Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:43, лекция
Работа содержит такие темы как история физической культуры, предмет, задачи и значение физической культуры и т.д..
Воспитание в первобытном обществе
На первой ступени развития первобытного общества - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.
Общественные
отношения в первобытном
Общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни.
Войдя в соответствующий
биологический возраст и
В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду .
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей--дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
Далее появились скотоводство, земледелие, ремесло. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу.
В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. Все это свидетельствовало о том, что в условиях первобытного строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.
Роль физической культуры у Древних славян
По мнению ряда исследователей, состязательность появилась на заре человечества. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.
Высокими телесными и духовными качествами наделены герои фольклора русского народа и других народов нашей страны: «Слово о полку Игореве», былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, и др. - воспевают мечты людей о совершенном человеке, о своей надежде быть сильным, не бояться врагов родины, трудностей жизни.
Древние люди поневоле были наделены большой физической силой, необходимой им для выживания.
С древних времен наиболее сильные люди вызывали уважение своих соплеменников. Как правило, самых сильных и ловких людей выбирали вожаками племен. Физическая сила была необходима человеку для защиты себя и своих соплеменников от внешних врагов, для охоты за дикими зверями, для обороны от хищников. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания. Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др.
Городки упоминаются в народных сказках и даже летописях. Можно с уверенностью утверждать, что городошная игра ведет свой род от древней палицы. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси, правда, именовалась она в разных краях по-разному: в Сибири и в средней полосе России «рюхами», «чухами», «чушками» и собственно «городками», в Вятской губернии - «бабками», на Кубани - «клетками», на Украине -«скраклями» и так далее. Без состязаний городошников не обходилось ни одно народное гулянье. Завидев парней с битами, мальчишки мчались выбирать площадку, возвещая: «Городошники идут! Городки зажигать!» В старину городки считались игрой простонародья: крестьян и мастеровых. Но увлекались ими и многие знаменитые люди.
«Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск». Так говорил великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель старинной и любимой в народе игры.