Лекции по Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

    Первое  упоминаемое в истории вегетарианское общество было основано Пифагором в  VI в. до н.э. В России особую популярность оно приобрело под влиянием идей Толстого. По его совету в Москве, Петербурге, Геленджике, Калуге, Ялте, Самаре  и Риге были открыты вегетарианские столовые, число посетителей в них неуклонно росло.

    Причины, по которым становятся вегетарианцами:

    • жалость ко всему живому - не может использовать продукт, полученный в результате причинения вреда животному, птице, рыбе или насекомому.
    • польза для здоровья.

    Суть  вегетарианской диеты в том, что  все полезные вещества, которые есть в мясе, можно получать из растительных продуктов.

    Виды  вегетарианства:

    1. Абсолютное 

    2. Диетическое 

    3. Оволактовегетарианство

    4. Фрутерианство

    5. Песцетерианство

    6. Полувегетарианство

    7. Псевдовеетарианство.

    Сторонники  вегетарианства полагают, что питание растительной пищей ведет к более чистой жизни и служит этапом восхождения человека к идеалу.

    Мясо - высококалорийный продукт, основной источник ценного белка. Мясная пища  быстрее утоляет голод, дает длительное чувство насыщения, увеличивает  физическую силу организма. Питание  преимущественно мясной пищей может способствовать развитию атеросклероза, гипертонии, ишемической болезни сердца. 

    3.

    С легкой руки Поля Брэгга о голодании  теперь иначе как о "чуде" и  говорить не принято. Кто уже попробовал голодание на себе, отмечают далеко не однозначные результаты от применения этого "чудодейственного средства". Существует система Поля Брэгга.

    Во  время многодневного голодания  обмен веществ не только не нормализуется, а наоборот - нарушается. Спустя несколько  дней  после начала голодания усиливается распад белков. В организме накапливается гистамин - вещество, в немалой степени ответственное за возникновение аллергической реакции.

    Таким образом, голодание - состояние приводящее к встряске организма, тяжелому стрессу.

    С целью  нормализации обменных процессов  при патологических состояниях и  для профилактики заболеваний необходимо регулировать приток и расход пищи и энергии в организме. Что  касается выбора того или иного вида питания, то это дело вкуса, воспитания, привычек, обычаев, главное же состоит в том, чтобы пища приносила минимум вреда и максимум пользы для организма. 

    4.

          Суть диеты: 1 фаза  - похудение 

                             2 - стабилизация веса и приобретение  здоровых привычек.

      Диета - режим питания и состав пищи. В наше время существует масса диет, такие как: диета Шелтона, диета Шаталовой, диета Аркеляна, диета профессора Фрикера, диета Мишеля Монтиньяка, экспресс - диета Мадлен Жеста, диета по Волкову, макаронная диета, жирная диета, картофельная диета, гриль-диета, ароматическая диета, холодная диета, суповая диета, водяная диета, китайская диета, тематическая диета, диеты по группе крови и др.

    Разрабатывать для всех стандартное питание, единый рацион невозможно, ведь у каждого человека - свой уровень обмена веществ, образ жизни, профессии, пола, характера работы  и др. 

    5.

    Правила питания:

    1. не совмещать белковую и углеводную пищу;

    2. не обедать слишком плотно;

    3. не есть перед физической нагрузкой;

    4. не есть сразу после физической  нагрузки;

    5. не принимать пищу непосредственно перед сном;

    6. не есть вечером пищу, содержащую сахар;

    7. не пить ничего холодного ни  перед едой, ни  после нее;

    8. не есть в большом количестве  кислые продукты;

    9. не есть сразу после еды  фрукты;

    10. тщательное пережевывание;

    11. вкусная пища;

    12. не употреблять вредные продукты;

    13. избегайте жаренное;

    14. используйте разгрузочные дни;

    15. больше двигайтесь и регулярно  занимайтесь физическими упражнениями. 

    6.

    С пищей организм человека получает необходимые  для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

    Белки – это высокомолекулярные органические соединения, в состав молекул входят: азот, углевод, водород. В состав некоторых  белков могут входить атомы серы, железа, меди и цинка.

    Белки расщепляются до аминокислот и всасываются в кровь. Они служат основным материалом для построения клеток и тканей организма, являясь источником непрерывного их обновления. Белки участвуют в обеспечении энергетического баланса организма. Принимают участие в образовании ферментов и гормонов. Конечными продуктами расщепления белков является аммиак, мочевая кислота, мочевина, которые удаляются из организма через почки.

    Важным  источником белков являются: мясо, рыба, птица, сыр, яйца, горох, фасоль, соя. Потребность в сутки » 80 г.

    Жиры (липиды) – это сложные органические соединения различного химического  строения, не растворяются в воде.

    Они представляют собой источник энергии, превосходящие другие пищевые вещества.

    1 г жира дает организму 9,3 ккал  энергии;

    1 г белка – 4,1 ккал;

    1 г углеводов » 4,1 ккал.

    Жиры  входят в состав клеток, тканей и  органов, заполняя пространство между  ними.

    Жиры  служат исходным материалом для синтеза  некоторых гормонов в организме.

    Велика  роль жира в сохранении пеплового  гомеостаза.

    В жирах растворяются  витамины - А, Д, Е, К, F. Избыточный жир накапливается в организме в виде шаровидных клеток.

    Обмен липидов в организме регулируется ЦНС и гормонами желез внутренней секреции. Нарушение функции промежуточного мозга, гипофиза, щитовидной, поджелудочной и половых желез сопровождается либо ожирением либо истощением организма.

    Излишнее  накопление жира в здоровом организме  происходит главным образом в  результате избыточного питания.

    Суточная  потребность »75 г. Зависит от энергозатрат, возраста, пола человека.

    С жировым обменом тесно связан обмен углеводов. 

    Углеводы – это органические вещества, молекулы которых построены из атомов углерода, водорода и кислорода.  Углеводы – основной источник энергии. Структурная единица углеводов - глюкоза. Химический состав - углерод, водород и кислород.

    Углеводы  бывают: простые, сложные и более  сложные.

    Конечные  продукты расщепления углеводов  – вода, и углекислый газ –  удаляется из организма с выдыхаемым воздухом, с потом и мочой.

    В желудке углеводы не перевариваются. Глюкоза быстро всасывается в желудочно-кишечный тракт, поступает в кровь и доставляется клеткам, где и используется, участвуя в процессах биологического окисления.

    Избыток неиспользованных мышцами углеводов, откладываются в виде жира, тем  нарушается углеводно-жировой обмен, что является предпосылкой к ожирению и сахарному диабету.

    Потребность в сутки » 400 г.

    Витамины - это низкомолекулярные,  биологические активные вещества, различные по химическому строению, не синтезируемые в организме, а вводимые в организм в составе пищи.

    Не  служат источником энергии и не являются материалом для построение клеток.

    Повышают  физическую и умственную работоспособность  человека, способствуют устойчивости организма к различным заболеванием.

    При недостатке витаминов в организме - развивается состояние гиповитаминоз. Состояние гипервитаминоза развивается при наличие в организме избыточного количества витаминов. Состояние авитаминоза развивается при полном отсутствии витаминов в организме.

    Все витамины делятся по растворимости  на группы:

    1- жиро - растворимые: К, Е, Д, А, F.

    2- водо - растворимые: С, Н, Р, В1-15. 

    Классификация витаминов по характеру биологического действия:

    1. витамины повышающие общую реактивность организма – С,В1, В2, В5 (РР), А;

    2. антигеморрагические – С, Р, К;

    3. антианемические – С, В12;

    4. антиинфекционные – С, А, В1-15;

    5. витамины регулирующие зрение - С, А, В2. 

    Минералы  являются обязательной составной частью пищевого рациона – участвуют  в основных жизненных процессах  и входят в состав клеток и тканей организма, но не являются источником энергии.

    При физических нагрузках, сопровождающие обильным потовыделением резко возрастает потребность организма в минеральных веществах, особенно в калии и натрии.

    Выведения минеральных веществ из организма  происходит с мочой и потом.

    Минеральные вещества являются обязательной частью пищевого рациона, относятся к числу основные пищевых веществ и обладают биологической активностью.

    Минеральные вещества участвуют в формировании скелета, распространении возбуждения  в первичных волокнах, инервации  мышечных волокон.

    При избыточном потреблении минеральных солей организм может откладывать в виде незначительных запасов. Таким «депо» для железа является печень, для фосфора и кальций – костная ткань, для натрия и хлора – кожа.

    Суточная  потребность взрослого человека в минеральных веществах: 

    Минеральные вещества                                                   Доза

    Калий 2-3 мг

    Фосфор 1800-2000 мг

    Магний 500-600 мг

    Кальций 800-1000 мг

    Железо 15 мг

    Цинк 12-16 мг. 

    Для поддержание нормальной жизнедеятельности  необходимо ежедневно употреблять  в организм 2 – 2,5 л воды.

    Вода  является составной частью всех клеток и тканей. В костях содержится около 20% воды, в печени, мозгу, сердце, коже, мышцах – 60 – 80%. Вода участвует в регуляции температуры тела. Испаряясь, она охлаждает тело, предохраняя его от перегрева. Выведение воды осуществляется главным образом почками и в меньшей степени кожей, легкими и кишечником.  

     © Институт парламентаризма и предпринимательства - Минск, 2008 

ЛИТЕРАТУРА 

Основная:

  1. Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры, М.,1997.
  2. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов,-Мн.1976;
  3. Киюров В.С. Книга учителя физической культуры, М.1978;
  4. Качаткин В.М. Методика физического воспитания, М.-1976;
  5. Гильд А.П. Плавание, М.-1976;
  6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М."Физическая культура и спорт, 1988;
  7. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь ( I-IV ступень, возраст 7-21 год). Разработчики комплекса В.Н.Кряж, З.С.Кряж.Мн., 1999.
  8. Синяков А.В. Самоконтроль физкультурника. М., Знание, 1987.
  9. Физическая культура студента: Учебник/под редакцией В.И.Ильинича. М., Гардараки, 1999.
  10. Физическое воспитание студенток /Под редакцией Михалени. Дн., Дизайн ПРО, 1998.
  11. Титова Н.Л. «Уметь плавать должен каждый», метод. пособие для студентов и преподавателей. – Минск, 2002. –  44с.
  12. Титова Н.Л. «Оздоровительная аэробика», метод. пособие для студентов и преподавателей. – Минск, 2006. –  27с.
  13. Желобкович М.П., Купчинов Р.И. Оздоровительно-развивающий подход к физическому воспитанию студенческой молодежи, Учебно-методическое пособие. Минск, 2004. – 212с.
  14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  15. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 356 с.
  16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания молодежи.Минск: Полымя, 1990. – 102 с.
  17. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред.В.Ильинича. М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
  18. Кун, П. Всеобщая история: учеб.(перев. с венгер.) / П. Кун. –  М., Физкультура и спорт: Радуга, 1982. –  400 с.
  19. Коледа В.А. Психология физического воспитания молодежи. Минск: Полымя, 1990. – 102 с.
  20. Колос В.М. Оздоровительная физическая культура учащихся и студентов: Учеб. пособие/ В.М. Колос – Минск: БГУИР,2001. – 154 с.
  21. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 1989. – 384 с.
  22. Коц, Я.М. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культуры / Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
  23. Майструк А.А., Кройтер Н.Н. Основы знаний по физической культуре: Материалы для поступ. БГАФК, 2002. – 226 с.
  24. Матвеев,  Л.П. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры (в 2-х томах) / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков – М.: Физкультура и спорт, 1976.
  25. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки, М.1977.
  26. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  28. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
  29. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 495 с.
  30. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  31. Петров,  Н.Я. Сделай себя сильным / Н.Я. Петров, Н.И. Осипчик. – Мн.: «Хата», 1993. – 168 с.
  32. Теория и методика физического воспитания: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ Б.М Шиян, Б.А.Ашмарин, Б.Н. Минаев и др.; Под. ред. Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  33. Образовательный стандарт. Высшее образование, цикл социально- гуманитарный дисциплин/ Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования от 6 июля 1999 г. №436. Минск, 1999. – 28с.
  34. Сищева, Т.Я. Группа крови (диета – здоровья) / Т.Я. Сищева – М. – Санкт-Петербург: «Диля», 2003. – 223 с.
  35. Физиология человека: учеб. для техн. физ. культуры / В.В. Васильева; под ред. В.В. Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 319 с.
  36. Физическая культура: Учебная программа для непрофильных специальностей высших учебных заведений (для групп основного, подготовительного и спортивного отделений)/ Сост. С.В. Макаревич, Р.Н.Медников, В.М.Лебедев и др. – Минск: РИВШ БГУ, 2002. – 38с.

Информация о работе Лекции по Физической культуре"