Комплексное воздействие специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у учащихся 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Совершенствование системы физического воспитания в школе и развитие детского и юношеского спорта является важным направлением государственной спортивной политики, направленной на оздоровление детей и подготовку спортивного резерва. Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

Глава 1. Обзор научно-методической литературы ……………………….
5

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……….
5

1.2. Общая характеристика понятия скоростно-силовые качества……
8

1.3.Средства подготовки лыжника, направленные на развитие скоростно-силовых качеств……………...……………………………….

12

Выводы по первой главе…………………………………………………….
29

Глава 2. Задачи, методы, организация исследования …….………………
19

2.1 Задачи исследования…………………………………………………
19

2.2.Методы исследования………………………………………………..
19

2.2.1 Анализ научно-методической литературы……………………
19

2.2.2 Тестирование выносливости…………………………………...
19

2.2.3 Педагогический эксперимент………………………………….
20

2.2.4 Методы математической статистики…………………………..
20

2.3 Организация исследования…………………………………………..
21

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..
22


Показатели развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет......................................................................................................
Оценка эффективности влияния комплексов упражнений на развитие скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет………..
3.3 Оценка эффективности воздействия занятий по лыжной подготовке на развитие выносливости у юношей 15-16 лет…………..

Работа содержит 1 файл

Диплом 2.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Следовательно, подвижные  игры с направленностью на развитие быстроты более эффективно влияют на развитие этого качества в отличие  от занятий, проводимых по программе «Детство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

        1. Ананьева Е.Д. Совершенствование системы физической подготовки в условиях школьного обучения /М., 2006. – С. 128-135.
        2. Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. «Избранные главы по возрастной физиологии», Казань,1992.
        3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Физическое развитие и 
          состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, 1997, № 3, с. 29-33.
        4. Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 352с.
        5. Бакрадзе Т. А. Исследование эффективности специальных средств с искусственной тягой на развитие скоростных качеств бегуна: Автореф.дис…конд. пед. наук. - ТАРТУ, ТГУ, 1971. - 22 с.
        6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физ. культуры, 2003, № 4, с. 56-59.
        7. Барков В.А., Полещук А.М., Тихон Д.В. Педагогическая помощь детям средствами физической культуры // – 2002. – № 3. – С. 28-36.
        8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2006.
        9. Бубкова В.В. Подготовка школьников в классах спортивного профиля / Ценности образования – образование как ценность: Межвузовский сборник научных трудов. – Москва – Чебоксары, АПСН., 2007. – С. 18-21.
        10. Буймен Ю.Ф., Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М., 2001.
        11. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
        12. Вяльбе Е.В. Лыжная подготовка в вузе/ Чешихина В.В., Вяльбе Е.В., Никифорова О.Н.: методич. пособие – М.: РГСУ, 2007. – 94 с.
        13. Вяльбе Е.В. Соревновательная практика на этапе непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков/ Е.В. Вяльбе, В.В. Чешихина//Организация и совершенствование форм физического воспитания в вузе: материалы год. науч. чтений. – Москва: РГСУ, 2007. – С.20-25.
        14. Вяльбе Е.В.Характеристика системы соревнований по лыжным гонкам на современном этапе развития спорта высших достижений //Ученые записки РГСУ, 2006.-№2 С.40-47.
        15. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. «Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств», М - 1991.
        16. Данилов А.А. Физическая культура и спорт в школе: Учебник для общеобразовательного учебного заведений: 6-й Кл. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулин. – М.: Дрофа: Веди-М, 2000.
        17. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
        18. Желязков Ц.О. сущности спортивной формы. //Теория и практика физической культуры, 1999, № 7.
        19. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - 520 с
        20. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов // Основы теории и методики воспитания. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт. – 1970. – 200 с.
        21. Ковязин В.М. Методика тренировки лыжниц-гонщиц старших разрядов в годовом цикле подготовки (девушки 15-16 лет): Учебное пособие. Тюмень, 1996. – 92 с.
        22. Киба О.В. Роль и место физической культуры школьников в системе общего образования/ М., 2006. – С. 121-128.
        23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.-М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.
        24. Лыжный спорт: история развития и современный взгляд на методику тренировки: Сборник научных трудов. - Омск, 1997. - 136с.
        25. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М. 2005. -181 с.
        26. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
        27. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др. Под ред.В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 144с.
        28. Обухова Н.Б. Стандартная тренировочная программа для развития скоростно-силовых качеств у детей 12 - 15 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002.
        29. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте// Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-97.. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.:ФиС, 1999.
        30. Спортивная и оздоровительная направленность занятий лыжным спортом: Сборник научных трудов. - Омск. -2001.- 116с
        31. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11Д996.-С.58-62.
        32. Тимашова Н. Показатели физического развития российских школьников. – Зеленый мир, 2004, № 5-6.
        33. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400  терминов.  /  Под ред. Суслова Ф.П., Вайцеховского С.М. – М.:  Физкультура  и  спорт, 1998. – 352 с.
        34. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – 2-е изд., испр. –М.: Советский спорт, 2004.
        35. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд – во АСВ , 2000

      Приложение № 1

Комплекс специальных  упражнений на развитие скоростно-силовых  качеств с методическими указаниями

1. Повторный метод (заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью). Мы отнесли к этому методу  следующие упражнения:

  • Прообегание отрезков дистанции в подъемы, по равнине с палками и без палок;
  • Прообегание отрезков дистанции по равнине с палками и без палок;
  • Имитационные упражнения с амортизаторами (бесшажный одновременный, одношажный одновременный, двухшажный одновременный и двухшажный попеременный ход);
  • Имитационные упражнения с гантелями (бесшажный одновременный, одношажный одновременный, двухшажный одновременный и двухшажный попеременный ход);
  • Ускорение на финишном отрезке дистанции;
  • Имитационные прыжковые упражнения на месте и в движении.

Все эти упражнения должны заранее планироваться учителем. Интервал отдыха между повторениями жестко не регламентировался, иногда его продолжительность определяется самочувствием школьника, так как он  должен  восстановиться, чтобы повторить каждый следующий отрезок с заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения необходимо планировать из поставленных задач, а также физической подготовки учащегося. Повторение отрезков продолжали до тех пор, пока школьник в состоянии поддерживать максимальную скорость.

2. Соревновательный метод  (проведение занятий в условиях, максимально приближенных к соревнованиям).

Мы отнесли к этому методу  следующие упражнения:

  • Пробегание дистанции на 500 м на время.
  • Пробегание дистанции на 1000 м на время.
  • Пробегание отрезка дистанции на финишном участке.

Следовательно, соревновательный метод мы использовали для поддержания  на высоком уровне спортивной формы (подготовленности), так как соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности лыжников, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в развитии скоростно-силовых качеств.

3. Интервальный метод (характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха)

Мы использовали следующие  упражнения:

  • чередование повышенной нагрузки (1,5-2 мин) со снижением интенсивности (1-2 мин);
  • повышенная интенсивность (4-5 мин), снижение интенсивности (относительный отдых) (2-2,5 мин).

В приведенных упражнениях  указанное чередование повторяется  многократно при сохранении постоянного интервала отдыха. Количество повторений мы устанавливали в зависимости от задач занятия, возраста, подготовленности лыжников.

Занятия  этим методом  проводились под строгим контролем  интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха. Сразу после окончания интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160-170 уд./мин, а в конце отдыха - 120-140 уд./мин. Для увеличения общего объема нагрузки в тренировочном занятии мы использовали интервальный метод в серийном варианте. В этом случае частота пульса в конце отдыха между сериями могла составлять 100-120 уд./мин.

В соответствии с выбранными нами методами мы также определили ряд способов организации учащихся на занятии. К ним относятся:

  • фронтальный;
  • поточный;
  • посменный;
  • групповой.

Наиболее эффективным  способом организации учащихся нам  показалось сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Этот способ мы использовали при организации  обучения  передвижения на лыжах  на учебных кругах, где важно было распределить учащихся на подгруппы по подготовленности, чтобы, передвигаясь по разным лыжням, они могли успешно осваивать технику, не мешая друг другу. Менее подготовленные передвигались по внутреннему кругу. Для индивидуальной работы мы прокладывали внутри третий учебный круг и поочередно вызывали на него отдельных учеников, допускающих наибольшее количество ошибок, осуществляя таким образом индивидуальный подход и не останавливая всех учеников, что в свою очередь повышало плотность занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

Показатели  развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет до эксперимента

№ п/п

Челночный бег 4Х9 (сек)

Прыжок в длину с  места (см.)

Бег на лыжах 1 км (мин)

К

Э

К

Э

К

Э

1

11,4

11,1

140

155

430

431

2

10,0

11,3

168

160

360

365

3

10,5

10,4

141

143

430

432

4

10,4

10,1

146

145

420

420

5

11,3

10,6

140

140

390

388

6

10,7

10,6

143

144

370

375

7

10,9

11,0

160

170

360

350

8

10,1

10,3

175

175

340

353

9

10,0

10,3

177

164

340

360

10

10,4

10,5

160

165

440

435

11

11,7

11,6

130

135

490

485

12

11,7

11,4

125

120

495

500

13

12,0

11,8

140

143

440

430

14

10,5

10,8

166

165

420

432

15

10,4

10,3

160

162

420

433

16

12,2

12,1

120

123

490

480

17

11,0

11,2

138

134

440

420

18

10,4

10,2

141

140

420

370

Х

10,9

10,9

148

149

416

414




 

 

Приложение № 3

Показатели  развития скоростно – силовых  качеств  у детей 13 – 14 лет после  эксперимента

№ п/п

Челночный бег 4Х9 (сек)

Прыжок в длину с  места (см.)

Бег на лыжах 1 км (мин)

К

Э

К

Э

К

Э

1

11,2

10,7

140

155

430

431

2

9,9

11,0

168

160

360

365

3

10,3

10,3

141

143

430

432

4

10,4

9,5

146

145

420

420

5

11,0

10,4

140

140

390

388

6

10,6

10,6

143

144

370

375

7

11,0

10,6

160

170

360

350

8

10,0

10,0

175

170

340

353

9

9,8

9,5

177

169

340

360

10

10,4

9,0

160

165

440

435

11

11,6

11,2

130

135

490

485

12

11,7

11,1

125

120

495

500

13

11,5

11,4

140

143

440

430

14

10,2

10,2

166

165

420

432

15

10,4

10,0

160

162

420

433

16

12,0

12,0

120

123

490

480

17

11,3

10,8

138

134

440

420

18

10,0

9,6

141

140

420

370

Х

10,7

10,4

148

149

416

414

Информация о работе Комплексное воздействие специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у учащихся 13-14 лет