Лекции по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:43, лекция

Описание работы

Работа содержит такие темы как история физической культуры, предмет, задачи и значение физической культуры и т.д..

Работа содержит 24 файла

10с.docx

— 11.83 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 1.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 2.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 3.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 4.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 5.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 6.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 7.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 8.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 9.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Причины возникновения и  развития национальных систем физического  воспитания в Германии, Швеции.

   Процесс  формирования национальных систем  физического воспитания проходил  в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания. Влияние на этот процесс оказали исследования врачей, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физические упражнения и закаливание организма в целях улучшения физического развития молодежи.

   Гимнастические  системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.

             Немецкая система гимнастики

   Основателями  немецкой системы гимнастики  были Йоганн Гутс-Мутс, Фридрих  Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

   Фридрих  Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу  Хазен-хайде под Берлином устроил  площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» – искусство изворотливости (сокращенно – турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

   Ф. Яном  было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

   Систему  Яна применительно к школе  развил швейцарец Адольф Шписс (1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:

   1) порядковых  упражнений;

   2) вольных  упражнений;

   3) упражнений  со снарядами – подвижными  и неподвижными;

   4) массовых  упражнений;

   5) игр.

   Теоретики  немецкого турнена причисляли  к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений – атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт – развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

          Шведская гимнастическая  система

   Шведская  гимнастическая система создавалась  по инициативе правительства,  поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

   Концепция  П. Линга основывалась на том,  что физическое воспитание должно  строиться исключительно на знаниях,  подтвержденных анатомией и биологией.  Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

   Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

   Работу  отца продолжил его сын Ялмар  Линг (1799 – 1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

   Таким  образом, шведская система содействовала  созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Развитие  спортивно-игровой системы.

Деятельность  Т. Арнольда

Спортивно-игровые системы наряду с гимнастическими были во всех странах мира. Основывались они на иных принципах, нежели гимнастические системы. Основа спортивно-игровых систем – упражнения с элементами соревнования и направлены они на достижение лучших результатов. Спортивно-игровая система в Англии сложилась

раньше, чем  в других странах. Обусловлено это  было экономическим, политическим, культурным развитием, а так-

же географическим положением. В связи с тем, что  Англия – островное государство ей не нужна была массовая армия.

Помимо этого  для захвата чужих колоний  Англия создавала экспедиционные отряды, которые нуждались в хорошо физически подготовленных людях. Возглавлялись эти отряды выходцами из колледжей, университетов, военных учебных заведений, где средствами физической подготовки были различные виды спорта и игры. Ректором одного из таких учебных заведений в местечке Регби (Англия) был Томас Арнольд (1759 – 1842). В то время в английских учебных заведениях нередко наблюдались недисциплинированность и непослушание, пренебрежение школьными правилами, леность и уклонение от работы. Чтобы добиться перестройки жизни колледжа, Арнольд стал наблюдать за поведением учащихся на спортивных площадках, после чего он пришел к выводу: посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке, если с этим согласуется воспитательная деятельность церкви и школы. За 14 лет работы Арнольда в Регби сложился новый идеал воспитания – «христианский джентельмен». Таким образом, закрепление позиций буржуазии привело к тому, что спорт стал привилегией буржуазных и аристократических кругов. Стремясь отмежеваться от народа, буржуазные деятели разработали Устав любителей спорта (Англия 1869 г.), по которому людям физического труда запрещалось участвовать в совместных, спортивных соревнованиях с выходцами из нетрудовых слоев общества. Спортивно-игровая система в США создавалась на базе игр, завезенных из Европы, а также на традициях коренных жителей Америки, которым были известны многие игры с мячом, стрельба из лука, метания копий, бег на большие расстояния, прыжки, борьба.

ИФК 12.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 13.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 14.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 16.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 17.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 18.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 19.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 20.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 23.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 25.doc

— 329.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 26.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 27.doc

— 185.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 28.doc

— 201.00 Кб (Открыть, Скачать)

ИФК 29.doc

— 187.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Физической культуре"