического и духовного. Результаты многих исследования показывают тесную связь занятий физическими упражнениями с различными сторонами развития человека.
В настоящее время по нашему мнению физическая культура находится в условиях кризиса своего развития. Продолжая оставаться важным и необходимым условием жизнедеятельности каждого человека, ее просто избегают. Причинами этого являются:
-
низкая культура воспитания (в
данном случае низкая
-
отсутствие активной
-
отсутствие условий,
-
пренебрежение урочными
- подмена задач физической культуры задачами спортивной подготовки;
- пренебрежения принципами, методами и средствами физической культуры и т.д.
Отсюда возникают проблемы привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Не следует забывать, что занятия физической культурой являются деятельностью, которая должна выполняться с определенным постоянством и качеством, поэтому требует от человека проявления усилий и воли над собой. Для многих людей подобная физкультурная деятельность не приводит не к чему. С нашей точки зрения здесь следует разработать определенные психолого-педагогические принципы, которые могут быть использованы для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. К сожалению, современные исследователи заняты вопросами разнообразия, информирования людей, считая, что именно эти условия способны повысить интерес к занятиям физической культурой. Однако как показывают простые наблюдения количество людей занимающихся физической культурой в целях своего здоровья и повышения уровня физического здоровья достаточно мало. Отсюда следует, что многие идеи исследователей, несущие рациональное зерно организации эффективных занятий физической культуры, наталкивается на другие внешние причины, которые оказываются в жизни человека куда более важными, чем здоровье человека.
Исходя из всего выше сказанного считаем, что эффективность занятий физической культурой и спортом определяется разнообразием используемых средств и методов физического воспитания, научной обоснованностью, планомерным контролем за подготовленностью и состоянием здоровья, соблюдением физкультурных и общепедагогических принципов в процессе занятий физическими упражнениями.
Следует отметить, что методы повышения эффективности занятий физической культурой будут отличаться от методов повышения эффективности занятий спортом и различия эти будут, прежде всего, связаны с задачами, решаемыми спортом и физической культурой.
Таким
образом, эффективность занятий
физической культурой и спором есть
слагаемое нескольких факторов, которые
необходимо учесть педагогу по физической
культуре и тренеру по виду спорта.
1.1.
Соблюдение принципов
физической культуры
как условие эффективности
процесса занятий физическими
упражнениями
Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том числе военной. Краеугольные положения, изложенные выше, отражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности).
В
системе образования и
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.
1.2.
Планирование в физической
культуре как условия
повышения эффективности
занятий
Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами.
Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями.
В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:
Информация о работе Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом