Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа
Актуальность исследования. Совершенствование системы физического воспитания в школе и развитие детского и юношеского спорта является важным направлением государственной спортивной политики, направленной на оздоровление детей и подготовку спортивного резерва. Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Обзор научно-методической литературы ……………………….
5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……….
5
1.2. Общая характеристика понятия скоростно-силовые качества……
8
1.3.Средства подготовки лыжника, направленные на развитие скоростно-силовых качеств……………...……………………………….
12
Выводы по первой главе…………………………………………………….
29
Глава 2. Задачи, методы, организация исследования …….………………
19
2.1 Задачи исследования…………………………………………………
19
2.2.Методы исследования………………………………………………..
19
2.2.1 Анализ научно-методической литературы……………………
19
2.2.2 Тестирование выносливости…………………………………...
19
2.2.3 Педагогический эксперимент………………………………….
20
2.2.4 Методы математической статистики…………………………..
20
2.3 Организация исследования…………………………………………..
21
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..
22
Показатели развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет......................................................................................................
Оценка эффективности влияния комплексов упражнений на развитие скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет………..
3.3 Оценка эффективности воздействия занятий по лыжной подготовке на развитие выносливости у юношей 15-16 лет…………..
Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного выполнения упражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (с отягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий (повторное выполнение скоростно-силового упражнения) (Киба О.В)[19].
Для развития мышечной силы и силовой выносливости рекомендуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки (3-4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2-3 барьера и другие упражнения. На упражнения затрачивают примерно 15 мин. 3-4 круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременно усложняют упражнения.
Кроме этого, периодически можно увеличивать тренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дозировать силовые и скоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности учащихся. Развить скоростно-силовые качества можно с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений (МатвеевЛ.П)[19]. Наиболее распространенными являются прыжковые упражнения, и им в процессе физического воспитания отводится значительное место.
Можно использовать различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках) в различных направлениях (вверх, вперед, вверх по склону или по лестнице, впрыгивание на препятствие, через невысокие барьеры, в глубину с тумбы или обрыва и т.п.). Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиваться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п.
Для развития скоростно-
Все упражнения выполняются в динамическом характере - с высокой (доступной для величины отягощения) скоростью. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Но величина усилий и скорость движений при развитии и скоростно-силовых качеств в этих упражнениях должна превышать привычную для передвижения на лыжах. Скоростно-силовым упражнением можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе. Кроме этого, возможно выполнение имитационных упражнений с отягощениями. В этом случае повторные упражнения должны чередоваться с имитацией обычной, без отягощений.
Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнении могут изменить его направленность и конечный эффект от применения (В.М. Ковязин)[15]. Так, бег на лыжах с высокой скоростью по ровному участку развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.
В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта.
Следовательно, в подготовке юных лыжников-гонщиков для обучения и совершенствования техники способов передвижения и при развитии физических качеств в основном применяются те же средства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников. Основное различие заключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, у новичков-подростков применяется широкий круг общеразвивающих упражнений и меньше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом и ростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемых упражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общей подготовленности и этапа многолетней подготовки (задач). При планировании применения упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципы доступности, систематичности, постепенности и др. (И.М. Бутин)[10].
Глава 2. Задачи, методы, организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
Исходя из задач, были определенны следующие методы исследования:
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
Анализ и обобщение
специальной и научно-
2.2.2. Тестирование выносливости
С целью определения развития скоростно-силовых качеств, мы использовали следующие тестовые задания:
Челночный бег 4х9 м (с). На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. ИП — высокий старт. По сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его рукой, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек..
Прыжок в длину с места (см). Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлиться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
Бег на лыжах 1 км (мин, с). Испытуемый встает на стартовую линию носками ботинок. По сигналу учителя начинают выполнять движение в заданном направлении на дистанцию 1км. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек..
2.2.3. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с группой учащихся 13-14 лет на базе СОШ № 1 п.Алгатуй в период учебного года 2011-2012.
Контрольная группа в количестве 18 человек была сформирована из учащихся 7 «А» класса, экспериментальная в количестве 18 детей из 7 «Б» класса.
Контрольная и экспериментальная группы занимались по традиционной программе Ляха, но в экспериментальной группе в основную часть урока включались специально подобранные упражнения, влияющие на развития скоростно-силовых качеств.
Уроки проводились три раза в неделю по сорок минут, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Продолжительность занятий в группах на протяжении всего эксперимента оставалась одинаковой. Было проведено 48 уроков.
С целью оценки эффективности комплексов упражнений как средства развития скоростно-силовых качеств в начале (декабрь) и в конце (май) экспериментального периода проводилось тестирование физических качеств в контрольной и экспериментальной группах.
2.2.4. Методы математической статистики
Метод математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала. Нами определялись:
- Хср. – средняя арифметическая;
- m – ошибка средней арифметической;
Достоверность различий определялась по t – критерию Стьюдента.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2011) исследования проводилось изучение особенностей физического развития детей 13 – 14 лет, развития скоростно - силовых качеств у подростков, также поиск комплексов специальных упражнений, которые наиболее лучше будут способствовать развитию скоростно – силовых качеств, их методика проведения. Были определены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, сформирована гипотеза исследования, определены методы исследования.
Второй этап (декабрь2011 – май 2012) проводилось тестирование развития скоростно – силовых качеств до эксперимента и после, а также проведение педагогического эксперимента.
На третьем этапе (июнь – июль 2012) мы провели статистическую обработку полученных данных, их интерпретировали и оформили результаты исследования.
Глава 3. Результаты исследования
Анализ полученных результатов развития скоростно – силовых качеств у подростков позволил выявить следующее (табл. № 1):
Таблица № 1.
Показатели развития скоростно-силовых качеств до эксперимента
№ п/п |
Челночный бег 4Х 9 (сек) |
Прыжок в длину с места (см.) |
Бег на лыжах 1 км (сек) | |||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | |
Хср |
10,9 |
10,9 |
148 |
149 |
416 |
414 |
В контрольной группе до начала эксперимента показатель прыжка в длину с места в среднем составил – 148 см, в экспериментальной группе – 149 см. Разница между показателями в контрольной и экспериментальной группах составила 1 см.
В беговом тесте на 1000 м средние показатели в контрольной группе равен 416 сек., в экспериментальной группе 414 сек. Разница между показателями составляет 2 сек.
В тесте челночный бег 4Х9 в контрольной группе в среднем показатель равен 10,9 сек, в экспериментальной 10,9 м. Разницы между показателями групп не наблюдается.
Проведенные тестовые упражнения позволяют отметить, что средние показатели развития скоростно – силовых качеств в контрольной и экспериментальной группах близки по значению (рис. 1).
После сравнения результатов тестирования развития скоростно – силовых качеств, можно отметить, что минимальные и максимальные показатели в контрольной и экспериментальной группах близки по значению (табл. № 2).
Таблица № 2
Максимальные и минимальные показатели тестовых заданий до эксперимента
Значения |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег на лыжах 1 км (сек) |
Челночный бег 4Х9 (сек) | |||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | |
Max |
177 |
175 |
495 |
500 |
12,2 |
12,1 |
Min |
120 |
120 |
340 |
350 |
10,0 |
10,0 |
В тестовом задании прыжок в длину с места минимальный показатель в контрольной и экспериментальной группах равен 120 см, максимальный показатель в контрольной группе составляет 177 см, а в экспериментальной 175 см.
При анализе показателей бегового теста на лыжах 1000 метров максимальный показатель в контрольной группе равен 495 сек, а в экспериментальной группе 500 сек. Минимальные показатели в контрольной группе 340 сек, в экспериментальной группе составляет 350 сек.
Максимальный показатель в тесте челночный бег 4Х9 в контрольной группе равен 12,2 сек, в экспериментальной 12,1, а минимальный показатель в контрольной и экспериментальной группах составляет 10,0 сек.