Методика развития силовой выносливости при занятиях оздоровительной аэробикой с женщинами 35 – 40 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Цель оздоровительных фитнес – программ в соединении с рациональным питанием для женщин данного возраста, в достижении и поддержке физического благополучия, снижение риска заболеваний, коррекции форм тела с учетом индивидуальностей женского организма, доведение их к возможному совершенству и тем самым удовлетворение морально – волевых нужд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………........…….… 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6 1.1.Силовая выносливость как физическое качество в теории и методике физической культуры и спорта ……………………………………............... .. 6
1.2. Физиологические особенности женщин 35 – 40 лет ……………......… 12
1.3. Характеристика фитнеса и оздоровительной аэробики ………......... .. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ С ЖЕНЩИНАМИ 35-40 ЛЕТ.……………………………………………..… 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования………………………………….…............... 28
2.3. Результаты исследования ………………………………………….…. . 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 859.00 Кб (Скачать)

 

2.2. Организация исследования

Исследование проходило на базе спортивного клуба «Грифон». Эмпирический объект исследования – 20 женщин от 35 до 40 лет, занимающиеся в клубе от 10 месяцев до 1 года в оздоровительных группах по различным фитнес – программам. Исследуемые были разделены на две группы по 10 человек – 1 группа – экспериментальная, 2 группа – контрольная.

Характеристики испытуемых в экспериментальной и контрольной группах представлены в приложении.

Исследование проводилось в  течение 3 месяцев. Исследовательская работа состояла из нескольких связанных между собой этапов.

1 Этап – диагностический. Наше исследование начиналось с диагностики, целью которой являлось выявления уровня развития силовой выносливости у обеих групп испытуемых.

2 Этап – коррекционный. На основе проведенного анализа научно - исследовательской литературы, а также экспериментального исследования уровня развития силовой выносливости, была разработана методика развития силовой выносливости для женщин 35-40 лет.

3 Этап – контрольный. После проведенной коррекционной развивающей работы была проведена повторная диагностика, направленная на определение достигнутого уровня развития силовой выносливости у обеих групп испытуемых.

4 Этап – оформление полученных материалов и написание квалификационной работы.

На первом этапе были исследованы обе группы женщин. Испытуемые проходили тестирование на развитие силовой выносливости, данные вносились в таблицы.

 

 

2.3. Результаты исследования

Перед началом эксперимента все  его участники прошли испытания  по  трем тестам. На основе полученных данных были сформированы две равноценные по уровню подготовленности группы - экспериментальная и контрольная. Достоверных различий между средними показаниями контрольных тестов в этих группах не обнаружено.

Все показатели тестирования вносились в таблицы. Повторные тестирования (каждые 3-6 месяцев) дают возможность проследить за динамикой улучшения физической подготовленности, скорректировать индивидуальный тренинг, рекомендовать соответствующую программу групповых занятий с учетом наклонностей и желаний занимающихся. Это может быть базовая аэробика низкой или высокой интенсивности, силовые направления, степ – аэробика и другие виды аэробики.

Итак, первичная диагностика выявила  исходный уровень развития силовой выносливости женщин 35-40 лет до эксперимента.

По данным таблицы 2.3.1 видно, что показатели двух групп находятся примерно на одном уровне, что может свидетельствовать об однородности результатов.

 

 

Таблица 2.3.1

Средние значения показателей  силовой выносливости до эксперимента.

Контрольные упражнения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Сгибание рук (кол-во раз)

14,6

15,1

Приседание (время выполнения,сек)

21,1

21,5

Подъем корпуса (кол-во раз)

26,2

26,9


Из рис. 1 можно сделать вывод о том, что показатели в обеих группах находятся примерно на одном уровне и не значительно отличаются друг от друга.

 

Рис. 1.

Средние значения уровня развития силовой выносливости обеих групп до эксперимента.

На втором этапе нами была разработана  методика развития силовой выносливости для женщин 35 – 40 лет.

 Контрольная группа занималась  по программе, включающей в  себя занятия 3 раза в неделю  по 55 минут, из которых 2 занятия  по силовой аэробике формата Body sculpt и одно занятие по степ – аэробике. Экспериментальная группа занималась по той же программе, что и контрольная, но в формат урока Body sculpt были добавлены режимы изометрического и изотонического характера.

Формат урока Body sculpt в контрольной группе длительностью 55 минут включает в себя:

  1. Аэробная разминка 5-7 мин. (базовые шаги аэробики).
  2. Основная часть:

- упражнения на мышцы ног  5 – 7 мин.

- упражнения на мышцы спины  5 – 7 мин.

- упражнения на мышцы плеча  4 – 5 мин.

- упражнения на бицепс 4 – 5 мин.

- упражнения на трицепс 4 –  5 мин.

Упражнения в партере:

- упражнения на мышцы ягодиц 2 – 3 упр.,5 – 6 мин.

- упражнения на мышцы, отводящие  либо приводящие бедро 4 мин.

- упражнения на грудные мышцы  4 – 6 мин.

- упражнения на мышцы брюшного  пресса 5 – 7 мин.

3. Заключительная часть 5 – 7 мин.

Все упражнения выполняется в режиме 1*1 – на каждый счет и 2*2 – медленно.

Формат урока Body sculpt в экспериментальной группе длительностью 55 минут включает в себя те же упражнения, что и в контрольной, но упражнения выполняются в таких режимах как: 4*4 – очень медленно; 2*2 – медленно; 3 пружины; 7 пружин; 3*1 – медленно 3 вниз – 1 наверх; 1*3 – 1 вниз – медленно 3 наверх; удержание 3, 7 счетов (стоп).

Формат урока по степ – аэробике в контрольной и экспериментальной  группах одинаковый, продолжительностью 55 минут, и включает в себя:

1. Аэробная разминка – 5 –  7 мин.

2.  Предварительный стретчинг – 2 – 3 мин.

3. Основная часть – 20 – 35 мин.:

- разучивание базовых шагов

- соединение базовых шагов в  комбинации

- модификации этих шагов

4. Заключительная часть – 3 – 5 мин.

5. Заключительный стретчинг –  4 – 5 мин.

По данной программе испытуемые занимались в течении 3-х месяцев. На протяжении всего эксперимента испытуемые в обеих группах не посещали другие уроки оздоровительной аэробики, бассейн, тренажерный зал, а занимались только по разработанной нами программе.

На третьем этапе было проведено экспериментальное исследование, целью которого была проверка гипотезы о том, что дополнительное использование упражнений изометрического и изотонического характера в силовых уроках по оздоровительной аэробике, окажет положительное влияние на развитие силовой выносливости женщин 35-40 лет.

 После  3 месяцев эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого были зафиксированы и систематизированы в таблицы 2.3.2.

Контрольный эксперимент показал, что положительная динамика прослеживается в обеих группах, однако показатели силовой выносливости более высоки в экспериментальной группе.

 

Таблица 2.3.2

Средние значения показателей силовой  выносливости после эксперимента.

Контрольные упражнения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Сгибание рук (кол-во раз)

17,2

21,2

Приседание (время выполнения,сек)

24,1

28,4

Подъем корпуса (кол-во раз)

30,5

33,6


 

Более наглядно преимущество занятий  в экспериментальной группе видно на рис 2.

Рис. 2

Средние значения уровня развития силовой выносливости обеих групп после эксперимента.

После эксперимента разница в группах была выявлена и наглядно видна на рис.3. Прирост результатов в упражнении на сгибание рук в контрольной группе составил 21%, в экспериментальной группе - 41%. Такая же разница в результатах контрольной и экспериментальной группы , почти в два раза, наблюдается в тесте с приседанием. Здесь прирост результатов в контрольной группе составил 14,2%, а в экспериментальной 32%.

Рис.3

 Процент прироста показателей силовой выносливости за время эксперимента.

 

Прирост результатов в упражнении на силу  мышц брюшного пресса в контрольной  группе составил 16,4%, в экспериментальной - 24,9%. Разница показателей дух групп незначительна, всего 8%. Это можно обосновать тем, что у женщин в возрасте 35 – 40 лет начинает снижаться ряд показателей физического развития и физиологические особенности  женщин данного возраста не предполагают высокого прироста уровня силовой выносливости в данном упражнении, а занятия оздоровительной аэробикой направлены в основном на поддержание этих показателей на устойчивом уровне, улучшение общего уровня работоспособности.

Итак, в результате проведенных нами исследований и математической обработке результатов, гипотеза, которая предполагала, что дополнительное использование режимов изометрического и изотонического характера в силовых уроках по оздоровительной аэробике, окажет положительное воздействие на развитие силовой выносливости у женщин 35-40 лет получила  подтверждение. Из этого можно сделать заключение, что предполагаемая нами  экспериментальная методика способствует поддержанию и развитию уровня силовой выносливости. Такие результаты следует признать положительными  и соответствующими возрастным возможностям женщин 35 - 40 лет.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Опираясь на физиологические особенности развития силовой выносливости у женщин 35 – 40 лет рекомендуется следующее: использование отягощения меньшего веса, выполняя большее число повторений, нагрузка на выносливость для женщин должна быть небольшой по объему и повышаться постепенно, подбор упражнений проводить с учетом охвата больших групп мышц, выполнение упражнений силовой направленности 2 – 3 раза в неделю, отдельно от кардио – нагрузки, а если это возможно, то после, а не до аэробной части занятия.

2. В результате проведенных исследований в группах до и после эксперимента была выявлена положительная динамика показателей силовой выносливости. Прирост результатов в упражнении на сгибание рук в контрольной группе составил 21%, в экспериментальной группе - 41%. Такая же разница в результатах контрольной и экспериментальной группы , почти в два раза, наблюдается в тесте с приседанием. Здесь прирост результатов в контрольной группе составил 14,2%, а в экспериментальной 32%. Прирост результатов в упражнении на силу  мышц брюшного пресса в контрольной группе составил 16,4%, в экспериментальной - 24,9%. Таким образом, экспериментальная методика способствует поддержанию и развитию уровня силовой выносливости у женщин 35-40 лет.

3. Разработанная методика развития силовой выносливости с дополнительном использование режимов изометрического и изотонического характера в силовых уроках по оздоровительной аэробике, оказывает положительное воздействие на развитие данного качества у женщин 35-40 лет.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ашмарин, Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.,  Физкультура и спорт,  2009. – 44с.
  2. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека. – М., Спорт, 2004. – 20 с.
  3. Булатова, М., Усачева, Ю.; под ред. Т.Ю. Круцевич // Теория и методика физического воспитания. – Киев: Олимпийская литература, 2002. –342- 378 с.
  4. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. М., 2002. – 508 с.
  5. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой // П. И. Готовцев, В.Л. Дубровский – М., 2004. –12 с.
  6. Гужаловский, А.А., Основы теории и методики физической культуры.  - М., Физкультура и спорт,  1988. – 288с.
  7. Дёмин, Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. – М., Физкультура и спорт, 2003. –115 с.
  8. Диско, Л.Г.,  Гарипов, Н.Н. Особенности физического развития и его коррекция у женщин  30–40 лет,  проживающих  в условиях северного региона  // Вестник КГУ. Гуманитарные науки. 2006. №6/1. – 386 – 389с.
  9. Ивлев, М.П. Аэробика – теория и методика проведения занятий // М.П. Ивлев, П.И. Котов, Т.В. Левченкова. – М., СпортАкадемПресс, 2002. – 303с.
  10. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. – 2-е изд. доп., перераб. – М., Физкультура и спорт, 1989. – 224с.
  11. Лисицкая, Т. Аэробика. Теория и методика // Т. Лисицкая, Л. Сиднева. – М., 2002. – 221с.
  12. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов ВУЗов / A.M. Максименко. - М.: Типография 4-й филиал Воениздата, 2009. - 320 с.
  13. Малышева, Н.Л. Программа занятий ритмической гимнастикой для женщин 18–30 лет //Н.Л.Малышева.–2-е изд., испр. и доп. – Минск: БГУФК, 2006. – 10с.
  14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и проф.- прикл. форм физ. культуры: учеб. для ин - тов физ. культуры // Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 258 с.
  15. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика // Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 384с.
  16. Мотылянская, Р. Е. Спорт и возраст. – М., 2001. – 22 с.
  17. Мякиченко, Е.Б., Ивлев, М.П., Григоренко А.В. Тренировочная нагрузка на занятиях по аэробике. // Аэробика, 1999, № 2. – 11 с.
  18. Паффенбаргер, Р. Здоровый образ жизни: пер. с англ. // Р. Паффенбаргер, Э. Ольсен. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 76с.
  19. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М., 2000. – 72 с.
  20. Селуянов, В. Технология оздоровительной физической культуры // В. Селуянов. – М.: СпортАкадемПресс, 2011. – 172с.
  21. Соковня – Семенова, И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.  - М., Академия, 1997. – 205с.
  22. Татура, Ю. Фитнес – тонкости, хитрости и секреты // Ю. Татура. – М., ЗАО (Новый издательский дом), 2008. – 352с.
  23. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов // Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., Просвещение, 1990. – 287с.
  24. Теория и методика физического воспитания: в 2-х т. // под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература. 2008. – 391с.Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания; Т. Методика физического воспитания различных групп населения.
  25. Теория и методика физической культуры: Учебник // под ред. Ю.Ф. Курамшина.- 3- е изд., стереотип.- М., Советский спорт, 2007.- 464 с.
  26. Терминология спорта: толковый словарь спортивных терминов Е 35 (Около 9500 терминов) // сост.Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М., Спорт АкадемПресс, 2001. – 480с.
  27. Уилмор, Д. Физиология спорта и двигательной активности: пер. с англ. // Д. Уилмор, Д. Костилл. – Олимпийская литература, 1997. – 504 с.
  28. Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., Физкультура и спорт, 2000. – 480с.
  29. Хоули, Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс: Пер. с англ. – К., Олимпийская литература, 2006. – 368с.
  30. Шестакова, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий // М.П. Шестакова. – М., Прогресс, 2002. – 304с.

Информация о работе Методика развития силовой выносливости при занятиях оздоровительной аэробикой с женщинами 35 – 40 лет