Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:50, дипломная работа
Цель оздоровительных фитнес – программ в соединении с рациональным питанием для женщин данного возраста, в достижении и поддержке физического благополучия, снижение риска заболеваний, коррекции форм тела с учетом индивидуальностей женского организма, доведение их к возможному совершенству и тем самым удовлетворение морально – волевых нужд.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………........…….… 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6 1.1.Силовая выносливость как физическое качество в теории и методике физической культуры и спорта ……………………………………............... .. 6
1.2. Физиологические особенности женщин 35 – 40 лет ……………......… 12
1.3. Характеристика фитнеса и оздоровительной аэробики ………......... .. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ С ЖЕНЩИНАМИ 35-40 ЛЕТ.……………………………………………..… 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования………………………………….…............... 28
2.3. Результаты исследования ………………………………………….…. . 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«Астраханский государственный университет»
(Астраханский государственный университет)
Допускается к защите
«___»_________2012 г.
Зав. каф.____________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
АЭРОБИКОЙ С ЖЕНЩИНАМИ 35 – 40 ЛЕТ»
Выполнил:
студентка группы ФК 61
Лыкова Н.Д.
____________
Руководитель:
доцент кафедры спорт.
игр и АФК, д.б.н.
Ярошинская А.П.
_____________
АСТРАХАНЬ 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что здоровье нации – это здоровье каждого человека, каждой семьи и всего населения в целом.
И в основе всего этого находится женщина, которая выполняет важную репродуктивную и социальную функции. На сегодняшний день для женщин в возрасте 35- 40 лет занятия фитнесом – это требование времени, которое разрешает поддерживать себя в хорошей физической форме, быть уверенной в себе, а значит вести полноценный образ жизни, находиться в гармонии с собой и окружающим миром, т.е. быть физически и психологически здоровой. По статистике уровень физического состояния женщин данного возраста в России в большинстве случаев средний и ниже среднего.
Оздоровительные фитнес - программы являются оптимальным средством гармоничного развития человека и привлечение его к здоровому образу жизни. А в объединении с рациональным питанием предупреждают и спасают от целого ряда заболеваний, в том числе и хронических, а значит, способствуют повышению уровня физического состояния[11,13,15].
Цель оздоровительных фитнес – программ в соединении с рациональным питанием для женщин данного возраста, в достижении и поддержке физического благополучия, снижение риска заболеваний, коррекции форм тела с учетом индивидуальностей женского организма, доведение их к возможному совершенству и тем самым удовлетворение морально – волевых нужд.
Особое значение приобретают укрепление и поддержание здоровья, и формирование здорового образа жизни женщин в возрасте 35–40 лет. Этот возрастной период характеризуется тем, что наступает первый этап медленного, но неуклонного снижения ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала у женщин, а именно: уменьшается плотность костной ткани, понижается содержания кальция в костях, что приводит к остеопорозу, ухудшению осанки, увеличивается риск переломов костей. Ухудшаются эластичные свойства связок и сухожилий. С возрастом уменьшается мышечная масса. У 30 – летних она составляет около 36 кг. Со стороны сердечно – сосудистой системы снижается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление и чувствительность к усталости. Увеличивается частота дыхания и уменьшается его глубина, в целом снижается эффективность дыхательной функции. С возрастом понижается интенсивность обмена веществ и энергии [8,9,16].
Специалисты [13,15,18,30] утверждают, что дефицит движений особенно отрицательно сказывается на женском организме.
Многие специалисты в области физического воспитания отмечают наличие оздоровительного эффекта при использовании в физкультурных занятиях аэробных упражнений женщинами различного возраста, уровня физической подготовленности и состояния здоровья.
По мнению М. П. Шестаковой [30], аэробические упражнения являются единственным универсальным средством в профилактике различных заболеваний, в том числе и возрастных.
Развитие обшей выносливости на начальном этапе подготовки Е. Б. Мякиченко, М. П. Ивлев, А. В. Григоренко [17] считают одной из первостепенных задач. Авторы отмечают, что оптимальное сочетание в тренировочном процессе средств специальной подготовки и общеразвивающих упражнений, направленных на развитие общей выносливости, повышает уровень обшей и специальной работоспособности.
Цель исследования – разработать методику развития силовой выносливости для женщин 35 – 40 лет, опираясь на физиологические особенности организма в этом возрасте.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития силовой выносливости у женщин 35 - 40 лет, опираясь на литературные источники.
2. Изучить динамику силовой выносливости у женщин 35- 40 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику оздоровительной тренировки у женщин 35 – 40 лет, направленную на развитие силовой выносливости.
Объект исследования: процесс воспитания силовой выносливости в оздоровительной аэробике у женщин 35-40 лет.
Предмет исследования: средства и методы воспитания силовой выносливости у женщин 35-40 лет на занятиях оздоровительной аэробикой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что дополнительное использование упражнений изометрического и изотонического характера в силовых уроках по оздоровительной аэробике, окажет положительное воздействие на развитие силовой выносливости у женщин 35-40 лет.
Практическая значимость – полученные данные эксперимента позволят внести коррективы в программу по оздоровительным видам аэробики для женщин 35 – 40 лет.
Теоретическая значимость – полученные новые материалы можно учитывать при подготовке специалистов – тренеров в оздоровительных технологиях.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она изложена на 46 страницах машинописного текста, иллюстрирована таблицами и рисунками. Список литературы состоит из 30 наименований.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1.Силовая выносливость как физическое качество в теории и методике физической культуры и спорта
Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности [3].
Развитие выносливости — это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности [1]. Длительность работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы.
Первая фаза — работа до появления чувства усталости, которое у спортсменов свидетельствует, как правило, о наступлении утомления.
Вторая фаза — работа на фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать заданную или выбранную им самим интенсивность. Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее вторая фаза, со слабой нервной системой — первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой.
Волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность, является общим компонентом для всех видов выносливости, однако оно имеет предел. Поэтому необходимо наряду с развитием воли адаптировать занимающихся к тем неблагоприятным факторам, которые возникают в конце работы и приводят к утомлению [1] .
Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности. Однако в сходных по интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости, которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами. Например, лыжник будет обладать большой выносливостью и в других циклических видах деятельности (легкоатлетическом беге, гребле и т. д.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.
Иногда выносливость при работе
умеренной интенсивности в
Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения.
Выносливость нужна и для выполнения основного легкоатлетического упражнения, и чтобы справиться с тем большим объемом тренировочной работы, который характерен для современной легкой атлетики.
Различают общую и специальную выносливость [26,27]. Общая – это способность человека выполнять длительную работу малой и средней интенсивности.
Специальная – выносливость к определенному виду деятельности (выносливость бегуна, прыгуна, штангиста). В большинстве случаев это анаэробная выносливость при работе максимальной и субмаксимальной мощности, которая определяется функциональными возможностями работы организма в условиях недостатка кислорода.
Основное средство развития специальной выносливости – систематическое и многократное выполнение специальных упражнений и основного легкоатлетического упражнения.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:
Силовая выносливость - способность к выполнению силовых упражнений максимальной, субмаксимальной и большой мощности в течение определенного времени (в ряде случаев различают статическую выносливость). Одна из значимых физических способностей. От ее уровня зависит успешное двигательное действие [24,25].
Средства и методы.
Основными средствами воспитания выносливости являются двигательные действия, которые требуют ее проявления. Дополнительные средства:
- дыхательные упражнения и
- направленное использование
Средства развития общей
- циклические упражнения умеренной (бег 20 – 42км 150м, спортивная ходьба 10 -15км, лыжные гонки 15 – 70км, плавание 5 – 50км).
- циклические упражнения большой мощности (кросс 3 – 10км, лыжные гонки 5 – 10км, плавание 800 – 1500м, подводное плавание 600 – 1000м, гребля 1,5 – 2км, спортивная ходьба 3 – 10км и др.).
В зависимости от режима работы мышц можно выделить:
Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза, способность сохранять малоподвижное положение тела и т.д.) [23,26,28].
Средства развития силовой (статической) выносливости – изометрические упражнения:
- циклические упражнения
- циклические упражнения субмаксимальной мощности;
- спортивные игровые упражнения;
- упражнения в единоборствах.
Динамическая силовая
Средства развития силовой (динамической) выносливости:
- упражнения с внешним сопротивл
- упражнения в преодолении собственного веса.
Главное методическое требование – довести работу до конца.
Силовые упражнения выносливости:
1. Число
возможных повторений
2. Предельное
время сохранения позы тела
или наименьшее время выполнени
3. Наибольшее число движений в заданном времени (количество приседаний за 10 секунд).
При любых физических упражнениях внешними показателями выносливости человека являются величина и характер различных биохимических (длина, частота шага, точность движения).
Как правило, чем меньше изменяются эти показатели, тем больше уровень выносливости.
Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений.
В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка.
Силовая выносливость - сложное, комплексное физическое качество, определяется уровнем развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состоянием нервно-мышечного аппарата.
Основной метод развития силовой выносливости – метод повторных усилий [23,25,28].
Для развития выносливости применяются различные методы: