Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:43, лекция
Работа содержит такие темы как история физической культуры, предмет, задачи и значение физической культуры и т.д..
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
Педагогические
идеи в России после Петра
I тесно связаны с возвышением
дворянского класса и его
веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), пытавшийся обосновать в своем «Разговоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованнейших людей своего времени. Он был хорошо знаком с западноевропейской философией и политической литературой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дворянством. Характерно также, что Татищев в своей классификации наук (полезные, нужные, вредительские, щегольские, любопытные) – фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего вреда», т.е. для защиты своих классовых интересов.
При Екатерине
II вопросы физического
Основное, к чему стремился Бецкой, – это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых отцов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По - этому основной задачей является изолирование детей от «звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспитание уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания
и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения. Основное для физического развития – это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бецкой придает большое значение подвижным играм на открытом воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый
воздух, увеселение забавами, играми.
Стремясь
к тому, чтобы ребенок получил
«крепкое сложение», Бецкой не
заботился о том, чтобы
Таким
образом, с одной стороны,
Михаил
Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
признавал, что особое
Возможно,
под влиянием идей М.И.
Академик
А.П. Протасов в 1765 г. выступил
с докладами о «Физическом
воспитании детей» и «О
Решительно
выступал против дворянской
считал, что она рассчитана на подготовку «высокомерных щеголей», а главным, по его мнению, должно быть воспитание «истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев пишет: «Прежде всего, необходимо закалять физическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться, если юноша не получил «светского» воспитания, но «вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утомляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и
долотом, умеете ездить верхом, стрелять». То есть все указанные автором навыки он считает гораздо более полезными, чем «светское» воспитание. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.
Взгляды
А.Н. Радищева на физическое
воспитание вытекали из его
философского понимания
Виссарион
Григорьевич Белинский (1811 – 1848),
Александр Иванович Герцен (1812 –
1870) критиковали официальную