Комплексное воздействие специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у учащихся 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Совершенствование системы физического воспитания в школе и развитие детского и юношеского спорта является важным направлением государственной спортивной политики, направленной на оздоровление детей и подготовку спортивного резерва. Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

Глава 1. Обзор научно-методической литературы ……………………….
5

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……….
5

1.2. Общая характеристика понятия скоростно-силовые качества……
8

1.3.Средства подготовки лыжника, направленные на развитие скоростно-силовых качеств……………...……………………………….

12

Выводы по первой главе…………………………………………………….
29

Глава 2. Задачи, методы, организация исследования …….………………
19

2.1 Задачи исследования…………………………………………………
19

2.2.Методы исследования………………………………………………..
19

2.2.1 Анализ научно-методической литературы……………………
19

2.2.2 Тестирование выносливости…………………………………...
19

2.2.3 Педагогический эксперимент………………………………….
20

2.2.4 Методы математической статистики…………………………..
20

2.3 Организация исследования…………………………………………..
21

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..
22


Показатели развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет......................................................................................................
Оценка эффективности влияния комплексов упражнений на развитие скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет………..
3.3 Оценка эффективности воздействия занятий по лыжной подготовке на развитие выносливости у юношей 15-16 лет…………..

Работа содержит 1 файл

Диплом 2.doc

— 292.00 Кб (Скачать)


ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО

 УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА В  Г.ИРКУТСКЕ

 

Форма обучения       заочная

Кафедра                ТиМФКиС

 

 

 

Комплексное воздействие  специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у учащихся 13-14 лет

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория физической культуры и спорта»

 

 

Студент-исполниетль      Солдатенко Евегний Алексеевич

Научный руководитель    Воробьева Елена Владимировна

Оценка за работу___________________________________

«____»___________________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

                              Иркутск 2012 г.

                                  Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

3

 

Глава 1. Обзор научно-методической литературы ……………………….

5

 

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……….

5

 

1.2. Общая характеристика понятия скоростно-силовые качества……

8

 

1.3.Средства  подготовки лыжника, направленные  на развитие скоростно-силовых качеств……………...……………………………….

 

 12

 

Выводы по первой главе…………………………………………………….

29

 

Глава 2. Задачи, методы, организация исследования …….………………

19

 

2.1 Задачи исследования…………………………………………………

19

 

2.2.Методы исследования………………………………………………..

19

 

2.2.1 Анализ научно-методической  литературы…………………… 

19

 

2.2.2 Тестирование выносливости…………………………………...

19

 

2.2.3 Педагогический эксперимент………………………………….

20

 

2.2.4 Методы математической  статистики…………………………..

20

 

2.3 Организация исследования…………………………………………..

21

 

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..

22

    

 
    1. Показатели развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет......................................................................................................
    2. Оценка эффективности влияния комплексов упражнений на развитие скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет………..

3.3 Оценка эффективности  воздействия занятий по лыжной  подготовке на развитие выносливости  у юношей 15-16 лет…………..

Выводы по второй главе……………………………………………………..

 

22

 

 

24

 

 

26

 

30

 

Заключение …………………………………………………………………..

30

 

Список литературы…………………………………………………………..

32

 

Приложение №1………………………………………………………………

Приложение №2………………………………………………………………

Приложение №3……………………………………………………………...

35

38 

39


 

                                                           ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Совершенствование системы физического воспитания в школе и развитие детского и юношеского спорта является важным направлением государственной спортивной политики, направленной на оздоровление детей и подготовку спортивного резерва. Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки.

Лыжный спорт (лыжные гонки) – один из самых массовых видов спорта, где подготовка спортсменов  представляет собой многокомпонентную систему, все части которой находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач (В.Л. Сыч; Л.П. Матвеев; В.Н. Платонов и др.). В связи с обострившейся спортивной конкуренцией в лыжных гонках, изменением условий соревнований, появлением качественно нового инвентаря возникла необходимость совершенствования методики скоростно-силовой тренировки, моделирования скоростно-силовых характеристик.

В современных условиях без высокого уровня развития скоростно-силовой подготовленности добиться высоких спортивно-технических результатов в лыжных гонках представляется весьма главной и трудной задачей, так как от уровня развития скоростно-силовой подготовленности в значительной степени зависит скорость передвижения лыжников-гонщиков (В.М. Ковязин). До настоящего времени этот вопрос недостаточно изучен. В частности, не разработаны модели скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков разного возраста и спортивной квалификации, не изучено изменение уровня развития скоростно-силовой подготовленности в зависимости от этапа подготовки и характера тренировочных нагрузок, не установлен круг средств, при помощи которых возможно управление процессом подготовки лыжников-гонщиков разной квалификации и возраста на всех этапах годичного цикла тренировок, не индивидуализирован процесс совершенствования скоростно-силовой подготовки.

Однако, весьма важной проблемой, которая определяется практическими  запросами лыжного спорта, является поиск оптимального сочетания тренировочных занятий, направленных на развитие скоростно-силовых качеств лыжников, что позволит достигнуть высоких результатов в гонке (В.М. Ковязин).

Теоретическая значимость исследования заключается  в дополнении теории и методики лыжного  спорта положениями о рациональном построении подготовительного периода, направленными на развитие скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков, ориентированных на основе ведущих показателей физической и технической подготовленности, обусловливающих результативность соревновательной деятельности спортсменов.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у школьников 13-14 лет.

Предмет исследования: способы развития скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке.

 Цель исследования – разработать и апробировать методику, влияющую на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у школьников 13-14 лет.

Гипотеза: предполагалось, что использование предложенной методики, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, позволит повысить эффективность подготовки и обеспечить высокую результативность выступления лыжников.

 

 

 

 

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

 

 

    1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов.

Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст (Аникина Т.А., Ермолаев Ю.А.) [3]. Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц. 

К 13-15 годам заканчивается  формирование всех отделов двигательного  анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции. Максимальная, произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений у девочек превышает этот показатель у мальчиков. Наконец максимальная частота движений в заданном ритме также увеличивается в 7-9 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и  индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного  возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам (Герасимова Л.Н.)[11].

Каждый возрастной период имеет свои особенности в  строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в  связи с занятиями физической культурой и спортом.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков. (Дмитриев А.А.)[12] 

Минутный объем  дыхания (МОД) в 13-14летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД  в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически  не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ. Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом  повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные  ее показатели достигают уровня 15-16летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их. 

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и  относительные размеры сердца. Важным  показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

В настоящее  время у подростков наблюдается  акселерация – сложное биосоциальное  явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических  процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У подростков с  низкими показателями физического  развития биологический возраст  может отставать от паспортного  на 1-2 года, а у подростков с высоким  физическим развитием опережать на 1-2 года.

Таким образом, направленность работы в области развития скоростно-силовых  качеств у детей школьного  возраста определена государственной  программой. А.А. Гужаловский  отмечал, что очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных скоростно-силовых качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие скоростно-силового качества, даёт наиболее видимый эффект.

Знание закономерностей  развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон скоростно-силовых функций и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

    1. Общая характеристика понятия  «скоростно-силовые качества»

В толковом словаре спортивных терминов под редакцией Суслова  Ф.П., Вайцеховского С.М. под физическими  качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность (Обухова Н.Б.)[24].

Под физическими способностями  понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий (А.П.Матвеев, С.Б.Мельников)[19]. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество [16].

В.М.Зациорский  отмечает, что скоростно-силовые способности - это проявление большой силы в  условиях быстрых движений. В.П.Филин  характеризует скоростно-силовые  качества как способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени .

Информация о работе Комплексное воздействие специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на занятиях по лыжной подготовке у учащихся 13-14 лет