Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа
Актуальность исследования. Совершенствование системы физического воспитания в школе и развитие детского и юношеского спорта является важным направлением государственной спортивной политики, направленной на оздоровление детей и подготовку спортивного резерва. Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Обзор научно-методической литературы ……………………….
5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……….
5
1.2. Общая характеристика понятия скоростно-силовые качества……
8
1.3.Средства подготовки лыжника, направленные на развитие скоростно-силовых качеств……………...……………………………….
12
Выводы по первой главе…………………………………………………….
29
Глава 2. Задачи, методы, организация исследования …….………………
19
2.1 Задачи исследования…………………………………………………
19
2.2.Методы исследования………………………………………………..
19
2.2.1 Анализ научно-методической литературы……………………
19
2.2.2 Тестирование выносливости…………………………………...
19
2.2.3 Педагогический эксперимент………………………………….
20
2.2.4 Методы математической статистики…………………………..
20
2.3 Организация исследования…………………………………………..
21
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..
22
Показатели развития скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет......................................................................................................
Оценка эффективности влияния комплексов упражнений на развитие скоростно – силовых качеств у детей 13 – 14 лет………..
3.3 Оценка эффективности воздействия занятий по лыжной подготовке на развитие выносливости у юношей 15-16 лет…………..
Известно, что во всех программах физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, включая последние, уделяется большое внимание необходимости разностороннего развития двигательных качеств. Для этого в каждом разделе программы предусмотрен соответствующий материал для их совершенствования (Л.К.Гребенкина)[23].
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины (В.В.Петрикевич).
В различных видах физических упражнений, где результат определяется не столько абсолютной силой, сколько быстротой движений, ведущим направлением подготовки является развитие скоростно-силовых качеств. На современном этапе именно этой проблеме уделяется большое значение.
К числу скоростно-силовых качеств В.И.Лях относит такое их проявление как "взрывная сила" - способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.
Еще одним проявлением
скоростно-силовых качеств
Как разновидность скоростно-
По мнению Ф.П.Суслова,
Ж.К.Холодова [27] силовые способности
необходимо подразделять на собственно-силовые,
скоростно-силовые и силовую
Взрывная сила отражает способность человека к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума. Взрывная сила проявляется во многих двигательных действиях там, где необходимо в минимальное время проявить максимально возможную в этих условиях силу. Это характерно для спринтерского бега, различного рода прыжковых упражнений, метаний и других действий, в игровых видах и единоборствах.
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения (Ф.П.Суслов, Ж.К.Холодов, В.П.Филин).
Для развития скоростно-силовых способностей недостаточно развивать только силовые способности занимающегося. Многие специалисты (В.М.Зациорский, Л.П.Матвеев)[20] считают, что одновременно необходимо развивать и скоростные способности.
Для характеристики физических качеств спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин "быстрота".
"Быстрота" - это
комплекс морфофункциональных
В последние десятилетия все чаще стали употреблять термин "скоростные способности". Это объясняется тем, что исследования конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их существенные различия (Л.П.Матвеев)[20].
В процессе научных исследований установлена высокая специфичность скоростных способностей, которые проявляются в реально выполняемых спортсменом движениях (Дмитриев А.А.)[12]. Скоростные способности, определяющие результативность различных спортивных упражнений, могут быть оценены с помощью следующих показателей:
1) время специфических двигательных реакций;
2) время достижения максимальной скорости в специально-подготовительных или соревновательных упражнениях;
3) уровень максимальной
скорости в этих же упражнениях
Быстрота - это физическое качество, которое весьма трудно поддается развитию. Возможности повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничены (В.М.Зациорский).
В процессе выполнения физических упражнений чаще всего имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам ее проявления. Конечно, эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, т.к. она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами.
Обобщая мнения ведущих специалистов (В.П.Филин; В.И.Лях) в области теории и методики физического воспитания, можно дать следующее определение:
Скоростно-силовые качества — это синтез силовых и скоростных способностей человека, проявляемых во "взрывных" динамических движениях.
Таким образом, большинство видов спорта требуют развития комплекса скоростных способностей, но не в одинаковой степени, а в разных соотношениях и формах. Отсюда вытекают специфические особенности задач по их развитию. Развитие скоростных способностей занимает значительное место в тренировке, но имеет сравнительно узкую направленность и осуществляется, главным образом, как одна из сторон тренировки скоростно-силовых способностей. В процессе тренировки, развивая скоростно-силовые способности, необходимо применять не только упражнения для повышения скорости движений, но и упражнения для развития силовых способностей (Железняк Ю.Д.)[14].
В процесс многолетней подготовки лыжника для развития физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах.
Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое (Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина)[21].
Физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, включающие развитие скоростно-силовых качеств, принято делить на следующие основные группы:
1.Упражнения основного
вида лыжного спорта - лыжных гонок,
избранных как предмет
2.Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся,
в свою очередь, на две
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов.
Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, футбол и т.п.).
3.Специальные упражнения
также разделяются на две
Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств (И.М. Бутин)[10].
Как отмечалось выше, в подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при выполнении упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц. Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой-то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.
Основное средство развития быстроты — упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50—60 м, со старта и с хода на 30—50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.
Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах (В.И. Лях). Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений.
Другим эффективным методом развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения - скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с предельной и около предельной скоростью, в облегченных условиях).
Значительное место в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координации движений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобы гармоничное развитие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлять мышечную силу в определенных движениях (Л.А.Байкова)[21].
Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возраста — укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического характера в различных условиях.
Наиболее эффективны для развития силы у подростков динамические упражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.
Для более разностороннего