Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.

Сложность этого вопроса заключена в структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.

Объект исследования – процесс занятий физической культурой.

Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.

Цель исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.

Содержание

Введение 3
1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 4
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 5
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 6
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 8
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 9
1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями и их значение для роста эффективности занятий физической культурой 11
1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников 12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе 17
2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе 23
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Пензенский  государственный педагогический университет

им. В. Г. Белинского 
 

Факультет физической культуры 

Кафедра  теоретических основ физического  воспитания 
 

Салихов Наиль Мунилович

группа 45 ФК

Методы  повышения эффективности  занятий                                                физической культурой и спортом

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  работы:

к.п.н., доцент

Макаренко Вера Константиновна 
 
 
 
 

Пенза – 2008

Содержание 

Введение 3
1. Значение занятий  физической культурой  в жизни человека 4
    1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями
5
    1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий
6
    1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
8
    1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями
9
    1.5. Формы построения занятий физическими упражнениями                                     и их значение для роста эффективности занятий физической культурой
11
    1.6. Структура современного процесса физического воспитания школьников
12
2. Анализ некоторых причин, ведущих к снижению эффективности занятий физической культурой 17
    2.1. Теоретико-логическое обоснование принципиальной невозможности решения основных задач физического воспитания в рамках учебного процесса по физической культуре в школе
17
    2.2. Сущность проблемы, связанной с реализацией  задач оздоровительной  направленности в  процессе учебной  работы                           по физической культуре в школе
23
Заключение 27
Литература 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность. Сложившаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, здоровья и качества занятий физической культурой требует постоянного поиска новых и совершенствования существующих средств и методов физического воспитания. Отсюда поиск методики повышения эффективности занятий физической культурой является актуальным вопросом.

    Сложность этого вопроса заключена в  структуре механизма эффективных занятий физической культурой. Это есть слагаемая множества факторов, где теоретическая, методическая обеспеченность самого процесса, педагогическое мастерство учителя и многое другое занимает основное место в решении вопросов эффективности занятий физической культурой.

    Объект  исследования – процесс занятий физической культурой.

    Предмет исследования – анализ условий, позволяющих повысить эффективность занятий физической культурой.

    Цель  исследования – Рассмотреть условия позволяющие разработать методику, направленную на повышение эффективности занятий физической культурой.

    Задачи  исследования:

    - выявить условия, оказывающие влияние на эффективность занятий физической культурой;

    - описать и дать анализ условиям, обеспечивающим эффективность занятий  физической культурой.

    Методы  исследования – изучение литературы по теме исследования и ее анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение занятий  физической культурой  в жизни человека 

      Физическая  культура - действенное и незаменимое средство гармоничного развития и укрепления здоровья как взрослого, так и подрастающего поколения. Систематические занятия физической культурой способствуют правильному формированию растущего организма, повышению его функциональных возможностей и расширению диапазона его адаптивных реакций на воздействия внешней среды и физическую нагрузку. В настоящее время физкультура и спорт особенно необходимы.

      Физическая  культура призвана в настоящее время  восполнить тот «двигательный пробел», который образовался в ходе эволюционного развития человека, когда он постепенно от активного поиска пропитания, силой мысли стал создать условия, позволяющие получать готовую и быструю еду. В итоге человеческий организм оказался в «физиологической ловушке» т.к. он, скорее всего не предназначен только лишь для активной мыслительной деятельности. Многие исследования ученых говорят о том, что человек продолжает в двигательном плане оставаться активным существом. Многие патологические болезненные изменения в организме человека происходят из-за низкой двигательной активности. Отсюда возникает потребность в организации и обеспечении человека необходимым уровнем двигательной активности и ее качеством.

      В связи с этим изменились цели занятий  физической культурой. Сейчас она стала  необходимой для поддержания  необходимого уровня здоровья. Причем здоровья не только физического, но психического и духовного. Результаты многих исследования показывают тесную связь занятий физическими упражнениями с различными сторонами развития человека.

      В настоящее время по нашему мнению физическая культура находится в условиях кризиса своего развития. Продолжая оставаться важным и необходимым условием жизнедеятельности каждого человека, ее просто избегают. Причинами этого являются:

      - низкая культура воспитания (в  данном случае низкая физическая  культура личности);

      - отсутствие активной пропаганды  массовой физической культуры  и здорового образа жизни;

      - отсутствие условий, способствующих  привлечению к систематическим занятиями физической культурой и спортом;

      - пренебрежение урочными занятиями  физической культурой, начиная с детей дошкольного возраста (замена «менее важных» уроков физической культуры более «необходимыми» уроками математики);

      -  подмена задач физической культуры задачами спортивной подготовки;

      - пренебрежения принципами, методами  и средствами физической культуры и т.д.

      Отсюда  возникают проблемы привлечения  населения к систематическим  занятиям физической культурой и спортом.

      Не  следует забывать, что занятия  физической культурой являются деятельностью, которая должна выполняться с определенным постоянством и качеством, поэтому требует от человека проявления усилий и воли над собой. Для многих людей подобная физкультурная деятельность не приводит не к чему. С нашей точки зрения здесь следует разработать определенные психолого-педагогические принципы, которые могут быть использованы для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. К сожалению, современные исследователи заняты вопросами разнообразия, информирования людей, считая, что именно эти условия способны повысить интерес к занятиям физической культурой. Однако как показывают простые наблюдения количество людей занимающихся физической культурой в целях своего здоровья и повышения уровня физического здоровья достаточно мало. Отсюда следует, что многие идеи исследователей, несущие рациональное зерно организации эффективных занятий физической культуры, наталкивается на другие внешние причины, которые оказываются в жизни человека куда более важными, чем здоровье человека.

      Исходя  из всего выше сказанного считаем, что  эффективность занятий физической культурой и спортом определяется разнообразием используемых средств и методов физического воспитания, научной обоснованностью, планомерным контролем за подготовленностью и состоянием здоровья, соблюдением физкультурных и общепедагогических принципов в процессе занятий физическими упражнениями.

      Следует отметить, что методы повышения эффективности  занятий физической культурой будут  отличаться от методов повышения  эффективности занятий спортом  и различия эти будут, прежде всего, связаны с задачами, решаемыми спортом и физической культурой.

      Таким образом, эффективность занятий  физической культурой и спором есть слагаемое нескольких факторов, которые  необходимо учесть педагогу по физической культуре и тренеру по виду спорта. 

1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 

      Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

      К числу принципов, отражающих идейные  основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

      В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том числе военной. Краеугольные положения, изложенные выше, отражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности).

      В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания. К специфическим принципам физического воспитания относят:

  1. Принцип сознательности и активности.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип систематичности.
  4. Принцип индивидуализации.
  5. Принцип доступности.
  6. Принцип постепенного повышения требований.

      Кроме этих принципов в практике физического  воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».

      Таким образом, в системе физического  воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.

       

1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 

      Деятельность  специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами.

      Сущность  планирования в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями.

      В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:

Информация о работе Методы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом